Условия эффективного общения

Активное слушание — ключевое условие эффективного общения

Активное слушание — ключевое условие эффективного общения

«Невозможно научиться умению говорить, не научившись прежде держать язык за зубами», — гласит старая немецкая пословица. Аналогичная русская пословица звучит короче и ярче — «Молчание — золото». Но почему молчание — золото? Или, точнее, как превратить молчание в золото? Этого можно добиться, используя приемы и инструменты активного слушания.

Условия эффективного общения включают множество факторов:

  • правильно выбранное время общения;
  • правильно выбранное место и обстановка, соответствующие цели общения;
  • умение выступать перед аудиторией, убеждать, ораторское искусство (У нас на сайте есть курс обучения ораторскому искусству, созданный более двух тысяч лет назад Цицероном — Древнеримские пушки риторики);
  • умение правильно начать общаться, создать первое впечатление (Вы можете пройти тест «Умею ли я создавать первое впечатление» и узнать, насколько у вас развит этот навык);
  • умение грамотно и вовремя закончить общение;
  • и — ключевое условие — умение слушать собеседника, то есть активное слушание.

Согласно научным исследованиям, слушатели воспринимают от 25% до 50% словесной информации в процессе общения. То есть даже в наилучшем случае половина сказанного пролетает мимо наших ушей. С оставшейся половиной тоже все не просто. Ведь человеку свойственна субъективная трактовка полученной информации, приводящая к серьезному искажению смысла! Человеческое общение очень напоминает детскую игру «испорченный телефон».

Просто на минуту представьте себе, какая огромная малопроницаемая стена разделяет людей, общающихся друг с другом! Вы можете быть изумительным оратором, но какая часть ваших неоспоримых аргументов пробьется через эту стену?

Достучаться до собеседника можно лишь используя активное слушание, а для этого нужно учиться слушать людей. Почему активное слушание является ключевым условием эффективного общения?

  1. Прежде всего, вы просто больше услышите, если будете более внимательно слушать.
  2. Далее, умение слушать ведет к лучшему пониманию нужд и интересов человека, что позволяет более убедительно апеллировать к нему. Например, делать ему предложение, отвечающее его запросам и нуждам.
  3. Человеку приятно быть услышанным. Если ваш собеседник чувствует, что вы его внимательно слушаете и слышите, он также начинает больше к вам прислушиваться.
  4. И, наконец, все люди предпочитают говорить, а не слушать. Поэтому тот, кто умеет слушать, располагает к себе людей, вызывает у них симпатию. Активное слушание — мощный инструмент влияния на людей.
    Так что же такое активное слушание? Какие навыки надо освоить, чтобы овладеть этим инструментом личной эффективности?

Давайте рассмотрим несколько инструментов и приемов активного слушания.

Самый известный и важный для понимания сути активного слушания инструмент — это «Четыре ступени активного слушания». Описанные ниже ступени следует проходить последовательно в процессе общения, не забегая вперед, не пропуская ни одной из них. Цикл активного слушания может повторяться многократно в процессе одного общения. Вот эти ступени:

1. Первая ступень — слышание (не слушание). Научитесь концентрировать внимание на словах того или тех, с кем общаетесь. Большинство людей, пока собеседник говорит, сосредотачивают внимание на том, что они скажут в ответ. Но как можно адекватно ответить на то, что ты прослушал?! Поэтому многие диалоги и напоминают юмористические сценки. Научитесь слушать высказывания контрагентов, не заботьтесь о том, что вы скажете. Если вы внимательно выслушали сказанное, адекватный и убедительный ответ мгновенно придет вам на ум.

2. Вторая ступень — понимание. Как было отмечено выше, важно не только услышать сказанное, но и правильно понять его. Как я уже писала в предыдущих статьях, научные исследования доказывают, что убеждения и предубеждения могут приводить даже к провалам в памяти и искажению логики. Поэтому второй важный навык активного слушания — непредвзятая оценка услышанного. Все сказанное — это информация, которую надо сначала воспринять без искажений, а потом уже оценивать.

3. Третья ступень — оценка. На этой ступени, но не раньше, мы переходим к оценке услышанного. Насколько полученная информация может быть нам полезна? Как мы ее можем использовать в данном общении или для решения каких-либо своих задач? Как эта информация характеризует собеседника, показывает его сильные и слабые стороны? Как эти знания мы можем использовать в своих интересах? И все это мы оцениваем, продолжая слушать человека, с которым общаемся. Потому что преждевременная непродуманная реакция может нанести нам вред, разрушить атмосферу общения.

4. Четвертая ступень — реакция. Только завершив процесс оценки полученной информации, мы реагируем на нее, но не раньше! Но и не позже. Потому что общение — это дорога с двусторонним движением. Активное слушание предполагает реакцию на слова собеседника. Как иначе мы можем показать ему, что мы его слышим и понимаем? Но реакция на сказанное — это не продолжительный монолог и не презентация. Реакцией на сказанное могут быть короткие уместные замечания, реплики, или, что еще лучше, адекватный язык тела — кивок, наклон вперед, открытые жесты руками.

