Учимся прощать

Коллеги — педагогический журнал Казахстана ->

Цель: Расширить представление о ценности прощения.

-раскрыть значение понятий «прощение», «отпустить обиду»;

-развивать способность понимать и умение прощать другого человека;

-воспитывать великодушие, терпимость в общении с другими людьми.

1 этап. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

— На протяжении всей жизни мы чему-то учимся, узнаем что-то новое. Но есть такие понятия, истины, ценности, о которых лучше узнать как можно раньше. Это значительно облегчит нашу жизнь, и тогда наша жизнь станет радостней.

— Послушайте стихотворение Сергея Погореловского «Друзья» и оцените поступки мальчиков.

Побил меня Гуляев Колька:

Зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько,

Я молча слезы проглотил.

Пришел домой, захлопнул двери,

Ничком свалился на кровать.

А я-то в дружбу нашу верил.

Но больше дружбе не бывать!

А собирались всем делиться,

Как настоящие друзья!

На теплоход один проситься:

Матросом — ты, матросом — я!

Хотели вместе мы по свету

Поплавать вдоль и поперек.

Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!

Такую дружбу не сберег!

Ты не сберег мечты хорошей,

И вот всему конец теперь.

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Колька — так несмело

Вошел с поникшей толовой: —

Прости уж! Сердишься. За дело!

Беда, горячий я какой!

Я подхожу к нему мириться

И говорю ему: — Ну что ж!

Я не сержусь: чего сердиться?

Я так и знал, что ты придешь.

— Ребята, как вы считаете, останутся ли эти мальчики друзьями? (ответы детей). Почему вы так считаете? (Один нашел в себе мужество попросить прощение за плохой поступок, другой его простил).

СЛАЙД Работа с пословицей «Каждая ссора красна примирением»

— Как вы думаете, о чем у нас с вами пойдет разговор? (ответы детей).

— Чувство обиды знакомо каждому человеку с раннего детства. Обидчиком может оказаться кто угодно, но сильнее всего мы обижаемся на близких и значимых нам людей.

— Поднимите руки те, кто хоть раз обижался? На кого и за что вы обижались? Забыли ли вы обиду?

Как-то два друга долго шли по пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.

Молча, он написал на песке; «Сегодня мой самый лучший дал мне пощечину».

Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, и его друг спас его. Когда он пришел в себя, то высек на камне : «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь пишешь на камне. Почему?

— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но, когда кто-либо делает что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. И пусть тебе будет легко и светло.

— Чему учит эта притча?

— Ветер, вода, облака и тучи могут унести ваши обиды навсегда. Вспомните обиду и сейчас мы попробуем ее забыть. Ваши обиды унесет вода.

(Дети в полной тишине слушают звук журчащей воды).

СЛАЙД «КАК НАУЧИТЬСЯ ПРОЩАТЬ?»

— Как выглядит человек, которого обидели?

Упражнение «Пазлы»(у нескольких ребят части обиженного человека, они у доски собирают пазл).

— Как выглядит человек, который никогда никого не обижает? (собирается пазл).

Работа по учебнику. (стр.77-78)

— Как вы думаете, что произойдет дальше?

Из-за чего Тобик стал думать, что хозяева его больше не любят?

Что было самое главное во сне, увиденном Тобиком?

Почему котенок помирился с котенком? Правильно ли он сделал?

— Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Лиза (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Лизе что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя).

— Посмотрите на Лизу, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему

— Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).

— Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

— Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему? Кто хотел бы оказаться на ее месте?

— Я хочу, чтобы вы поняли, что происходит в душе человека, в которой накапливаются плохие чувства.

— Часто ли вы просите прощение? Легко ли его просить?

— Обиду нельзя хранить в сердце, надо избавиться от него. Тогда все будет хорошо. Давайте хором скажем волшебные слова.

Главное с сердцем, горящим в груди.

Нам равнодушных в жизни не нужно!

Злобу, обиду из сердца гони.

Упражнение «Волшебная палочка»

— У меня в руках Волшебная Палочка Прощения. Как бы вы ее использовали?

(Дети передают палочку по кругу, высказывая свои мысли)

— Давайте вместе повторим эти замечательные слова:

Рука к руке, а сердце к сердцу.

Открой прощенью в сердце дверцу!

— Сейчас мы узнаем, что происходит с теми, кто не хочет просить прощение.

Стр.80-81 «Самое страшное»

— Почему Вова остался один? Как бы вы поступили на его месте?

— Сейчас я вас покажу волшебную силу ПРОЩЕНИЯ.

