Умение разговаривать

Диалог, или умение разговаривать

Продолжение. Начало в №4 (24) 2008 г.

Вся наша сознательная жизнь протекает в речевом общении. Когда мы не спим и не смотрим телевизор, мы разговариваем с близкими, с друзьями и знакомыми, с коллегами по работе, с соседями и прохожими на улице. Наконец, мы иногда думаем, а думать значит разговаривать с очень умным и интересным человеком – с самим собой. Правда, многие еще бродят по Интернету, но там тоже разговаривают с прохожими, только обычно в письменной форме.

Между тем разговаривать мы не умеем, потому что нас этому никто не учит, – в школе нас учат грамматике и литературе. Грамматика и литература, безусловно, нужны, в особенности человеку, который умеет разговаривать. Школьная грамматика учит нас правильно говорить и писать, но умение говорить и умение разговаривать – разные вещи. Умение говорить, если мы не умеем разговаривать, иной раз даже вредит нам, или если мы говорим слишком много, или если не скажем то, что нужно сказать, или если скажем то, что говорить не следует.

Что же значит уметь разговаривать? Умение разговаривать есть умение находить и выражать словом взаимоприемлемые решения при столкновении целей и интересов. Правильно сказать означает организовать и гармонизировать посредством слова собственную жизнь и жизнь своих ближних: соблюдать собственные интересы, не нарушая по возможности интересов другого человека, достигать собственных целей, не прибегая к насилию, и, что очень важно, уметь не обрывать общение – строить разговор таким образом, чтобы он имел продолжение.

Наше речевое общение состоит из монологов и диалогов. Монолог – высказывание, которое не предполагает непосредственного ответа со стороны получателя речи. Диалог – обмен однородными высказываниями в рамках определенной темы и определенного состава участников, каждый из которых попеременно является создателем и получателем сообщения.

Диалог состоит из реплик, и грамматика учит нас, что эти реплики бывают трех видов – вопросы, сообщения и побуждения. На вопрос можно ответить сообщением и иногда уточняющим вопросом, но не побуждением; на сообщение – сообщением, вопросом или побуждением; на побуждение – сообщением или вопросом, но не побуждением. Подумайте сами, что получится, если нарушить это простое правило.

Речь здесь идет не о психологии, а об организации речевых отношений в обществе, о правилах ведения речи. Например, когда кто-то позвонил в вашу дверь, вы спрашиваете: «Кто там?» – а вам в ответ: «Откройте дверь!» – не открывайте, а если у вас есть дети, научите их этому простому правилу. Психология скажет о реакции человека на речевой стимул: о том, что у вас возникнет побуждение открыть дверь, которому не следует поддаваться. Риторика скажет о правиле речевого общения: если на ваш вопрос отвечают побуждением, разумно прервать речевой контакт.

Правила ведения диалога выработались в глубокой древности, они выражены в пословицах, причем пословицы всех народов, если рассмотреть их с этой точки зрения, дадут примерно одинаковый материал. Эти правила были систематически изложены и обоснованы профессором Ю.В. Рождественским (Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1999). Они разделяются на общие правила, правила для слушающего и правила для говорящего: в диалоге говорящие и слушающие меняются местами, а общие правила нацелены на объединение участников диалога и на продолжение общения между ними.

В диалоге положение слушающего более благоприятно, чем положение говорящего.

Пословицы единогласно утверждают, что слово – серебро, а молчание – золото, и что неслучайно у человека один рот и два уха. Внимательный анализ речи собеседника дает возможность обдумать ее содержание и построить целесообразный ответ.

Человек, готовый к речи, прерывает любое дело или собственную речь, чтобы выслушать обращенное к нему сообщение.

Это правило вежливости и безопасности одновременно. Наша невнимательность и невежливость по отношению к другим зачастую приводит к непоправимым последствиям: нам сообщают об опасности и необходимости немедленного решения, а мы пропускаем сказанное мимо ушей. Наш ближний взывает о помощи, а мы отворачиваемся от него. Воспитывайте в детях внимание к речи.

Но тот, кто обращается с речью, несет ответственность за актуальность, значимость, уместность сообщения.

Известна сказка о мальчике, который всех пугал волком, когда же волк действительно появился, никто мальчику не поверил. Если обращенная речь бессодержательна или не вызывает ответной мысли у слушающего, диалог может быть прерван, а дело может не состояться, за что ответственность несет говорящий.

Правила для говорящего

Говорящий должен тщательно отсеивать сообщаемую информацию: имеет преимущество тот, кто владеет информацией.