Давайте рассмотрим практическое применение активного слушания, как всегда, на простом бытовом примере.

Маша привела своего парня Ивана знакомиться с мамой. Какая замечательная возможность для Ивана попрактиковать активное слушание! Анна Ивановка разлила чай по чашкам и пустилась в нескончаемый монолог о том, какой очаровательной маленькой девочкой была Машенька.

Вместо того, чтобы отключить звук и погрузиться в свои размышления, Иван внимательно прислушивается к рассказу (ступень 1).

«Когда Машеньке было девять лет, она чуть не утонула в море, я недоглядела, я так перепугалась, не меньше ее. А у Машеньки теперь стресс на всю жизнь, она ужасно боится воды, не любит плавать», — рассказывает мама. «Маш, а я и не знал, что ты не любишь воду. Это правда?», — спрашивает Иван. (ступень 2, уточнение информации для полного понимания).

Маша отвечает утвердительно. Иван понимает, что он часто настаивал на плавании, водных экскурсиях и обижался, когда Маша отказывалась. (ступень 3 — оценка информации, извлечение пользы из полученной информации).

«Анна Ивановна, — Иван кивает головой, — как полезно с вами общаться!». (ступень 4 — реакция).
Когда Иван уходит, Анна Ивановна говорит дочке: «Какой внимательный юноша, как он мне понравился!». Конечно, понравился! Ведь Иван воспользовался ключевым условием эффективного общения — активно слушал собеседницу.

Несколько практических инструментов активного слушания

Повторение последнего слова или пары слов, сказанных перед паузой.

Это поможет и вам, и вашему контрагенту не потерять нить разговора.

Это подтвердит, что вы внимательно слушаете человека. С которым общаетесь.

-А у вас нет такого же, но с перламутровыми пуговицами?

-С перламутровыми пуговицами?

Прежде всего, вопросы бывают открытыми и закрытыми. Открытые вопросы предполагают развернутый ответ, а закрытые вопросы — да или нет.

Открытые вопросы помогают разговорить собеседника.

Они позволяют получить более полную информацию.

Закрытый вопрос: Ты идешь в магазин? Открытый вопрос: Куда и зачем ты идешь?

Как видите, одну и ту же информацию можно получить двумя способами. Если ответ на первый вопрос даст вам неполную и, возможно, искаженную информацию, то второй вопрос позволит вам полностью прояснить ситуацию.

Пересказ мысли контрагента, но при помощи меньшего количества слов, стараясь своими словами сказать то, что вы поняли из его слов.

Зачем это?
Помогает убедиться, что вы правильно поняли собеседника.
Показать человекуу, что вы стараетесь его понять.

Пример:
— Мне нужна машина, которая будет проходить везде, чтобы ездить на рыбалку, забираться в самые дебри.
— Вам нужен джип-внедорожник.

Попытка прояснить темные места в разговоре, то, что вы недопоняли или прослушали, или собеседник умышленно не пояснил.

Чтобы избежать неправильной интерпретации слов контрагента.

Чтобы получить больше информации.

Чтобы подтвердить сказанное ранее.

— Подожди, я совсем запутался. Дай я перескажу, что я понял, а ты потом поправишь, что не так. Я понял, что…

Финальное или промежуточное резюме всего сказанного собеседником в сжатой, лаконичной форме.

Чтобы получить и дать обратную связь тому, с кем вы общаететсь.

Чтобы завершить обсуждение той или иной темы или перейти к новой фазе обсуждения той же темы.

Чтобы проверить свои предположения, сформировавшиеся в результате разговора.

-Насколько я вас понял, вы любите своих детей и они для вас очень важны. Но, одновременно, вы совершенно не выносите общения с ними.

Настрой на чувства собеседника, сопереживание.

Показать человеку, что вы понимаете, что он чувствует.

Помочь ему осознать и оценить свои эмоции, озвучив их.

-У меня такое ощущение, что тебя сильно разозлило выступление Н. на собрании. И, похоже, обидело. Да?

Надеюсь, что я вас убедила в том, что активное слушание — это ключевое условие эффективного общения. Удачи!