В стакан с водой закапать по 1 -2 капли пищевых красителей: желтый — обида; зеленый — зависть; синий — злоба. Понаблюдаем, как все это проникает в наше «сердечко», огорчает его. Затем туда же добавляю 1 чайную ложку отбеливателя (можно больше). Отбеливатель разъедает красители. Вывод: Так же ПРОЩЕНИЕ начисто смывает обиду, зло, укрепляет дружбу, очищает душу.

— Я приготовила для вас небольшой сюрприз. Посмотрите, в моих руках – волшебная шкатулка. Она необычная. Открыв эту шкатулку, вы увидите человека, который никого не обижает и умеет прощать. Вы встретите человека, с которого можно брать пример. Посмотрите на него внимательно. Запомните этого человека. Улыбнитесь ему.

Источник:
Коллеги — педагогический журнал Казахстана ->
Цель: Расширить представление о ценности прощения. -раскрыть значение понятий «прощение», «отпустить обиду»; -развивать способность понимать и умение прощать другого человека; -воспитывать
http://collegy.ucoz.ru/load/39-1-0-6487

Конспект урока Учимся прощать

Урок самопознания во 2 «Б» классе.

Тема: «Учимся прощать»

Ценность — внутренний покой.

качества — доброта, великодушие, толерантность.

Ресурсы : учебник, презентация , фонограмма.

Учитель: Убитаева М. А

Цель: расширение и углубление представлений об общечеловеческой ценности- внутреннем покое.

Задачи: 1.Раскрыть важность умения прощать другого человека;

2.Развивать стремление понимать и прощать другого человека;

3.Воспитывать качества: доброту, великодушие, толерантность у учащихся.

Прозвенел уже звонок.

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли.

« Возьмитесь все за руки и мысленно пошлите сердечное тепло друг другу и нашим гостям, которые отложили все дела и пришли к нам в гости. Пожелаем всем удачи. Вы очень красивы сейчас. Красивыми вас делают красивые и добрые мысли. Чтобы все неприятности обходили нас стороной!

3. Сообщение темы и цели урока:

— Сегодня мы продолжим беседу об умении прощать, и начать урок мне хотелось бы с таких строк:

Быть вежливым так просто!

Всего лишь — улыбнуться

И от души при встрече

Не хмуриться, не злиться,

Спешить всегда на помощь,

Забыть свои обиды…

И будет мир добрей!

Что хотел сказать автор этими строками? ( не надо быть злым, надо помогать, забывать обиды и т.д.)

Да, ребята чтобы жизнь была доброй и интересной, чтоб у вас всегда было много друзей, надо самому быть добрым.

Концентрация на свет. (музыка «Хрустальная грусть»)

Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста, глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Медленно опускается вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам. Уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз. Глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в свете…Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

— Какой цветок вы видели? Что вы чувствовали когда видели свой цветок?

5. Проверка опережающего домашнего задания. (прочтение рассказа Е.Пермяка «Самое страшное» с.47-48)

-Каким мальчиком рос Вова?

-Как он вёл себя с окружающими людьми и животными?

-Почему Вова остался один-одинёшенек?

-Что чувствовал мальчик , когда остался один?

-Как бы вы поступили, если бы Вова был рядом с вами?

-Простили бы вы его?

-Для кого прощение было бы особенно важным: для Вовы или для вас?

-Сегодня мы начали разговор о том, почему важно уметь прощать другого человека. Тема урока — «Учимся прощать».

Наш разговор хочется начать с цитаты:

6. Позитивное высказывание (цитата).

«Простить — значит перестать сердиться или обижаться на другого человека. Умение прощать помогает человеку сохранить мир и добрые отношения с другими людьми»

-Зачем человеку сохранять мир и добрые отношения с другими людьми?

7. Рассказывание истории . (подарок учителя) Беседа.

— Я хочу рассказать вам притчу .

Жили-были два брата Нор и Тим. Жили очень дружно. Вместе растили детей, ухаживали за пшеницей, помогали людям. Но вот однажды старший Нор нашел в земле горшок с золотыми монетами. С тех пор он очень сильно изменился. Стал злым и жадным. В одно лето случился неурожай. Пришел Тим к старшему Нору попросить еды. Засмеялся Нор и прогнал младшего брата. Вышел Тим из дома и тихонько заплакал.

Настала весна. Пришли в селение разбойники и обокрали Нора. Стало совсем нечего есть. Делать нечего , пошёл старший брат к младшему и попросил у него еды. Тим подошёл к Нору, обнял его и отдал последнюю еду, что была у него в доме. Вышел Нор из дома и громко заплакал…

-Как звали братьев?

