Виды общественных отношений

Конституционное регулирование общественных отношений Текст научной статьи по специальности — Государство и право

Конституционное регулирование общественных отношений Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Нурмагамбетов Рашит Габитович

На основании существующих точек зрения в современном российском правоведении характеризуется роль конституционного регулирования общественных отношений , которое охватывает своим действием все стороны общественной жизни, так как воздействует на наиболее важные для жизни общества и государства виды общественных отношений

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Нурмагамбетов Рашит Габитович,

THE CONSTITUTIONAL REGULATION OF THE PUBLIC RELATIONS

In article on the basis of the existing points of view the place of the constitutional regulation of the public relations in modern Russian jurisprudence which covers the action all parties of public life is characterized as influences the most important for society and state life types of the public relations

Текст научной работы на тему «Конституционное регулирование общественных отношений»

КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

THE CONSTITUTIONAL REGULATION OF THE PUBLIC RELATIONS Р. Г. НУРМАГАМБЕТОВ (R. G. NURMAGAMBETOV)

На основании существующих точек зрения в современном российском правоведении характеризуется роль конституционного регулирования общественных отношений, которое охватывает своим действием все стороны общественной жизни, так как воздействует на наиболее важные для жизни общества и государства виды общественных отношений.

Ключевые слова: Конституция РФ; конституционное регулирование; общественные отношения; исторические пределы конституционного регулирования; государство; общество.

In article on the basis of the existing points of view the place of the constitutional regulation of the public relations in modern Russian jurisprudence which covers the action all parties of public life is characterized as influences the most important for society and state life types of the public relations.

Key words: Constitution of the Russian Federation; constitutional regulation; public relations; historical limits of the constitutional regulation; state; society.

В последние годы наблюдается повышенный интерес к процессу конституционого регулирования, изменению его направленности в современной России. В юридической литературе отмечается, что конституционное регулирование в настоящее время приобрело качественно новые особенности, которыми оно не обладало ранее. Изменилась его природа, характер воздействия на общественные отношения в обществе. Конституционное регулирование стало носить более расширенный характер. Это обусловлено изменившимися общественными отношениями, которые основываются на новой конституционно закреплённой системе прав и свобод человека и гражданина, принципах государственнотерриториального устройства Российской Федерации и её субъектов, организации органов государственной власти и местного самоуправления.

Справедливо отмечается, что Конститу -ция охватывает все стороны общественной жизни, так как в ней закрепляются положения, имеющие наиболее важное значение для жизни общества на данном историческом этапе [1].

Именно в содержании Конституции РФ определены исходные начала всего процесса конституционного регулирования: цель конституционного регулирования, его задачи, пределы, способы. В дальнейшем они конкретизируются в нормах других отраслей юридической науки. Этим обстоятельством и объясняется повышенный интерес представителей науки конституционного права к анализу различных его аспектов.

По нашему мнению, правовая природа конституционного регулирования — это природа воздействия на фундаментальные общественные отношения, воплощающие сущностные устои конституционного строя правового положения личности, организации и деятельности органов государства и местного самоуправления в отдельно взятый исторический период, законодательно закреплённые в нормах конституций. Новая Конституция РФ законодательно закрепила широкий круг общественных отношений и процессов, усложнение которых, как писал по этому поводу Д. А. Керимов, «происходит ныне со скоростью геометрической прогрессии» [2]. Этот процесс напрямую повлиял на изменение

© Нурмагамбетов Р. Г., 2014

содержательной основы конституционного регулирования и определения его места в современном российском правоведении.

Место конституционного регулирования предопределено его значением как целостного процесса модернизации различных видов общественных отношений, закреплённых в нормах Конституции РФ. Остановимся на их характеристике. В тексте Конституции Российской Федерации закреплены принципиальные положения. Они определяют конституционную основу провозглашенных устоев государства, прав и свобод и обязанностей человека и гражданина, статус институтов государственной власти, административнотерриториального деления государства, органов государственной власти и государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.

По мнению Л. В. Будько, нужно отметить переориентацию Конституции 1993 г. на новые ценности и приоритеты, главным из которых является приоритет общечеловеческих ценностей. Ярко выражена ориентация на непосредственное регулирование общественных отношений, подчёркнуто важное качество Основного закона как закона прямого действия [3]. Конституция задаёт ориентиры правового регулирования всем органам государственной власти. И в зависимости от объекта воздействия оно рассматривается в литературе по-разному и наделяется разными смыслами.

Можно согласиться с выводом Г. А. Василевича о том, что «с принятием новой Конституции главной задачей является формирование конституционной практики, отвечающей букве и духу Основного Закона, обеспечение непосредственного действия Конституции, её единообразного применения. Необходимо сделать всё, чтобы юридическая и фактическая Конституции совпадали. Роль права, и прежде всего конституционного, как политико-правовой категории в современный период, особенно в связи с трансформацией политической системы, переходом к рыночным отношениям, возрастает чрезвычайно» [4].