Один умный человек сказал: «Когда я говорю то, что я говорю, я думаю то, что я думаю». Во-первых, слово, как известно, не воробей, поэтому сказанное не воротишь и оно станет фактом. Во-вторых, «в чем проврался, с тем и простился», – ложь создает проблемы, а информацию, которую вы сообщаете, следует предварительно взвешивать, потому что случайно сказанное вами может привести к неожиданным последствиям. Известна китайская история про точку в глазу дракона. Жил-был великий художник, у которого был ученик. Раз художник поручил ученику нарисовать дракона. Ученик прекрасно нарисовал дракона, но в рисунке чего-то не хватало. Он попросил учителя поправить рисунок. Учитель внимательно посмотрел на дракона, взял кисть и только поставил точку в глаз дракона, как дракон ожил и полетел. Вот такой точкой в глазу дракона может оказаться случайно сообщенная информация.

Последствия каждого высказывания должны быть обдуманы.

Обычно наша речь представляет собой реакцию на некий стимул. В этом отношении мы мало отличаемся от животных – псу наступили на хвост, и он визжит, человеку сказали что-то неприятное, и он немедленно реагирует возмущенными словами. Разумная речь целесообразна. Высказывание должно быть результатом замысла, а не психологической реакцией на обстоятельства. Перед тем как начать говорить, следует спросить себя: «Что мне нужно от этого человека? Что и как мне следует сказать, чтобы получить нужный результат?» Поэтому всякое наше высказывание должно учитывать цель, собеседника, обстоятельства, речевую ситуацию:

• речь должна быть вежливой – помимо того, что быть вежливым просто хорошо и приятно, вежливость речи существенно повышает значимость и авторитет высказываний. В нашем общении, особенно деловом, столкновение целей и интересов дело обычное, нарушение правил вежливости, нелюбезность создает не просто дополнительные препятствия для положительного решения наших проблем, но – сами эти проблемы;

• сообщение должно быть уместным – в доме повешенного не говорят о веревке;

• содержание и смысл высказывания определяются тоном, которым оно произнесено, – интонация несет больше информации, чем слова, потому что выражает истолкование говорящим содержания сказанного;

• сообщение не должно быть противоречивым – последовательность является важнейшей характеристикой личности и реальности намерения говорящего, пословица предупреждает: «В огороде бузина, а в Киеве дядька»;

• сообщение должно содержать новую информацию – смысл диалога в том, что его участники знают и могут сообщить разное об одном и том же предмете речи, поэтому он и называется диа-лог: «диа-» значит по-гречески «через» и «раз-» как «раз-личное», «логос» значит одновременно «слово, мысль и высказывание»;

• сообщение не должно быть многословным – долгую речь трудно запомнить и на нее трудно ответить, чем длиннее речь, тем больше вероятность допустить перечисленные выше ошибки, долгая речь компрометирует говорящего, потому что слушающий тоже человек и тоже хотел бы высказаться.

Правила для слушающего

Слушающему полезно знать, что не каждый его собеседник имеет достаточно добросовестные намерения, достаточно разумен, чтобы сообщить нечто полезное, достаточно компетентен в обсуждаемом вопросе, достаточно этичен и достаточно умеет выражать свои мысли.

Слушающему следует сопоставить сообщение говорящего с сообщениями на ту же тему, полученными от разных лиц. Это дает основание для оценки достоверности и новизны содержания речи.

Слушающий должен выделить истинные и ложные, правдоподобные и неправдоподобные высказывания. Он делает это на основе предшествующего шага анализа речи. Если двое сообщают противоречивые сведения об одном и том же, то, по крайней мере, один из них говорит неправду. Если вам сообщают нечто, что вы считаете неправдоподобным, то у вас есть основание усомниться в истинности сказанного и в этичности сказавшего. В этичности, потому что этика речи возбраняет сообщать как достоверную информацию, которую слушающий может считать неправдоподобной.

Слушающий должен выделить приемлемые и неприемлемые для него высказывания. Лиса, как известно, знает сто сказок, и все про курицу, а всякий кулик хвалит свое болото. По речи можно определить намерения и интересы говорящего, и всегда полезно помнить, что эти интересы и намерения могут не совпадать с вашими. Поэтому, когда вы анализируете речь, старайтесь, чтобы ваш собеседник говорил дольше и полнее. Чем дольше он будет говорить, тем чаще в его речи будут повторяться слова и обороты, которые мо гут свидетельствовать о его намерении. Их-то и нужно слушать.