-Почему изменился старший брат?

-Почему Тим заплакал после того, как вышел из дома старшего брата?

-Почему Тим, когда Нор пришёл к нему просить еду, подошёл к нему и обнял его?

-Простил ли он брата? Почему он его простил?

-Почему Нор, когда вышел из дома младшего брата тоже заплакал?

8. Творческая деятельность. (лепка)

-Возьмите пластилин , вспомните свой цветок , который увидели и почувствовали во время позитивного настроя, постарайтесь слепить его , наполнив добротой и прощением и по завершении работы подарите его тому, кого хотите простить или уже простили.

муз. Савельев Б. / сл. Пляцковский М., из м/ф «День рождения кота Леопольда»

Дождик босиком по земле прошел,

Клены по плечам хлопал.

Ведь уметь прощать – это хорошо.

А когда наоборот- плохо.

Слышно как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны.

Если добрый ты — то всегда легко.

А когда наоборот — трудно!

Рассыпая смех звучно.

Ведь уметь прощать — это хорошо.

А когда наоборот — скучно

Прощение очень полезно, потому что оно помогает победить злость и обиду. Умение прощать позволяет человеку жить в согласии с самим с собой и окружающим миром.

11. Круг от сердца к сердцу.

— О какой ценности мы говорили сегодня? ( умении прощать)

— Подумайте и расскажите, что унесете вы с урока. Начните свои высказывания со слов

Давайте скажем хором слова, которые являются лекарством от обиды

Главное с сердцем, горящим в груди.

Нам равнодушных в жизни не нужно!

Злобу, обиду из сердца гони!

Обида ушла из нашего сердца, теперь в нем живет только любовь и прощение. Потрите свои ладошки, чтоб жарко стало. Быстро передайте свое тепло другу, соединив свою ладошку с ладошкой друга.

Источник:
Конспект урока Учимся прощать
Cкачать: Конспект урока "Учимся прощать".
https://infourok.ru/konspekt-uroka-uchimsya-proschat-1002637.html

Учимся прощать

Тема: Учимся прощать

Ценность: внутренний покой

Качества: великодушие, терпимость, терпение, умение не сердиться

Школа: Колутонская ОШ

Педагог: Жаканова А.А.

Класс: 2 Кол-во уч-ся: 10

Цель: расширение и углубление представления значения прощения

через осознание внутреннего покоя.

Задачи: научить ребят находить выход из конфликтной ситуации,

— развивать способность понимать и умение прощать другого человека;

— воспитывать великодушие, терпимость в общении с другими людьми, умение не сердиться.

Орг.момент. Позитивный настрой.

Проверка домашнего задания.

Вам дома нужно было прочитать сказку о песике по имени Тобик.

  1. Из-за чего Тобик думал, что хозяева его больше не любят?
  2. Что было самое главное во сне, увиденном Тобиком?
  3. Почему Тобик помирился с котенком?
  4. А как бы себя чувствовал Тобик, если бы не помирился с котенком?
  5. Кто здесь оказался более мудрым, великодушным? Почему?
  6. Что вы чувствуете, когда с кем-нибудь ссоритесь?
  7. Кто первым идет на примирение?
  8. Какое чувство вы испытываете, когда миритесь с тем человеком?

Позитивное высказывание (цитата).

«Хотите сохранить друзей – умейте прощать» (народная мудрость)

— Как вы понимаете смысл данного высказывания?

— Как научиться прощать?

Рассказывание истории (беседа). Подарок.

Притча о том, как научиться прощать.

Ученик попросил учителя:

— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошел конфликт, и положи этот картофель в пакет.

— И это все? – недоуменно спросил ученик.

— Нет, – ответил учитель. – Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился картофелинами и стал достаточно тяжелым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвел и стал издавать резкий неприятный запах.

Ученик пришел к учителю и сказал:

— Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжелый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

На что учитель ответил ученику:

— То же самое происходит и у тебя в душе. Просто ты это сразу не замечаешь. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

1. О чем попросил ученик учителя?

2. Что посоветовал учитель?

3. Почему его пакет оказался полным?

4. А если бы вы оказались вместо того ученика, как вы думаете, ваш пакет был бы полным? А вы бы хотели, чтобы ваш пакет оказался полным?

5. Какие надо иметь качества, чтобы пакет все время был пуст?

Творческая деятельность, групповая работа.

Разделить на группы, выполнять работу.

Опишите ситуации, изображенные на рисунках.

— Как бы вы поступили, чтобы не обидеть ребят в этих ситуациях?

Песня «Неприятность эту мы переживем»

Музыка В. Савельева.