Очевиден тот факт, что с принятием новой в Российской Федерации Конституции РФ 1993 г., в том числе перед теоретической наукой, остро возникла проблема ответов на вопросы: что сегодня необходимо включать

в содержание понятия конституционного регулирования, существует ли необходимость в переосмыслении уже выделенных многими учёными особенностей, пределов, основных направлений воздействия, способов и т. д.

Так, определение общего понятия и особенностей конституционного регулирования в настоящее время можно встретить в работах С. А. Авакьяна, Н. Р. Нижник, М. Ф. Маликова, А. Ю. Степанова, С. И. Некрасова, Д. А. Ковачева и др. [5].

Учёные указывают на необходимость выведения научно обоснованного определения понятия «конституционное регулирование общественных отношений» и его содержания. Однако в правовой доктрине до сих пор нет единого мнения о том, что подлежит конституционному регулированию.

Так, по мнению Д. А. Ковачева, А. Е. Постникова, Л. В. Андриченко, В. И. Васильева, Н. М. Колосовой, А. В. Павлушкина, Е. Е. Никитиной, А. Н. Черткова, Л. В. Васильева,

Н. Е. Егоровой до сих пор не определено, в чем именно проявляется особенность конституционного регулирования в настоящее время [6].

Отсутствует единая трактовка понятия «конституционное регулирование общественных отношений». По нашему мнению, исследование вопроса о понятии конституционного регулирования общественных отношений не может осуществляться в отрыве от рассмотрения категории правовое регулирование, которое достаточно подробно исследовано в трудах учёных теоретиков права.

Приоритет научного обоснования данной позиции принадлежит И. Е. Фарберу. Он, в частности, отмечал, что «конституционное регулирование представляет собой политикоправовое воздействие на общественные отношения». Близкую к этой позицию занимали Ю. П. Еременко, Н. А. Михалева и Ю. И. Скуратов. Так, Ю. П. Еременко считал, что «конституционное регулирование выступает первоначальным этапом сознательного и планомерного воздействия людей на процесс общественного производства» [7]. Похожее по смысловому значению определение понятия конституционного регулирования общественных отношений предлагает Н. А. Михалева. Конституционным регулированием она считает «юридическое средство, способ воз-

действия на отношения в целях достижения коммунистического идеала» [8]. На политико-правовой аспект понятия конституционного регулирования указывает в своей работе и Ю. И. Скуратов, отмечая, что «конституционное регулирование представляет собой политико-правовое воздействие на общественные отношения» [9].

В содержании понятия конституционного регулирования выделяются отличительные особенности, ограничивающие его от иных конституционных явлений. Наличие этих особенностей обусловлено сложным внешним и внутренним содержанием конституционного регулирования, его зависимостью от многообразных исторических факторов, усложнением общественных отношений. И всё это обуславливает необходимость расширения содержания конституционного регулирования.

Обновленные конституционные положения по-новому определяют и место конституционного регулирования в системе научных знаний, служащих во многом основой для проведения научных исследований.

В связи с этим не будет ошибочным утверждение о том, что в определении места

Авторы, в частности, отмечают необходимость чёткого определения предмета кон-ституционого регулирования, критериев разделения видов общественных отношений [15]. В постсоветский период исследованием предмета конституционного регулирования активно занимались С. А. Авакьян, О. Е. Ку -тафин, Т. Я. Хабриева, В. Е. Чиркин и др. В трудах вышеперечисленных авторов в исследовании предмета конституционного регулирования поднимается вопрос о переосмыслении данной проблемы с учётом использования огромного научного потенциала советской и современной науки конституционного права. При этом для характеристики отношений, входящих в предмет, часто используются понятия «предмет конституционного права», «предмет государственного права», «предмет отрасли конститутуционно-го права» и т. д. [16].

Разнообразие подходов юридической науки к определению предмета конституционного регулирования современные исследователи условно разделяют на три группы: понимание предмета конституционного регулирования как комплексной проблемы кон-

ституционного права; классификация общественных отношения, входящих в предмет конституционного регулирования, исходя из содержания анализа конституционных норм; расширение предмета конституционного регулирования путём добавления новых видов общественных отношений или расширения уже имеющихся видов общественных отношений, подлежащих конституционному регулированию.

