Уменьшительно ласкательные суффиксы

Групповое открытое логопедическое занятие 3 класс третий этап коррекционного обучения

Групповое открытое логопедическое занятие 3 класс третий этап коррекционного обучения

Тема: «Полезные суффиксы»

— усвоены понятия «части речи»: существительное, прилагательное, глагол.
— усвоено понятие «состав слова» (приставка, корень, суффикс, окончание).
— усвоены понятия «суффиксы»: «уменьшительно-ласкательные», «суффиксы профессий» и т.д.

Оборудование:
Предметные картинки, плакаты со словами, схемы, таблицы.

Программное содержание:
— продолжать учить детей изменять слова при помощи суффиксов.
— закрепить у детей понятие «суффикс».
— формировать навыки общения и правильного поведения.

Методы и приемы:

Метод наглядного моделирования, метод самоконтроля.

  1. Организационный момент.
  2. Дыхательная гимнастика.
  3. Определение темы занятия. Игра с мячом «Назови себя ласково».
  4. Деление класса на команды. Выбор капитанов.
  5. Домики с суффиксами. Работа в группах.
  6. Гимнастика для глаз.
  7. Двигательная игра.
  8. Блиц-опрос. Промежуточный итог.
  9. «Волчок».
  10. Подведение итогов. Награждение победителей.

1. Организационный момент:

Ребята, вы готовы к занятию? Сегодня оно будет необычным для вас , и, надеюсь, интересным.

2. Дыхательная гимнастика.

Прежде чем приступить к нему, я хочу, чтобы приготовили свои носики и речевой аппарат к работе. Выполним дыхательную гимнастику. Внимательно послушайте мою инструкцию.
«Шарик»- учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре- дети делают 4 глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1-8 медленно выдыхают.
«Шарик красный»
Воздух мягко набираем,
Шарик красный надуваем,
Шарик тужился, пыхтел,
Лопнул он и засвистел:
«Т-сссссссс!»
(вдох-выдох-вдох-выдох со звуком)

«Беседа инопланетян»- вдох через нос, на выдохе произносить носовой звук «Ммммм..», слегка постукивая пальцами по крыльям носа.

3. Определение темы занятия. Игра с мячом «Назови свое имя ласково»

Сегодня мы вспомним про состав слова. Я вам говорила, что слова, как конструктор, можно собирать. У слова есть (вспоминают вместе с учителем) приставка, корень, суффикс и окончание. Тема нашего занятия «Полезные суффиксы».
Игра с мячом « Назови свое имя ласково»:
Давайте все встанем в круг и передавая мяч по кругу, назовем себя ласково, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.

4. Деление класса на команды. Выбор капитанов.

Я предлагаю вам разделиться на команды и выбрать капитана.
Правила: не выкрикивать с места, когда ваша команда готова к ответу, поднять руку с условным значком — мы будем видеть, что вы готовы отвечать. За нарушение правил — я снимаю балл и, это может повлиять на общий результат игры.

5. Домики с суффиксами. Работа в группах.

Перед вами — на столе, лежат листочки с заданием. Вам нужно будет разместить слова по домикам, выбрав правильный суффикс и изменив, в соответствие с этим суффиксом, само слово. Работа рассчитана на 5 минут. Приступаем.

Слова: горло, время, скамейка, бревно, фея, дед, имя, баба.
( горлышко, времечко, скамеечка, бревнышко, феечка, дедушка, бабушка)
Первой отвечает команда быстрее всех выполнившая задание. Проверка задания. Оценка работы.

6. Гимнастика для глаз.

Комплекс упражнений:
«Горизонт»- чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта (слева- направо), глаза сопровождают движение. Голова прямо.
«Лодочка»- чертим лодочку (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.
« Радуга»- чертим радугу (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
«Солнышко»- чертим солнышко (кружок), глаза повторяют движение. Голова прямо.
« Яркое солнышко»- зажмуриться, закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

7. Двигательная игра.

Дети встают в круг. Учитель зачитывает слова : гора, горка, лес, лесок, поле, полюшко, сом, сомище, внук, внучек, город, городок, мяч, мячик, слово, словечко.
При указании на слово, в котором нет суффикса, дети приседают. Если в слове есть суффикс- поднимают руки вверх.

(Дополнительно: назовите суффиксы из данных слов, которые вы запомнили).

8. Блиц-опрос. Промежуточный итог.

Задаются вопросы командам. Ответившая команда получает балл.
Учит детей — учитель
Служит на границе — пограничник
Пашет землю — пахарь
Сочиняет сказки — сказочник
Дрессирует зверей — дрессировщик
Печет булки — булочник
Командует полком — полковник
Учится в школе — ученик
Печет пироги — пекарь
Ходит на лыжах — лыжник
Ходит в разведку — разведчик
Убирает во дворе — дворник
Продает товары — продавец
Ходит на охоту — охотник
Водит автомобиль- водитель
Добывает нефть – нефтяник
Играет на скрипке — скрипач
Рисует картины — художник
Играет на балалайке – балалаечник
Играет в волейбол- волейболист
Играет на флейте – флейтист
Пишет книги- писатель

Подсчет баллов за конкурс.