Сопоставив высказывания различных лиц на ту же тему, разделив истинные и ложные, приемлемые и неприемлемые сообщения, слушающий отделяет интересы говорящего от содержания его высказывания.

Слушающий оценивает высказывание и интерес говорящего применительно к ситуации речи и на этом основании отделяет интересы говорящего от его намерений, так как интересы могут не совпадать с намерениями.

Выделив интересы и намерения говорящего, слушающий сопоставляет данное высказывание с другими высказываниями того же лица и определяет искренность, то есть добросовестность намерений говорящего.

С должным вниманием слушающий относится к суждениям говорящего о других лицах и о том, что они говорят: если ваш собеседник не в состоянии хранить секреты других, то он не в состоянии хранить и ваши секреты; если он недоброжелательно относится к другим, то, очевидно, он недоброжелательно относится и к вам.

Не меньшее внимание слушающий уделяет логическим и содержательным ошибкам говорящего: по этим ошибкам оценивается разум собеседника как способность понимания и суждения.

Ошибки в содержании речи слушающий связывает с отношением говорящего к собственным высказываниям (модальностью речи): говорящий может быть скромным, смиренным человеком, но может шутить, испытывать слушающего, намеренно вводить его в заблуждение относительно своих умственных способностей или информированности.

Из содержания речи собеседника следует отобрать положительную информацию, которая будет основой ответного суждения.

Это правило самое важное по двум причинам.

Первое. Все изложенное выше предполагает известное недоверие и критическое отношение к собеседнику. Однако установление в высказываниях негативного содержания означает выделение позитивного, что и является целью общения и основанием для продолжения диалога. Когда обнаружится это позитивное содержание, появится основание для ответа, который принципиально должен быть направлен на согласие. Но соглашаться следует в том, что соответствует вашим намерениям. При этом во всяком диалоге важна инициатива – поворот содержания разговора в желательную для вас сторону. Диалог всегда состязание, и выигрывает не тот, кто больше или красивее говорит, а тот, кто лучше умеет направить тему обсуждения в нужное русло.

Второе. Приведенные рекомендации основаны на пословицах. Пословицы отражают древний страт (пласт) духовной культуры, связанный в основном с язычеством и родовой этикой, когда собственные польза и безопасность рассматриваются как высшая ценность. Однако пословицы почему-то сохраняются в христианской культуре в относительно неизменном виде. Из этого, очевидно, следует, что они предписывают трезвость и осмотрительность в речи и в оценке собеседника, что никому не вредит.

Наконец, последнее. Все эти правила вполне банальны, и в сущности, каждый взрослый человек их знает. Однако одно дело знать, другое дело видеть их как целое, и вовсе третье дело – следовать им. Но кто из нас не совершает ошибки? Следовать этим правилам труднее всего. В спокойных и благоприятных ситуациях ошибки кажутся не опасными, хотя это не совсем верно, но в ситуациях дискуссии, полемики и даже простого спора они приобретают значимость категорического условия.

Читайте в следующем номере журнала: «Диалектический диалог».

Как научиться красиво говорить и грамотно излагать свои мысли

Как научиться красиво говорить и грамотно излагать свои мысли

Среди профессий, востребованных в последнее время, большинство основаны на умении красиво и правильно говорить. Адвокаты, политики, дикторы на многочисленных теле- и радиоканалах, преподаватели, те, кто работает с клиентами — словом, представители огромного числа успешных людей должны говорить так, чтобы их слушали, им внимали, ими восхищались.

Что же значит «говорить красиво»? В первую очередь, это грамотно, членораздельно, убедительно. Человек с «кашей» во рту, вещающий в эфире радиостанции, вызывает лишь желание переключиться на другую волну, а к преподавателю, вставляющему через каждое слово, слова-паразиты, вряд ли будут ходить на лекции.

Поэтому работа над своей речью включает три основных направления:

  • тренировка дикции (чёткого произношения);
  • работа над техникой и содержанием речи;
  • увеличение своего словарного запаса и развитие речи.

Помимо вербальных (словесных) есть невербальные средства речи: жестикуляция, интонация, мимика, общение взглядом и т. д. Правда, эти средства начнут «работать», если основное орудие — ваша красивая речь — будет давать свои плоды.