Характеристике пределов и способов конституционного регулирования посвящены научные работы Р. Иеринга, А. В. Грошева, А. И. Долговой [17] и др. Наблюдается неоп-ределённость в понятии пределов конституционного регулирования, их содержании и классификации. В теории права понимаются обусловленные определёнными факторами границы властного государственного вмешательства в общественные отношения при помощи норм права [18]. Содержательная сторона этих явлений остаётся не исследованной. Пределы конституционного правового регулирования отражены в работах С. А. Авакьяна, Л. А. Морозовой, В. Е. Богданова, Н. А. Богдановой, Ю. А. Дмитриева, Ж. И. Овсепян, В. Я. Тация, О. О. Миронова, Ю. А. Юдина, Ш. К. Хакимова, Е. И. Козло-вой, Е. А. Лукьяновой, Н. М. Павличенко, С. А. Татаринова, М. С. Плетниковой, С. Г. Сергеева, Е. С. Аничкина, Н. Б. Пастуховой [19], Б. С. Эбзеева и др.

Значительное количество работ посвящено рассмотрению конституционных запретов, ограничений, дозволений, обязанностей и предписаний [20]. Конституционные обязанности в сфере прав и свобод исследуются

H. С. Бондарем, А. В. Должиковым, В. А. Лебедевым, В. В. Лапаевой, Г. А. Гаджиевым, Б. С. Эбзеевым, С. В. Пчелинцевым, В. И. Крус-сом [21].

На современном этапе конституционное регулирование общественных отношений выступает как многогранное политико-правовое явление, отражающееся во взаимозависимом сочетании конституционной идеологии, конституционной теории и конституционной практики развития российской государственности.

I. См.: Авакьян С. А. Конституционное право России : учебный курс : в 2 т. — М. : Юристь,

2005. — Т. 1. — С. 136, 155 ; Будько Л. В. Кон -ституционная реформа: теоретико-правовой анализ : дис. . д-ра юрид. наук. — СПб., 1998. — С. 177.

2. Керимов Д. А. Проблемы конституционной реформы и государственного строительства в России. — М. : Изд-во РАГС, 2000. — С. 27.

3. Будько Л. В. Указ. соч. — С. 179.

4. Василевич Г А. Конституционные принципы и нормы — важнейшие составляющие законодательного регулирования общественных отношений // Вестник Половецкого государственного университета. Серия «Экономические и юридические науки». — 2004. — Серия Б. — С. 3.

5. Авакьян С. А. Тенденции развития конституционно-правового регулирования общественных отношений в современной России // Конституция Российской Федерации: политикоэкономические приоритеты : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 16 ноября 2009 г.). — Омск, 2010. -С. 12-24 ; Нижник Н. Р. Правовое регулирование государственно-управленческих отношений : дис. . д-ра юрид. наук. — Киев, 1992.

— С. 110 ; Современные проблемы конституционного права Российской Федерации : курс лекций / М. Ф. Маликов. — Уфа : ДизайнПо-лиграфСервис, 2007. — 321 с. ; Маликов М. Ф. Методология изучения правового регулирования в Российской Федерации и Содружестве Независимых Государств // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2001. — № 8. — Вып. 1. — С. 91-97 ; Основы конституционного права Российской Федерации : учебное пособие / М. Ф. Маликов. -Уфа : Изд-во БашГУ, 2003. — 240 с. ; Степанов А. Ю. Правовое регулирование общественных отношений в условиях экономического кризиса // Современное право. — 2009. -№ 9. — С. 27 ; Некрасов С. И. Конституционное право Российской Федерации : учебное пособие для бакалавров. — М., 2012. — С. 1718 ; Ковачев Д. А. Предмет, способы и формы конституционного регулирования // Журнал российского права. — 1997. — № 2. — С. 53.

6. Постников А. Е., Андриченко Л. В., Васильев В. И., Колосова Н. М., Павлушкин А. В., Никитина Е. Е., Чертков А. Н., Васильева Л. В., Егорова Н. Е. Концепция развития конституционного законодательства // Концепции развития российского законодательства / под ред. Т. Я. Хабриевой, Ю. А. Тихомирова. — М. : Эксмо, 2010. — С. 123 ; Ковачев Д. А. Указ. соч. — С. 53.

7. Еременко Ю. П. Конституционные основы экономической системы и законность // Советская Конституция и законность / науч. ред.

В. А. Ржевский. — Саратов, 1982. — С. 78.

8. Михалева Н. А. Теоретические проблемы социалистической конституции (сущность, содержание, форма) : дис. . д-ра юрид. наук. -М., 1983. — С. 118.

9. Скуратов Ю. И. Политические отношения как объект конституционного регулирования // Конституционные основы государственного строительства : межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. Д. Н. Бахрах, М. И. Кукушкин. — Свердловск, 1981. — С. 3.

10. Морозова Л. А. Конституционное регулирование в СССР. — М. : Юрид. лит., 1985. -С. 21.