Источник:
Активное слушание — ключевое условие эффективного общения
Активное слушание — это умение превращать молчание в золото. Инструменты эффективного слушания.
http://uspeh-success.ru/klyuchevoe-uslovie-effektivnogo-obshheniya-aktivnoe-slushanie/

Условия эффективного общения

Правила ведения бесед, совещаний, переговоров. Определение линии поведения руководителя и подчиненного. Стадии процесса переговоров. Содержательная и организационная подготовка. Подходы и типы поведения. Вербальные и невербальные средства общения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Содержание 1. Правила ведения бесед, совещаний. Условия эффективного общения
  • 2. Ситуации
  • 3. Процесс управления
  • Список использованной литературы
  • 1. Правила ведения бесед, совещаний. Условия эффективного общения
  • Деловые встречи в общем случае можно разделить на беседы и переговоры. Беседы предполагают только обмен взглядами, точками зрения, мнениями. Переговоры призваны найти решение проблемы, представляющей взаимный интерес.
  • Как правило, беседы и переговоры заранее планируются, поэтому целесообразно вначале выявить основные, ключевые моменты встречи, определить линии поведения:
  • — Что и как готовить к деловым беседам и переговорам?
  • — Содержательная подготовка переговоров.
  • — Организационная подготовка переговоров.
  • — Подходы и типы поведения на переговорах.
  • Основные стадии процесса переговоров:
  • — подготовка переговоров;
  • — процесс ведения переговоров;
  • — анализ результатов переговоров;
  • — выполнение достигнутых договоренностей.
  • Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального общения (словесного, речевого), связанного с формами манерами речи, словарным запасом, то есть со всем стилем речи, принятым в общении данного круга деловых людей.
  • Навыки устной речи особенно важны для менеджера. Именно на них основано умение убеждать собеседника и оказывать на него влияние.
  • Между тем, многие менеджеры испытывают затруднения при ведении беседы, выступлении на совещании или при проведении презентации.
  • Пытаясь научиться хорошо выступать на публике, люди часто начинают с того, что пишут предполагаемое выступление. Этот путь крайне неудачен, поскольку не учитывает того обстоятельства, что письменная и устная речь различаются по ряду параметров.
  • На ряду с вербальными очень важны и невербальные средства общения.
  • К ним относятся:
  • — Жесты, мимика, интонация — важнейшая часть делового общения. Порой с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. С помощью слов передается 7% информации, звуковых средств — 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.
  • — Интерпретация поз, жестов и других компонентов невербального общения: отражение субординации, стремление к доминированию, жесты — символы, жесты — иллюстраторы, жесты — адапторы, жесты — регуляторы.
  • — Роль дистанции для общения. Взгляд. Улыбка.
  • Одним из важнейших условий эффективного общения является учет такого фактора, как национальные особенности в международном деловом общении. Правила общения народов — слагаемые национальных традиций и международного этикета. Национальные особенности в деловом общении существуют в каждой стране (Англии, США, Германии, Франции, Арабских странах, Китае, Японии и др.), и если лицо, непосредственно участвующее в деловой беседе, будет учитывать национальные особенности собеседника, это увеличивает вероятность успеха в переговорах.

10 Г. Данный вариант, на мой взгляд, позволяет наиболее полно использовать положительную сторону конфликта, а именно, использовать его в качестве интенсификатора производственной деятельности.


б) 19 Г. Работникам необходимо услышать не просто обещание, а увидеть непосредственно увидеть его результат (причем, чем скорее, тем лучше). Только таким образом менеджер может заслужить уважение и доверие со стороны подчиненных.


20 А. Наиболее подходящий вариант, так как позволяет не настраивать заранее рабочих против менеджера.


в) 13 Б. Вариант позволяет показать подчиненному, что все могут оказаться в подобной ситуации (опоздание), однако системным данное явление быть не должно.


16 Г. Остальные варианты хороши при дополнительном стимулировании. Первоначально же должны быть удовлетворены первичные потребности работника (физиологические, а не, скажем, в уважении), чему и способствует в том числе зарплата и премия.


Процесс управления опирается на известные функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль).


Функция планирования опирается на анализ внешней и внутренней среды организации, поэтому начать необходимо именно с этих операций.


При анализе внешней среды главное — не выявить количественные характеристики ситуационных факторов, а определить, какие возможности для нашего бизнеса они дают. По сути, мы устанавливаем, что конкретно может поспособствовать успешной работе нашей кейтеринговой компании. Ответ на этот вопрос кроется в анализе ряда факторов (экономического, социального, технологического и политико-правового).


Внутренняя среда — совокупность внутренних переменных факторов организации, среди которых: социальная, производственно-техническая, информационная, экономическая и маркетинговая.


Хорошо известно, что никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью.


Фундаментальным утверждением, относительно смысла существования организации, является её миссия (формулируем миссию). Затем уже строится второй уровень целей (стратегических, тактических и операционных), логическая связь которых представляет из себя дерево целей.


Согласно функции организации составляем организационную структура компании (соблюдая принцип единоначалия).


Мотивация — совокупность как внешних, так и внутренних движущих сил, побуждающих человека к деятельности. При мотивации первоначально применяем стабильную зарплату, а уже затем различные бонусы и нематериальное стимулирование.


Для соответствия результатов деятельности организации поставленным целям необходим систематический контроль. В нашей компании будут обеспечены следующие виды контроля:


1. Предварительный. Проверка качества всех входящих ресурсов: как продуктов (физические и вкусовые характеристики), так и персонала (профессионализм, насколько человеку подходит данная работа).