Правильность речи, чёткость происхождения гласных и согласных звуков, смена интонаций, выделение голосом — все эти характеристики вашей речи помогут вам оказывать воздействие практически на любого человека, расположить его к себе, убедить в своей правоте или в необходимости продолжить с вами дальнейшее сотрудничество.

Начинать тренировку нужно с правильного дыхания. Если неправильно дышать, то это может повлечь за собой срыв голоса, затянувшиеся паузы, искажение смысла фразы. Поэтому во время публичных выступлений ораторы пользуются не обычным дыханием, а речевым. Обычного дыхания может просто не хватить, поэтому важно учиться правильно расходовать воздух и вовремя его восстанавливать. В этом случае пользуются диафрагменным дыханием. Оно развивается целой системой дыхательных тренировок, но они требуют упорства и большого терпения.

Дальше начинается работа непосредственно над правильным произношением — дикцией. Для этого нужно произвести простые действия:

  • Записать на диктофон ваше прочтение любого текста.
  • Прослушать получившуюся запись.
  • Дать прослушать её другим.
  • Сопоставить своё мнение и чужое.
  • Выделить основные недостатки.

Наиболее часто встречаются следующие ошибки произношения:

  • неправильное произношение гласных звуков в слабой позиции (без ударения);
  • «съедание» отдельных согласных звуков;
  • утрата гласных звуков;
  • неправильное соединение согласных звуков при их соединении;
  • нечёткое произнесение шипящих и свистящих звуков;
  • неправильное произнесение мягких звуков и т. д.

Заниматься исправлением дикции желательно с помощью специалистов. Сейчас есть множество организаций, где работают логопеды. Конечно, в основном, занятия рассчитаны на детей, но можно брать частные уроки, чтобы быстрее достичь нужного эффекта.

Советы тем, кто будет самостоятельно заниматься дикцией

Все занятия нужно начинать с упражнений на расслабление мышц, отвечающих за правильную артикуляцию. Лучше соблюдать определённую последовательность выполнения упражнений. Начинать упражнения нужно с самых простых, постепенно переходя к более сложным. Заниматься необходимо каждый день. Переходить к отработке следующего упражнения только после полного усвоения предыдущего. Каждый день нужно ставить новые цели и задачи. Достигнутые результаты время от времени нужно поддерживать повторением основных упражнений.

Одна из частых ошибок речи — чересчур быстрая речь. Когда человек торопится, что называется, тараторит, его трудно воспринимать. Нужно научиться контролировать темп своей речи. Для начала можно произносить в очень медленном темпе какой-нибудь речевой материал, не требующий особого понимания. Это может быть последовательность цифр, например, до ста, названия месяцев, городов или стран, список мужских или женских имён.

Лучше записывать эту последовательность, чтобы можно было произносить слова в прямом и обратном порядке. Со временем, запомнив эту последовательность, лучше воспроизводить по памяти, одновременно тренируя и память. Потом нужно переходить к повторению текста на слух. Причём он должен быть записан в быстром темпе, а вот повторять нужно будет в медленном темпе.

Конечно, термин «постановка голоса» больше относится к музыкантам, актёрам и другим творческим профессиям. Он означает, что нужно тренировать силу голоса, его диапазон и тембр. Силу голоса можно натренировать, если громко и чётко произносить тексты различного характера: стихотворения, басни, оды, стихи в прозе.

Диапазон вполне можно расширить, если произносить разнообразные текстовые упражнения на самых высоких или самых низких тонах. При этом голос в идеале должен становиться выше или ниже, в зависимости от конечной цели. Тембр же голоса зависит от обертонов, то есть от добавочного тона, звучащего как своеобразное эхо. Обертон появляется в момент отражения звука от стенки естественного резонатора (собственного черепа, грудной полости, гортани и прочих).

К сожалению, современные люди всё больше становятся косноязычными, не могут грамотно выразить мысль, путаются в значениях слов. Это объясняется множеством причин.

Во-первых, сейчас мало читают, так как больше проводят время у монитора компьютера или экрана телевизора.

Во-вторых, слишком мало слышат образцы грамотной речи. Ведь не секрет, что даже с экрана телевизора редко услышишь образцы правильной и красивой речи. О радиостанциях вообще говорить не приходится: диджеи общаются с радиослушателями так же, как привыкли общаться с друзьям, — пересыпая свою речь жаргонными словами и выражениями.

В-третьих, редко смотрят театральные постановки. Ведь для театра требуется особый стиль одежды, там нужно вести себя культурно, самое главное — понимать содержание отдельных мизансцен, сложность характера героев. Всё это требует от людей лишних усилий, поэтому гораздо проще сходить в кино, поесть попкорн и «поржать».

