Виды неблагополучных семей

Виды неблагополучных семей

Деструктивная семья — отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости.

Распадающаяся семья — характеризуется острым конфликтом между родителями, в который вовлечены дети. Назревает распад семьи.

Распавшаяся семья — семья, в которой один из родителей покинул семью, но продолжает поддерживать с ней контакты.

Неполная семья — семья, в которой отсутствует один из родителей.

Ригидная псевдосолидарная семья — отличается наличием доминирующего лидера, которому беспрекословно подчиняются все. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота, царствует деспотизм.

Основные типы неправильного воспитания в неблагополучных семьях

Гиперпротекция проявляется в мелочной опеке, в жестком контроле за поведением, в чрезмерном навязывании собственной воли.

Гипопротекция проявляется в отсутствии внимания, интереса родителей к увлечениям и переживаниям подростка.

Условия эмоционального отвержения. Характеризуются жестким обращением или подчеркнутым вниманием к подростку, за которым скрывается полное равнодушие.

Условия жестких взаимоотношений проявляются частыми наказаниями, побоями, истязаниями (физическими и моральными) за малейшие проступки и непослушание.

Условия повышенной моральной ответственности возникают там, где родители ожидают или требуют от ребенка гораздо больших результатов, чем он может достичь.

Рисунок 2. Виды неблагополучия семей.

Неправильное воспитание пагубно влияет (в неблагополучных семьях) на поведение и характер ребенка. Данные моменты изображены в виде схем (рисунок 2, 3, 4, 5).

Рисунок 2. Последствия воспитания в условиях повышенной моральности.

Рисунок 3. Последствия воспитания в условиях жестоких взаимоотношений.

Рисунок 4. Последствия воспитания в условиях гиперпротекции.

Рисунок 5. Последствия воспитания в условиях гипопротекции.

Л.С. Алексеевой представлена классификация неблагополучных семей в зависимости от их ведущих показателей неблагополучия Алексеева Л.С. Неполные семье в трудной жизненной ситуации // Отечественный журнал социальной работы. — 2009. — № 2. — С. 26-31. Блок схема представлена ниже, (рисунок 6).

Рисунок 6. Классификация по Алексеевой.

На основании нарушения законов семейной гармонии Спиваковской выделены восемь типов дисгармоничных союзов, которые получили своеобразные метафорические названия (рисунок 6).

Рисунок 6. Классификация семейных союзов по Спиваковской.

Семья считается неблагополучной исходя из оценки ряда критериев.

Характеристика типов неблагополучных семей по разным авторам представлена таблицей 1.

Таблица 1.- Классификации типов неблагополучных семей.

Источник:
Виды неблагополучных семей
Деструктивная семья — отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости. Распадающаяся семья —
http://studbooks.net/648647/sotsiologiya/vidy_neblagopoluchnyh_semey

Виды неблагополучных семей

Понятие и типы неблагополучных семей. Общее представление о неполной семье

Семья во все времена находилась в центре внимания общественности. Особое внимание заслуживает положение в нашем обществе неполных семей. Неполная семья – это один из основных социально-демографических типов современной семьи. Неполная семья – это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать- отец- ребенок /1/.

Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

— изменение моральных норм в области взаимоотношения полов;

— распространение добрачных связей;

— изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;

— утрата семьей своей производственной функции;

— неподготовленность молодежи к браку;

— завышенные требования по отношению к брачному партнеру;

— алкоголизм и наркомания.

В связи с изменением моральных норм в области взаимоотношений полов, распространением добрачных связей, неподготовленности молодежи к браку, завышении требований к брачному партнеру увеличивается число детей, рожденных вне брака.