2. Текущий. Мониторинг текущей хозяйственной деятельности фирмы с точки зрения соответствия стратегическим целям организации (то есть стратегический контроль), а также качества предоставляемых услуг и персонала, которые связаны между собой (если необходимо, вносятся определённые корректировке в действия работников).


3. Заключительный. Фокусируется на конечных результатах деятельности организации, то есть осуществляется непосредственно после завершения определённого вида работ.


Решение об основании нашей организации пришло после анализа внешней среды. На основании SWOT-анализа решено использовать стратегию фокусирования, так как она должна принести компании большую прибыль ввиду немногочисленных игроков в секторе предоставления услуг офисным работникам.


Данная стратегия будет внедряться посредством маркетинговых мероприятий, направленных на увеличение числа целевых клиентов. Также реализации стратегии будут подчинены все функции организации.


Эффективность управления будет достигнута лишь при обеспечении выполнения всех функций менеджмента в совокупности. При грамотном ведении бизнеса компания может добиться вполне приличных результатов, так как рынок даёт этому возможность своим активным ростом, а следовательно, потенциалом.


Большую роль, естественно, при этом будет играть менеджмент — только грамотный руководитель, обладающий всеми необходимыми качествами, способен привести организацию к поставленным целям.


Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс. 2-е изд., учеб. — М.: Гардарика, 1999. — 342 с.


Тюрюханова Е.В., Долгополова И.С. Основы менеджмента: учебно-методический комплекс: ч.1, 2 — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. — 50 с.


Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 1993.

Ведение деловых переговоров и коммерческих бесед. Стратегия и тактика ведения переговоров. Партнерский подход к переговорам как совместному поиску взаимоприемлемого решения. Подготовка к процессу делового общения. Правила ведения бесед и совещаний.

курсовая работа [62,9 K], добавлен 12.04.2012

Сущность и задачи деловых переговоров, характеристика их стадий и этапов. Рекомендации для эффективного общения с партнерами. Определение целей и выбор места проведения переговоров. Правила делового поведения. Пути достижения взаимовыгодного соглашения.

реферат [43,9 K], добавлен 20.02.2013

Понятие и содержание, общая характеристика деловых переговоров, их основные стадии, способы подачи позиции сторон. Подходы и типы поведения на переговорах, разработка практических рекомендаций по их проведению и критерии оценки конечной эффективности.

контрольная работа [35,1 K], добавлен 30.09.2013

Сущность делового общения. Характеристика деятельности ООО «ТК «Лагуна». Особенности процесса проведения деловых переговоров и совещаний в турфирме. Правила организации беседы. Создание алгоритма ведения деловых переговоров менеджера туристской компании.

дипломная работа [90,3 K], добавлен 07.06.2013

Ключевые моменты подготовки к переговорам. Основные типы вопросов, используемых при ведении переговоров. Стили ведения и правила эффективных переговоров. Поведение, способствующее развитию диалога на переговорах. Психотехника ведения деловых переговоров.

реферат [46,5 K], добавлен 23.12.2008

Понятие делового общения. Характеристика основных видов деловых контактов. Подготовка и проведение совещания. Особенности проведения телефонных бесед и переговоров. Организация международных переговоров. Заключение сделок в деятельности руководителя.

реферат [31,0 K], добавлен 09.03.2016

Переговоры как способ разрешения конфликтов. Теория переговорного процесса. Методика ведения переговорного процесса. Подготовка переговоров, стратегия и тактика ведения. Переговоры как искусство общения, деловой этикет. Технология завершения переговоров.

реферат [45,1 K], добавлен 25.01.2011

Этические категории, их абстрактность и относительность. Этикет общения руководителя и подчиненного, требования этикета к служащему при приеме посетителей. Нравственные эталоны и образцы поведения, способы повышения уровня моральности делового общения.

реферат [32,9 K], добавлен 20.10.2009

Этапы переговоров и способы подачи позиции. Подходы и типы поведения на переговорах. Принципы взаимодействия с партнером. Психологические приемы формирования аттракции. Правила влияния на людей по Д. Карнеги. Рекомендации по ведению деловых бесед.

курсовая работа [56,6 K], добавлен 21.02.2014

Общая характеристика переговоров и их основные этапы, изучение техники и приемов ведения деловых переговоров. Особенности делового общения с тайскими партнерами, культура поведения в Таиланде. Поведение венгерских партнеров при решении деловых вопросов.

реферат [20,7 K], добавлен 16.01.2011

Источник:
Условия эффективного общения
Правила ведения бесед, совещаний, переговоров. Определение линии поведения руководителя и подчиненного. Стадии процесса переговоров. Содержательная и организационная подготовка. Подходы и типы поведения. Вербальные и невербальные средства общения.
http://otherreferats.allbest.ru/management/00061548_0.html

Условия эффективного педагогического общения

Американский психолог К. Роджерс, основоположник гуманистической психологии, сформулировал условия, при которых общение учителя с учениками является эффективным, т.е. делающим процесс учения «значимым для ученика».