Однако если вы твёрдо уверены, что ваша речь отличается бедностью словаря, обилием речевых ошибок и неправильным построением предложений, а вы намерены научиться владеть вниманием аудитории, то вам просто необходимо срочно начинать работу над собственной речью.

Итак, вот советы, которые помогут научиться овладеть красивой и грамотной речью.

Неграмотную и однообразную речь выдают прежде всего неправильно построенные предложения. Когда человек мучительно подбирает слова для продолжения начатой мысли, делает длинные паузы, а в результате получает «корявую» мысль, это говорит о том, что он не владеет техникой правильного построения предложений.

Учиться правильному построению нужно начинать с письменных упражнений, записывая в отдельную тетрадь интересные мысли, наблюдения, афоризмы. В дальнейшем, непосредственно перед выступлением, нужно составить текст заранее на бумаге, пересказывая по готовому плану, повторяя отдельные выражения.

Можно вообще вести дневник (это модно, судя по сериалам вроде «Дневника доктора Зайцевой» и подобных ему), записывая впечатления за день, какие-то свои наблюдения, рассуждения. Всё это способствует в целом развитию речи, ну и правильному построению предложений в частности.

Бедность речи выдаёт скудный словарный запас. Если человек выражает свои оценки, суждения, замечания одними и теми же словами, это говорит о том, что ему трудно выражать свои мысли из-за отсутствия знаний. Поэтому подобная речь производит отталкивающее впечатление, а сам человек не будет иметь авторитет, особенно среди тех, кто хорошо владеет речью.

Согласитесь, в наше время, скажем, косноязычный директор школы — это нонсенс. Он просто не сможет выступать перед учителями, а значит, не сможет завоевать авторитет ни среди коллег, ни среди учеников своей же школы. Ведь даже безграмотные ученики понимают, что учителя, а уж тем более директор, должны быть грамотным во всех смыслах этого слова.

Как же разнообразить свою речь? Конечно, в первую очередь, работать с толковым словарём. Услышав новое для себя слово, нужно найти его значение в словаре, выписать и запомнить. Причём запоминать слово нужно только в контексте, то есть в предложении. Употреблённое без контекста, слово может быть непонятным или восприниматься в искажённом значении.

Неплохо разгадывать хотя бы кроссворды или сканворды, ведь там тоже даются значения слов, причём иногда в иносказательном или ироничном смысле, что помогает научиться понимать многозначность слова. Ещё важно читать статьи в различных журналах — не только в глянцевых.

Например, чтение экономических новостей поможет разобраться в финансовой и юридической сферах и значительно обогатит вашу речь терминами из этих областей. Если интересоваться медициной, пусть даже глядя передачи вроде «Жить здорово» и подобных ей, можно разобраться во множестве медицинских понятий, начиная от элементарной инъекции и заканчивая узкоспециальными терминами.

Читая статьи по психологии, можно расширить своё словарный запас множеством достаточно современных понятий, ведь у нас сейчас почти каждый или сам себе психолог, или сам себе врач. В идеале, лучше расширять круг своего общения. Ведь поддерживая отношения с юристами, специалистами в области IT-технологий, врачами, учителями и т. д., вы вольно или невольно будете слышать новые для вас слова, начиная постепенно разбираться в их смысле, а потом и вводя в свою собственную речь.

Внимание к деталям хорошо для наблюдения. А вот во время выступлений, особенно публичных, излишняя детализация может привести к ослаблению интереса и скуке. Поэтому важно научиться сжимать любую информацию. С помощью компьютерных программ сжимать объём информации довольно просто. А как это сделать с текстом?

Огромную роль играет составление плана. План позволяет определить последовательность, сосредоточить внимание на главном, а также сделать акцент на важнейших деталях. Для сжатия текста используются три основных приёма — исключение, обобщение и замена. Овладение этими приёмами поможет из любого самого растянутого и неинтересного текста создать настоящий шедевр красноречия.

Нет ничего более тягостного, чем публичная речь, пересыпанная словечками вроде «типа», «вот», «так сказать», «как бы» и множеством других. Не случайно их и называют словами-паразитами, потому что они вживляются в речь, убивая её красоту и звучание. Поэтому здесь требуется очень кропотливая работу по очищению своей речи от «речевых шлаков». Для начала нужно записать своё выступление на публике с помощью диктофона. Далее требуется прослушать это выступление, отметив те слова, которые засоряют его. Попросите знакомых постоянно замечать подобные слова в общении с ними, каждый раз поправляя вас.