В настоящее время спектр неполных семей пополняется, помимо названных выше, семьями фактически раздельно проживающих супругов; за счет практики усыновления ребенка одинокой матерью, а также установлением опеки или попечительства в случае сиротства. Семья выполняет следующие функции:

— экономическая – заключается в желании членов семьи удовлетворить свои материальные потребности;

— эмоциональная функция – удовлетворение базовых психологических потребностей (потребность в признании, уважении, симпатии, эмоциональной поддержке);

— функция духовного общения – совместное проведение досуга, взаимное духовное обогащение (данная функция играет значительную роль в духовном развитии человека);

— функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи

Психологический модуль. Психика как категория психологии и философии. Предмет психологии и его развитие
Психология — (от греч. psyche— «душа» и logia— «понимание», «знание») в дословном переводе «наука о душе». Позднее вместо понятия «душа» в качестве области изучения психологии стал использоваться более научный термин «психика». Психика, как и душа, — это субъективная реальность, отличная от той, которую мы воспринимаем как внешнюю реаль .

Линии поведения руководителя как критерии принятия управленческих решений
Руководитель, осознавая проблемную ситуацию, автоматически намечает определенную линию своего поведения. Михайлов Г.С.[13] утверждает, что избираемая линия поведения будет диктоваться и корректироваться в соответствии с принятием управленческого решения. Выбор возможностей, альтернатив поведения 1) внутренне логичен; 2) связан содержа .

Проблема педагогической запущенности и дезадаптацни детей в школе
Как в области обучения, так и в сфере воспитания существуют педагогически запущенные дети, требующие активной психокоррекционной работы. Это относится и к характеру ребенка. С ребенком, педагогически запущенным в плане развития характера, надо работать так же, как и с ребенком, педагогически запущенным в области познавательного развития .

Источник:
Виды неблагополучных семей
Понятие и типы неблагополучных семей. Общее представление о неполной семье Семья во все времена находилась в центре внимания общественности. Особое внимание заслуживает положение в нашем обществе
http://www.psyhologyguide.ru/psyhols-532-1.html

Неблагополучные семьи, классификация неблагополучных семей

Неблагополучные семьи, классификация неблагополучных семей

Какие бывают семьи. Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т. е. о детях, о неблагополучных семьях, о том, что случается с ребенком, если он окажется в неблагополучной семье. А что такое неблагополучная семья?

Социологи выделяют разные типы семей. Вот некоторые из них: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где постоянные ссоры. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной, а копнешь глубже, посмотришь, какова она на самом деле, и видишь что ее сплоченность — лишь видимость. По существу же она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет взаимного уважения друг к другу, все друг другу если не враги, то уж недоброжелатели и соперники наверняка. Так какая же семья благополучная, а какая нет?

Психологи и психиатры по-разному отвечают на этот вопрос. Ясно, что неблагополучная семья — это в первую очередь та, где имеются явные дефекты воспитания, хотя и это не единственный критерий выделения неблагополучной семьи.

Какие дефекты воспитания встречаются чаще всего?

Еще один вид дурного воспитания — гиперопека, или, как ее ныне многие называют, гиперпротекция. Она бывает скрытая и явная (как и гипоопека, или гипопротекция). При гиперопеке очень часто с ребенка «сдувают пылинки», содержат его в оранжерейных условиях, не дают ему проявить элементарную самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и решительно. Бабушки, дедушки, родители (а при нынешней частоте разводов и повторных браков у одного ребенка может оказаться по 2-3 матери и по столько же отцов) норовят внести свой вклад в изоляцию ребенка от прозы жизни.

Из таких школьников, лишенных бойцовских качеств, нередко вырастают капризные, привередливые, инфантильные мужчины и женщины, не способные отстаивать свои житейские принципы. Ученые называют таких людей конформными. Склонны такие люди к пьянству, социальной пассивности и другим никого не украшающим формам поведения. Особенно заметно это у представителей мужского пола. Жалобы на то, что нынешние мужчины нередко оказываются вялыми, ленивыми, неприспособленными к жизни, не способными взять на себя ответственность, должны быть обращены к семье — именно в ней истоки этого социально-психологического уродства. Сейчас пора перейти от констатации явления к решительной борьбе с ним. А без педагогов тут не обойтись — на них вся надежда.

Гипоопека (гипопротекционизм) в наши дни встречается, видимо, реже, чем прежде. Приводит она к безнадзорности, замедлению формирования социальных навыков, к хулиганству и безделию. Однако нельзя забывать, что к этим формам нарушенного поведения также часто приводит и гиперопека и иные виды дурного воспитания, — тут прямых пропорций между типом воспитания и видом нарушенного поведения нет. Да и виды воспитания тоже могут меняться: сегодня гиперопека, завтра гипоопека, послезавтра еще что-то.