1. Принятие ребенка. Ребенок принимается педагогом как личность, обладающая собственной ценностью, как противоречивый, небезупречный человек, имеющий разные черты и разные чувства. Учитель принимает в ребенке не только старание, целеустремленность и любознательность, но и временное безразличие к учебе и сумасбродные выходки. Он создаёт атмосферу, которая показывает: «Вы мне нравитесь», а не «Вы мне будете нравиться, если будете вести себя так-то и так-то». Стендаль назвал это отношение «безусловным положительным отношением» (приводится по К.Роджерсу, 1994, С.343), так как оно не требует в качестве условия какой-то ценности, необходимой для проявления этого отношения.

Принятие, кроме того, — доверие и забота. Необходимо «разрешить учащемуся соприкасаться с важными проблемами его жизни, чтобы он сталкивался с проблемами и спорными вопросами, которые хочет разрешить» (К.Роджерс, 1994, С.347).У ученика важно вызвать желание узнать или измениться, вырастающее из трудностей, с которыми он сталкивается в жизни.

2. Конгруэнтность. Учитель в отношениях с учеником — конгруэнтная личность, способная быть именно тем человеком, каков он есть на самом деле. Учитель не скрывает свои чувства и переживания за ролью, фасадом — он живой человек, а не воплощение требований программы или транслятор знаний. Конгруэнтность предполагает осознание своего отношения к другим людям, принятие своих чувств, откровенность в отношениях с учениками. Он может восторгаться тем, что ему нравиться, и скучать в разговорах на темы, которые его не интересуют. Он может быть злым и холодным или, наоборот, чувствительным или симпатизирующим. Поскольку он принимает свои чувства как принадлежащие ему, у него нет необходимости приписывать их ученикам или настаивать, чтобы они чувствовали то же самое. Рядом с таким учителем ученики чувствуют себя уютно и безопасно, потому что хорошо его понимают.

3. Эмпатия. Учитель эмпатически понимает внутренний мир ученика. «Понять внутренний мир ученика, как будто он твой собственный, но не теряя этого «как будто» — это и есть эмпатия» (К.Роджерс, 1994, С.344). Когда мир ученика ясен учителю, тогда он способен словами передать своё понимание его мира ученику, и то, что ему ясно, и то, что ученик ещё не в состоянии выразить словами, то, что едва им осознаётся.

По мнению К. Роджерса, педагогическое влияние в процессе обучения должно способствовать значимому учению учащихся. Под значимым учением подразумевается «не только накопление фактов, а изменение поведения человека в настоящем и в будущем, его отношения и его личности» (Роджерс, 1994, с.340). Значимое учение — это самонаправленное и самостоятельное учение.

Данные наблюдений современных зарубежных исследователей, сторонников теории К.Роджерса, свидетельствуют, что гуманистическое влияние педагога обеспечивает более высокий уровень личной приспособленности, творчества, самостоятельного приобретения знаний и ответственности учащихся, чем традиционное педагогическое руководство.

Благополучный педагог в использовании влияния на учеников проявляет творческую индивидуальность. Он использует различные диалоговые приёмы, направленные на поддержание благоприятной эмоциональной атмосферы обучения, особенно в ситуациях, когда ученики испытывают трудности и напряжение.

К. Роджерс считал, что у всех учеников есть желание расти, развиваться, становиться. В идеале родители и учителя должны создавать поддерживающую обстановку, облегчающую рост и развитие личности ребёнка. В такой атмосфере ребёнка принимают безусловно, дети ценятся за то, что они такие, какими являются, и эти условия способствуют их развитию. В этой модели учитель не направляет, а помогает, а ученики — активные и главные участники процесса обучения.

К. Роджерс утверждает, что цель гуманистических преподавателей — развивать внутреннюю дисциплину у учеников. В самом широком смысле внутренняя дисциплина — это знание о себе и действиях, которые нужно предпринять, чтобы вырасти и развиться как личность. Это не значит, что К. Роджерс отстаивает полную вседозволенность. Он считает, что ученикам нужно помочь стать дисциплинированными и научиться самообладанию. Задача учителя — помогать, а не руководить, при этом у учеников вырабатывается мотивация самоконтроля, и им требуется минимальное руководство.

Эффективное педагогическое общение имеет развивающее значение. Оно изменяет поведение человека, его отношения и его личность. По мнению К.Роджерса, в результате эффективно организованного общения возникают следующие знания и изменения:
• Человек начинает по-другому смотреть на себя.
• Он более полно принимает себя и свои чувства.
• Он больше доверяет себе, может лучше управлять собой.
• Он становится более похожим на того человека, каким бы он хотел быть.
• Он становится более гибким, менее застывшим в своём восприятии.
• Он ставит для себя более реальные цели.
• Его поведение становится хорошо обдуманным.
• Он готов отказаться от вредных привычек.
• Он начинает более принимать других.
• Он изменяет основные качества своей личности в лучшую сторону.