Вам же нужно научиться контролировать темп речи, чтобы было время остановиться перед тем, как успели что-то подобное ляпнуть. Пусть лучше будет небольшая пауза, чем «эканье» и «беканье». Это требует от человека самодисциплины, постоянного самоконтроля, но результат, безусловно, стоит таких жертв.

Сейчас, в век тестирования и списывания готовых домашних заданий, редко предоставляется возможность выступать с монологической речью. Поэтому-то бывшие школьники и студенты и приходят потом на работу косноязычными. Поэтому, если задаться целью научиться говорить правильно, важно уже в школе использовать все возможности для публичного выступления.

Устные ответы на уроках, выступления на различных научно-практических конференциях, выступления перед одноклассниками, на сцене — всё это поможет не только стать уверенным в себе, но и заставит говорить связно, грамотно, убедительно.

Конечно, поможет и чтение классической художественной или научно-популярной литературы, потому что вы всегда сможете приводить примеры из книг или современной действительности. А ничто не делает речь более убедительной, как приведение большого количества аргументов.

Используйте жесты, которые позволят и вам ощущать больше комфорта, находясь перед аудиторией, и слушателей вызовут правильные ассоциации. Если сначала вы будете выступать, подглядывая в конспект, то частые и продолжительные выступления в скором времени помогут вам чувствовать себя уверенно даже во время непосредственного общения с залом или определённым кругом людей.

Умения общаться

Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО . А. К. Колеченко . 2002 .

Смотреть что такое «Умения общаться» в других словарях:

Предметные знания, умения, навыки — Предметные знания являются в школе основными целями обучения. В настоящее время предлагается перейти к развивающему обучению. Можно согласиться с такими предложениями, но только отчасти. Знания действительно не всегда предполагают развитие.… … Энциклопедия педагогических технологий

Жизненные навыки и умения — (life skills). Необходимы для развития и процветания: Я и ТЫ (навыки, которые мне нужны для взаимоотношений с тобой): эффективно общаться; завязывать, поддерживать и завершать отношения; оказывать и получать поддержку; действовать в ситуациях… … Словарь-справочник по социальной работе

Межкультурная компетенция — Понятие М. к. вошло в науч. дискурс в 1990 х гг. в результате переосмысления концепции коммуникативного обучения иностр. языкам, вызванного необходимостью преодоления разрыва между глобальными образовательными целями, вставшими перед объединенной … Психология общения. Энциклопедический словарь

ДИПЛОМАТ — (фр. diplomate) должностное лицо, в надлежащем порядке уполномоченное главой данной страны, ее правительством, ведомством иностранных дел, другим компетентным государственным органом на осуществление различного рода официальных сношений с… … Энциклопедия юриста

Риторика — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Расы The Elder Scrolls — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

The Elder Scrolls расы — В Википедии есть проект «TES» Авторы вселенной The Elder Scrolls населили ее самыми разнообразными живыми существами. Ниже представлен список разумных рас этой игровой вселенной. Содержание 1 Э … Википедия

Бетмер — В Википедии есть проект «TES» Авторы вселенной The Elder Scrolls населили ее самыми разнообразными живыми существами. Ниже представлен список разумных рас этой игровой вселенной. Содержание 1 Э … Википедия

Кимер — В Википедии есть проект «TES» Авторы вселенной The Elder Scrolls населили ее самыми разнообразными живыми существами. Ниже представлен список разумных рас этой игровой вселенной. Содержание 1 Э … Википедия

Кимеры — В Википедии есть проект «TES» Авторы вселенной The Elder Scrolls населили ее самыми разнообразными живыми существами. Ниже представлен список разумных рас этой игровой вселенной. Содержание 1 Э … Википедия

Источники:
Диалог, или умение разговаривать
Журнал "Виноград" — Главная
http://www.vinograd.su/education/detail.php?id=42378
Как научиться красиво говорить и грамотно излагать свои мысли
Как научиться красиво говорить и грамотно излагать свои мысли Среди профессий, востребованных в последнее время, большинство основаны на умении красиво и правильно говорить. Адвокаты, политики,
http://bbf.ru/magazine/26/5631/
Умения общаться
Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО . А. К. Колеченко . 2002 . Смотреть что такое «Умения общаться» в других словарях: Предметные знания,
http://educational_technology.academic.ru/22/%D0%A3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F

COMMENTS