В некоторых семьях детей воспитывают сурово и сухо, формируя в них повышенную моральную ответственность. Все хорошо в меру, а когда все чересчур — добра не жди. Некоторые из таких детей. Хотя внешне и успевают в школе и не вызывают опасений в семье, потом страдают разными психическими расстройствами (в частности, навязчивостью).

Очень распространено противоречивое воспитание: одна бабушка говорит одно, другая другое, родители тоже каждый в свою сторону тянут, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Что делать бедному школьнику? Неврозами и другими нарушениями психики нередко расплачивается он за несогласованность и противоречивость воспитания (да еще и в школе нередко ему внушают совсем не то, что дома).

Например, мать несколько раз выходила замуж. Каждый отчим воспитывал сына по-своему. Нет, каждый воспитывал правильно, ничего в этом воспитании плохого не было, никаких крайностей. Важно тут другое: всякий раз воспитание было разным. А это уже плохо. Такая смена воспитательных приемов в зависимости от психологии, темперамента и образования воспитателя весьма распространена в конце XX столетия. А всякая крайность может не пройти бесследно для хрупкой психики ребенка.

Хотя наша книга охватывает в основном школьный возраст, нужно помнить, что причины многих психиатрических и психологических проблем, встречающихся у школьников, возникают много раньше, чуть ли не с момента зачатия. Поэтому волей-неволей мы будем выходить за пределы школьного возраста.

Итак, что такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно — и благополучие, и неблагополучие. Мы имеем в виду лишь неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие — нет, одни здоровые, другие с хроническими заболеваниями, например – диабетом, одни ранимые, на все реагирующие, все замечающие (особенно семейные неурядицы), а другим все трын-трава, ничем их не проймешь, всякий объективно существующий раздор и развал семьи для них таковым не является. Стало быть, говорить о ребенке в неблагополучной семье — значит говорить о том:

1) какие бывают неблагополучные семьи;

2) какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие;

3) как отражается семейное неблагополучие на ребенке, склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагоприятные факторы;

4) как больной ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей раздражение, злость, нетерпеливость и т. д., т. е. превращать семью в неблагополучную, а последнее, в свою очередь, может еще больше усугублять психическое состояние ребенка;

5) что должны — хотя бы в общих чертах — предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку — ведь он-то не виноват, что живет в неблагополучных условиях.

Заранее, скажем, убедившись, что ребенок живет в тяжких условиях, педагог должен: 1) объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что мальчик или девочка не должны быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом; 2) если не удастся образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу, нужно как-то изолировать ребенка от подобных родителей: поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время ребенка другим родственникам; вариантов тут много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуален; 3) если у школьника уже появились психические аномалии на почве семейных раздоров, его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что лучше сделать.

Педагог обязан неустанно следить за социально-психологическим климатом в семье школьника, сохранять спокойствие, мужестве и чувство собственного достоинства независимо от социального престижа родителей, их самомнения и давления на него.

И как бы хорошо в материальном отношении ни жили многие школьники, какие бы высокие посты ни занимали их родители, учителя никогда не должны пасовать перед ними, если им очевидно, что неблагополучие семьи породило неблагополучие школьника.

Поскольку книга посвящена преодолению негативных явлений, она, естественно, затрагивает малоприятные темы, но из песни слов не выкинешь. Мы не единожды были, к счастью, свидетелями того, как родители, услышав из уст педагога или врача о пагубности для дочери или сына их собственного поведения, перестраивались, начинали вести себя разумно и потом благодарили за то, что педагог или врач открыл им глаза на истинные причины заболевания ребенка — неблагополучие их семьи.

Источник:
Неблагополучные семьи, классификация неблагополучных семей
Неблагополучные семьи, классификация неблагополучных семей Какие бывают семьи . Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т. е. о детях, о неблагополучных семьях, о том, что случается с
http://www.blackpantera.ru/communication/blog/kids/786.php

COMMENTS