Источник:
Условия эффективного педагогического общения
Американский психолог К. Роджерс, основоположник гуманистической психологии, сформулировал условия, при которых общение учителя с учениками является эффективным, т.е. делающим процесс учения
http://psyera.ru/usloviya-effektivnogo-pedagogicheskogo-obshcheniya_8110.htm

Эффективное общение

Условия эффективного общения: контакт, невербальное общение, правильное понимание собеседника, реагирование на информацию собеседника. Основные правила и приемы повышения эффективности общения: первое впечатление, улыбка, комплимент, умение слушать.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

«Умение общаться с людьми — это товар, и я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете».

Человек — “существо социальное”. Это означает, что он живет среди людей и осуществлять свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение — контактное, опосредованное или воображаемое.

В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

Рассматривая процесс познания человеком человека в общении, один из основоположников советской психологии, С.Л. Рубинштейн, писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируется в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, то есть, расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас вырабатывается определенных исследований, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению».

Эффективное общение — это единственная вещь, которая может быть действительно важна для всех людей, обитающих в обществе. Не думать об эффективном общении в то время когда общаешься, это все равно, что переходить дорогу в оживленном месте не смотря по сторонам.

· направляет поток информации в нужное русло;

· помогает людям преодолеть барьеры для проведения открытой дискуссии;

· стимулирует собеседников предпринимать действия для достижения поставленных целей;

· передает информацию, поощряя сотрудников думать по-новому и действовать более эффективно.

В данной работе описаны наиболее значимые приемы и технологии эффективного общения.

Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею.

Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п.

Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общение нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.

В основу теории культуры речи как особой лингвистической дисциплины предлагается положить следующее определение этой дисциплины. Культура речи — это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Эффективность общения — это тот «конечный продукт», создание которого должна облегчить теория культуры речи при ее практическом применении. Под эффективностью общения мы понимаем оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей. Коммуникативные цели общения теснейшим образом связаны с основными функциями языка.

Технологии эффективного общения — это такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию (эмпатия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию) партнеров по общению.

Само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения:

*коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией;

*интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;

*перцептивным аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании.

Особое место в содержании технологий эффективного общения в конфликте занимают целевые установки конфликтантов. Прежде всего, это связано с существенным противоречием в самом процессе такого общения. С одной стороны, соперники особенно нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними, их «закрытость» по отношению друг к другу, обусловленная осознанной или неосознанной самозащитой в конфликте. Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте желательно (по возможности) создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество.

Основное же содержание технологий эффективного общения в конечном итоге сводится к соблюдению определенных правил и норм общения.

Основные правила эффективного общения:

Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.

Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.

Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.

В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.

Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.

Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.

Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

Для эффективного общения необходимо знать некоторые приемы, т.к. многие из них действуют на уровне подсознания.

Несколько приемов для эффективного общения:

— » Правило трех двадцати «:

· 20 сек. вас оценивают.

· 20 сек. как и что вы начали говорить.

· 20 см улыбки и обаяния.

— 6 правил Глеба Жеглова:

· Проявлять искренний интерес к собеседнику.

· Запомнить имя человека и не забывать время от времени повторять его в разговоре.

· Вести разговор в кругу интересов вашего собеседника.

· Относиться к нему с уважением.

— Как увеличить полезность контакта:

· Говорить о проблемах собеседника.

Правила эффективного общения по Блэку:

· Всегда настаивать на правде.

· Строить сообщения просто и понятно.

· Не приукрашивать, не набивать цену.

· Помнить, что 1/2 аудитории — женщины.

· Делать общение увлекательным, не допускать скуки и обыденности.

· Контролировать форму общения, не допускать экстравагантности.

· Не жалеть времени на выяснение общего мнения.

· Помнить о необходимости непрерывного общения и выяснения общего мнения.

· Стараться быть убедительным на каждом этапе общения.

Как результат вы получите:

· Формальный контакт перерастает в нормальное человеческое общение.

· Вы завоюете собеседника.

· Вы повысите вашу самооценку.

Рассмотрим некоторые из приемов эффективного общения и важность их применения более подробно.

Первое впечатление (первые 20 сек.)

Первое впечатление о человеке на 38% зависит от звучания голоса, на 55% от визуальных ощущений (от языка жестов) и только на 7% от вербального компонента. Конечно, первое впечатление — не всегда окончательный приговор, но важно, что с самого начала именно на его основе строится общение. Поэтому важно уметь произвести хорошее впечатление на окружающих.

Чтобы благополучно пройти через «минное поле» первых 20 секунд, необходимо использовать «Правило трех «плюсов»».