И улыбку свою я дарю прохожим.

Если в сердце чужом не найду ответа,

Неприятность эту мы переживём,

Между прочим, это мы переживём.

  1. В небесах высоко ярко солнце светит,

До чего ж хорошо жить на белом свете.

Если вдруг грянет гром в середине лета,

Неприятность эту мы переживём,

Между прочим, это мы переживём.

  1. Мелкий дождь бьёт в окно, хмурится природа,

Но известно давно — нет плохой погоды.

Всё желтеет кругом, и уходит лето,

Неприятность эту мы переживём,

Между прочим, это мы переживём

Домашнее задание. Прочитать рассказ Е. Пермяка «Самое страшное»

Заключительная минута урока.

Сядьте ровненько, закройте глаза и подарите свой лучик света и любви тем, кого вы обидели и тем, кто обидел вас. Спасибо, урок окончен. Хорошего дня.

Тема: Учимся прощать

Ценность: внутренний покой

Качества: великодушие, терпимость, терпение, умение не сердиться

Школа: Колутонская ОШ

Педагог: Жаканова А.А.

Класс: 2 Кол-во уч-ся: 10

Цель: расширение и углубление представления значения прощения

через осознание внутреннего покоя.

Задачи: научить ребят находить выход из конфликтной ситуации,

— развивать способность понимать и умение прощать другого человека;

— воспитывать великодушие, терпимость в общении с другими людьми, умение не сердиться.

Орг.момент. Позитивный настрой.

Проверка домашнего задания.

Вам дома нужно было прочитать сказку о песике по имени Тобик.

Из-за чего Тобик думал, что хозяева его больше не любят?

Что было самое главное во сне, увиденном Тобиком?

Почему Тобик помирился с котенком?

А как бы себя чувствовал Тобик, если бы не помирился с котенком?

Кто здесь оказался более мудрым, великодушным? Почему?

Что вы чувствуете, когда с кем-нибудь ссоритесь?

Кто первым идет на примирение?

Какое чувство вы испытываете, когда миритесь с тем человеком?

Позитивное высказывание (цитата).

«Хотите сохранить друзей – умейте прощать» (народная мудрость)

— Как вы понимаете смысл данного высказывания?

— Как научиться прощать?

Рассказывание истории (беседа). Подарок.

Притча о том, как научиться прощать.

Ученик попросил учителя:

— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошел конфликт, и положи этот картофель в пакет.

— И это все? – недоуменно спросил ученик.

— Нет, – ответил учитель. – Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился картофелинами и стал достаточно тяжелым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвел и стал издавать резкий неприятный запах.

Ученик пришел к учителю и сказал:

— Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжелый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

На что учитель ответил ученику:

— То же самое происходит и у тебя в душе. Просто ты это сразу не замечаешь. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

1. О чем попросил ученик учителя?

2. Что посоветовал учитель?

3. Почему его пакет оказался полным?

4. А если бы вы оказались вместо того ученика, как вы думаете, ваш пакет был бы полным? А вы бы хотели, чтобы ваш пакет оказался полным?

5. Какие надо иметь качества, чтобы пакет все время был пуст?

Творческая деятельность, групповая работа.

Разделить на группы, выполнять работу.

Опишите ситуации, изображенные на рисунках.

— Как бы вы поступили, чтобы не обидеть ребят в этих ситуациях?

Песня «Неприятность эту мы переживем»

Музыка В. Савельева.

Я иду и пою обо всём хорошем

И улыбку свою я дарю прохожим.

Если в сердце чужом не найду ответа,

Неприятность эту мы переживём,

Между прочим, это мы переживём.

В небесах высоко ярко солнце светит,

До чего ж хорошо жить на белом свете.

Если вдруг грянет гром в середине лета,

Неприятность эту мы переживём,

Между прочим, это мы переживём.

Мелкий дождь бьёт в окно, хмурится природа,

Но известно давно — нет плохой погоды.

Всё желтеет кругом, и уходит лето,

Неприятность эту мы переживём,

Между прочим, это мы переживём

Домашнее задание. Прочитать рассказ Е. Пермяка «Самое страшное»

Заключительная минута урока.

Сядьте ровненько, закройте глаза и подарите свой лучик света и любви тем, кого вы обидели и тем, кто обидел вас. Спасибо, урок окончен. Хорошего дня.

Источник:
Учимся прощать
Тема: Учимся прощатьЦенность: внутренний покойКачества: великодушие, терпимость, терпение, умение не сердитьсяШкола: Колутонская ОШПедагог: Жаканова А.А.Класс:
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/uchimsia-proshchat

COMMENTS