На каждую команду раздается по комплекту частей слов. Нужно в течение 3 минут разложить начало слов и суффиксы так, чтобы получились правильные слова.
Суффиксы – ЧИК и ОК
Начало слов: паль, голос, нос, кус, вис, сач, крюч, одуван, маль, карман, волч, стуль, колос.
Пальчик, голосок, носок, кусок, висок, сачок, крючок, одуванчик, мальчик, карманчик, волчок, стульчик, колосок.

10. Подведение итогов. Награждение победителей.

Подсчет баллов за все конкурсы. Награждение похвальным листом и подарками победившую команду. Поощрительными призами – проигравшую.

Источник:
Групповое открытое логопедическое занятие 3 класс третий этап коррекционного обучения
Групповое открытое занятие логопеда в 3 классе коррекционного обучения по теме Полезные суффиксы
http://logoped18.ru/logopedist/logopedicheskoye-zanyatiye-poleznyye-suffiksy.php

Уменьшительно ласкательные суффиксы

В системе итальянского существительного представлены все способы словообразования: словопроизводство, словосложение, образование существительных от других частей речи.
В зависимости от формальной организации различаются следующие типы существительных:

  • простые (primitivi), состоящие из неизменяемой основы и окончания: fiore (fior-e) — цветок, casa (cas-a) — дом;
  • дериваты (derivati), образованные от других слов с помощью префиксации и суффиксации: disordine (dis-ordine) — беспорядок;
  • альтераты (alterati), имеющие суффиксы субъективной оценки, придающие словам увеличительное, уменьшительное, ласкательное, уничитожительное значение, не меняющие, при этом, значения слова: casa — casetta — дом, домик, porta – portone — дверь, ворота, finestra – finestrone –-окно, окнище;
  • сложные (compositi), образованные более чем одной частью речи: aspirapolvere (aspira polvere) — пылесос; mezzanotte – (mezza notte) – полночь, asciugacapelli (aciuga capelli) фен;
  • субстантивированные (sostantivati), образованные от других частей речи (без их изменения) с помощью артикля: il parlare — речь (parlare — говорить); il verde — зелень (verde — зеленый); il male — зло (male — плохой).

Суффиксы имен существительных (Suffissi dei sostantivi)

1. Суффиксы субъективной оценки.

а) Суффикс увеличительности (suffisso accrescitivo) — оnе (русское -ище, -ища):
libro (m) — книга librone (m) — книжища

Употребляется с существительными обоих родов, причем существительные женского рода меняют свой род на мужской:

donna (f) — женщина donnone (m) — крупная женщина

Для существительных женского рода имеется также форма — оnа:
signora (f)— госпожа signorona (f) — важная барыня

б) Уничижительные суффиксы (suffissi peggiorativi):

-accio, — accia
il ragazzaccio — скверный мальчишка
la parolaccia — ругательство, грубое слово.
-astro, -ucolo, -iciattolo
il poetastro — плохой поэт, «рифмоплет»
il ladruncolo — воришка
l’omiciattolo — человечишко

в) Уменьшительно-ласкательные суффиксы (suffissi diminutivi e vezzeggiativi):

-ino, a (-cino, -icino)
il nasino – носик, il bastoncino – палочка, il fiumicino – речушка,
-ello, a (-erello, -cello, icello)
l’alberello – деревцо, il venticello – ветерок,
-etto, a
il musetto – мордочка, la casetta — домик
-uolo, a (-icciuolo)
il figliuolo – сынок, il muricciuolo – низкая стена
-uccio, a
la femminuccia — девочка
-uzzo, a
la viuzza – улочка

2. Суффиксы, образующие существительные с собирательным значением:

-аmе
il pollame — домашняя птица
-aglia (с уничижительным оттенком)
la gentaglia — сброд
-esca
la scolaresca — школьники
-ume (с уничижительным значением)
il vecchiume — старье
-ia
la mobilia — мебель, обстановка

3.Суффиксы -zione (-sione, -gione); -mento, -ura, -enza, -ore, -io
служат для образования имени, выражающего действие или результат действия:

la rivoluzione – революция, il movimento – движение, la chiusura – закрытие, l’ubbidienza – повиновение, l’amore – любовь, lo sterminio – уничтожение

4. Суффиксы -ore (-tore), -trice(-essa), -aio, -aia, -aro, -ara, -iere, -iera служат для обозначения лица, имеющего какую-либо профессию, род занятий:

il professore — профессор, учитель, il redattore – редактор, la traduttrice – переводчица, la poetessa – поэтесса, il marinaio – матрос, la lavandaia – прачка, lo scolaro – школьник, la scolara – школьница, il barbiere – парикмахер, l’infermiera – медсестра

Суффиксы -еzzа,-iziaа, -aggine,-ita, -ta,-ore, -(t)udine, -tu, -ia служат для образования абстрактных существительных:

la giovinezza – молодость, l’avarizia – жадность, la stupidaggine – глупость, la verita – правда, la bonta – доброта, il pallore – бледность, la solitudine – одиночество, la virtu – добродетель, la pazzia – безумие
Современные тенденции суффиксального словообразования

В современном итальянском языке отмечается особая словообразовательная продуктивность таких суффиксов, как:

Источник:
Уменьшительно ласкательные суффиксы
В системе итальянского существительного представлены все способы словообразования: словопроизводство, словосложение, образование существительных от других частей речи. В зависимости от формальной
http://www.studyitalian.ru/support/lib/article31.html

COMMENTS