Специалистами замечено: чтобы с самого начала знакомства или беседы расположить к себе собеседника, нужно дать ему, как минимум три психологических «плюса», иными словами, трижды сделать приятные «подарки» его Ребенку (То же касается и окончания беседы или встречи).

Существует, конечно, множество возможных «плюсов», но наиболее универсальные из них: комплимент, улыбка, имя собеседника и поднятие его значимости.

На первый взгляд, комплимент — самое простое в общении. Но сделать его мастерски — высшее искусство.

Комплименты бывают трех типов:

1. Косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику — ружье, «помешанному» на собаках — его любимца, родителю — ребенка и т.д. Достаточно, зайдя к женщине-начальнице в кабинет, между делом заметить, с каким вкусом подобрана обстановка и как уютно себя здесь чувствуешь, чтобы заработать этим некоторое расположение к себе.

2. Комплимент «минус-плюс». Мы даем собеседнику сначала маленький «минус». Например, «Пожалуй, я не могу сказать, что Вы хороший работник… Вы незаменимый для нас специалист!» После «минуса» человек теряется и готов уже возмутиться, а потом на контрасте говорится весьма для него лестное. Психологическое состояние напоминает ощущения человека, балансирующего на краю пропасти: сначала — ужас от мысли о смерти, а потом — неописуемая радость: «Жив!» Психологи считают такой комплимент наиболее эмоциональным и запоминающимся, но, как и все сильнодействующее, он рискован. Если «минус» окажется сильнее «плюса» последствия могут быть для нас плачевными.

3. Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для того, кто делает комплимент. «Я хотел бы иметь такого же ответственного сына, как Вы!» Этот комплимент самый тонкий и наиболее приятен для собеседника. Но рамки его применения ограничены:

· Чтобы не выглядел искусственным, необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками.

· Партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы сравниваем.

Самое трудное в комплименте — это достойно на него ответить. Это невозможно сделать тут же, иначе человек, если и не обидится, то уже не захочет в другой раз нам сделать комплимент. Общая схема может быть следующей: «Это благодаря Вам!» Все искусство состоит в умении изящно ее варьировать. Иными словами, необходимо вернуть психологический «плюс» тому человеку, который дал его нам. При этом важно похвалить собеседника за его положительные качества, а не за то, что он такой хороший: похвалил нас, заметил хорошее в нас.

Улыбка — это выражение хорошего отношения к собеседнику, психологический «плюс», ответ на который — расположение собеседника к нам. Искренняя, доброжелательная улыбка не может испортить ни одно лицо, а подавляющее большинство их делает более привлекательными.

Желательно приучить себя к тому, чтобы обычным выражением Вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка или хотя бы готовность к ней. Именно такой должна быть Ваша улыбка — открытой и искренней.

Помнить имя собеседника

Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека. Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имена своих собеседников. Часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу. Руководитель, желающий производить хорошее впечатление, может использовать следующий прием: завести блокнот и записывать имена всех своих деловых партнеров и подчиненных и иногда просматривать его, чтобы иметь возможность при встрече обратиться по имени. На людей производит неизгладимое впечатление, что человек, стоящий значительно выше по служебной лестнице, помнит их по имени.

Имя человека — это самый важный для него звук на любом языке.

Поднятие значимости собеседника

Нам всем хочется чувствовать себя значительными, чтобы хоть в чем-то хоть где-то от нас что-то зависело.

Потребность чувствовать свою значимость — одна из самых естественных и характерных человеческих слабостей, свойственных сем людям в той или иной степени. И иногда достаточно дать человеку возможность осознать собственную значительность, чтобы он с радостью согласился сделать то, что мы просим.

Любой работник хочет, чтобы другие ценили его труд, признавали его занятость, полезность и незаменимость. Поэтому нам никогда не повредит, обращаясь к нему, извиниться за «причиненное беспокойство», хотя выполнение нашей просьбы и входит в круг его «служебных обязанностей».

Средств поднятия значимости собеседника, конечно, существует тысячи, каждый выбирает сам наиболее подходящее для данной ситуации. Но есть и универсальные средства, которые могут быть названы воистину волшебными словами.

Например, фраза «Я хотел бы с Вами посоветоваться!». Люди читают их так: «Со мной хотят посоветоваться. Я нужен! Я значителен! Что ж, почему бы не помочь этому человеку?» Конечно, эта фраза — общая формула, все искусство состоит в умении ее варьировать, искать наиболее подходящие по ситуации слова.

Главное — искренне попросить у человека той или иной помощи.

Поднятие значительности собеседника может стать универсальным ключом к его душе, только если это делается искренне.

Правило 1: «Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать».

Правило 2: «Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их».

Достаточно дать собеседнику возможность выговориться, рассказать все, чем он хотел поделиться, стараясь проявлять максимум внимания и заинтересованности к его словам, чтобы благодарный за это собеседник с радостью и вниманием выслушал все, что расскажем ему мы. Беседа доставит взаимное удовольствие.

Итак, если мы хотим, чтобы нас выслушали, мы должны сначала выслушать собеседника.

Существуют специальные приемы понимающего слушания, которым может научиться каждый человек:

Нерефлексивное слушание — это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Все, что нужно делать — поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.

Выяснение — это обращение к говорящему за некоторыми уточнениями. Суть этого приема в том, что слушатель при возникновении непонимания, неясности фразы, двусмысленности какого-то слова задает «выясняющие» вопросы. Этот прием позволяет ликвидировать непонимание, что называется, «на корню». Выяснение полезно в случаях, когда нам необходимо точно понять позицию собеседника, когда малейшая неточность может привести к негативным последствиям; когда человек говорит путано, не делает необходимых пояснений, перепрыгивает с одного на другое, ведь выяснение помогает в этом случае понять суть рассказа. Выяснение помогает и говорящему. «Выясняющие» вопросы показывают говорящему, что его слушают (что, естественно, придает уверенности), и после необходимых пояснений он может быть уверен, что его понимают.

Перефразировать — значит сказать ту же мысль, но несколько иначе. Этот прием помогает убедиться в том, насколько точно мы «расшифровали» слова собеседника, и двигаться дальше с уверенностью, что до сих пор все понято правильно. Перефразирование — практически универсальный прием. Его можно использовать и в деловой беседе, и в личном общении.

Резюмирование — это подведение итогов. Суть этого приема слушания в том, что мы своими словами подводим итог основным мыслям собеседника. Резюмирующая фраза — это речь собеседника в «свернутом» виде, ее главная идея. Резюмирование принципиально отличается от перефразирования, суть которого в повторении каждой мысли собеседника, но своими словами, что показывает ему нашу внимательность и понимание. При резюмировании из целой части разговора выделяется только главная мысль.

Отражение чувств — это стремление показать собеседнику, что мы понимаем его чувства. Как бывает приятно говорить с чутким собеседником, который разделяет наши эмоции и переживания, не обращая внимания на содержание речи, существо которой подчас не имеет особого значения и для нас самих.

Понимание невербальных сообщений

Невербальное общение — это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. Невербальное общение — вид общения без использования слов.

Наблюдения показали, что в процессах общения 60%-95% информации передается с помощью невербального общения.

Дружеский взгляд: даже когда вы просто поддерживаете необязательный разговор, расположенный к вам человек будет часто смотреть на вас, особенно когда вы говорите. Психологи используют для обозначения этого выражение «поедать глазами» — значит, неотрывно смотреть на другого человека, особенно ему в лицо, но не всегда встречаться глазами.

Стоит учесть, что, например, женщины не только склонны сами больше «поедать глазами» своего собеседника, но и более положительно относятся к тому, что и на них много смотрят. Мужчины в целом относительно менее склонны к тому, чтобы позволять часто на себя смотреть, даже в знак теплых и дружеских отношений.

Теплые интонации: мы всегда следим за тембром и интонациями голоса как средствами выражения эмоционального содержания слов, которые мы слышим, и в разговоре можем отличить их от смысла самих слов. Голос лучше выражает положительные, чем отрицательные эмоции, и вам, вероятно, приходилось на основании одних только интонаций обнаружить, что вы нравитесь собеседнику. Кстати, ученые утверждают, что именно таким путем проще определить, пытаются ли вас ввести в заблуждение, или говорят прямо и откровенно.

Тепло прикосновения. Прикосновения к другому человеку, лишенные сексуальной окраски, скажем, к руке или плечу, являются сильнейшим средством передачи теплого отношения и симпатии. Когда нет оснований, что это будет негативно воспринято, не стесняйтесь прикосновений, если у вас это выходит естественно. Те, кто умеют в разговоре дотронуться до собеседника, обычно воспринимаются как милые и привлекательные, однако нужно быть очень внимательным к возможной реакции другого человека.

Зеркальное отражение (позиционное эхо) — это еще один признак, по которому с уверенностью можно сказать, что двое отлично ладят друг с другом. Понаблюдав за тем, как люди стоят, сидят, двигаются, можно заметить у них тенденцию настолько подражать друг другу, что кажется, будто это один человек, отражающийся в зеркале. Этот процесс идет на уровне подсознания, в его основе лежит несловесное сообщение: «Посмотри, я совсем такой же, как и ты». Ненавязчиво копируя некоторые жесты человека, его легче расположить к себе, успокоить и расслабить.

Жесты и позы: человеку очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации. Поза при беседе значит очень многое: заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т.п.

Источник:
Эффективное общение
Условия эффективного общения: контакт, невербальное общение, правильное понимание собеседника, реагирование на информацию собеседника. Основные правила и приемы повышения эффективности общения: первое впечатление, улыбка, комплимент, умение слушать.
http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0a65635a2ad68a4c43b89521306c37_0.html

COMMENTS