11. Миникес И. А. Индивидуальное правовое регулирование (теоретико-правовой анализ) : дис. . д-ра юрид. наук. — Екатеринбург, 2009.

12. Дорошенко Е. Н. Конституционное право и экономика: к вопросу о пределах регулирования // Закон и право. — 2004. — № 7. — С. 52.

13. См.: Конституционное право России в вопросах и ответах : учебно-методическое пособие / под ред. А. В. Малько. — М. : Юрист, 2009. — С. 31-32 ; Червонюк В. И. Конституционное право зарубежных стран : курс лекций : в 10 вып. — Вып. 1: Введение в конституционное право. — Ч. 1. — М., 2008. — С. 60 ; Кокотов А. Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение и структура // Правоведение. — 1998. — № 1. — С. 17 ; Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов. — М., 1998. — С. 4 ; Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. — 2-е изд. -М., 1998. — С. 5 ; Богданова Н. А. Конституционное право. Общая часть. — М., 2009. -С. 39.

14. Ковачев Д. А. Указ. соч. — С. 53.

15. См.: Конституционное право Российской Федерации : курс лекций : в 9 т. — Т. 1: Основы теории конституционного права / М. П. Авде-енкова, Ю. А. Дмитриев. — М. : Весь мир, 2005. — С. 58 ; Авакьян С. А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы // Журнал российского права. — 2003. -№ 11. — С. 34-54.

16. См.: Кутафин О. Е. Источники конституционного права Российской Федерации. — М. : Юрист, 2002. — С. 35 ; Умнова И. А., Алешко-ва И. А. Конституционное право РФ : учебник для бакалавров. — М. : Юрайт, 2012. — С. 113 ; Кочев В. А Конституционное право. Общие понятия и институты : учеб. пособие для вузов. — Пермь, 1999. — С. 6. См. также: Безуглов А. А., Беломестных Л. А. Конституционное право России : учеб. для юрид. вузов. -М., 2004. — С. 8 ; Тихомиров Ю. А., Талапи-на Э. В. Введение в российское право. — М., 2003. — С. 143 ; Круглов А. Н. Конституцион-

ное право Российской Федерации : учебное пособие. — Норильск, 2010. — С. 7.

17. Иеринг Р. Борьба за право. — М. : Феникс, 1991. — С. 64 ; Грошев А. В. Функции правосознания в механизме уголовно-правового регулирования : дис. . д-ра юрид. наук. — Екатеринбург, 1997. — С. 149-152 ; Долгова А. И. Изучение правового сознания несовершеннолетних // Проблема социологии права. -Вильнюс, 1970. — С. 205.

18. См.: Алексеев С. С. Проблемы теории права. -Свердловск, 1972. — Т. 1. — С. 317 ; Мини-кес И. А. Индивидуальное правовое регулирование: проблемы теории и практики : монография. — Иркутск: Институт зак-ва и правовой информации, 2008. — С. 49 ; Шафир М. А. Конституционное регулирование компетенции СССР и союзных республик // Конституционная реформа в СССР: Актуальные проблемы / отв. ред. Е. К. Глушко. — М., 1990. -С. 85 ; Лазарев В. В. Сфера и пределы правового регулирования // Советское государство и право. — 1970. — № 11. — С. 38-45 ; Сырых В. М. Теория государства и права : учеб. -М. : Юрид. Дом «Юстицинформ», 2001. -С. 156-161 ; Яковлева Т. В. К вопросу о соотношении понятий «злоупотребление правом» и «правонарушение» // Вопросы российского и международного права. — 2011. — № 3. -С. 52.

19. См.: Авакьян С. А. Конституционное право России: учебный курс : учеб. пособие : в 2 т. -4-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : Ин-фра-М, 2010. — С. 171-180 ; Богданов В. Е. Конституция Российской Федерации: теория или реальность // Вестник КФ СЗАГС-2004 : сборник статей. — Ч. 2. — Петрозаводск, 2004.

— С. 139 ; Богданова Н. А . Развитие теории советской Конституции и наука советского государственного права // Вестник МГУ. -Серия 11, Право. — 1982. — № 2. — С. 11-19 ; Дмитриев Ю. А. Президентские инициативы и конституционное регулирование: вопросы соотношения // Право и жизнь. — 2000. -№ 29 ; Овсепян Ж. И. Основные признаки Конституции: формально-юридические и политико-правовые признаки, предмет (пределы) конституционного регулирования // Северо-кавказский юридический вестник. — 2001.

— № 1. — С. 3 ; Таций В. Я. Проблемы конституционного регулирования общественных отношений на Украине // Юридическая наука и образование. — 2008. — Вып. 1. — С. 97 ; Юдин Ю. А. Предмет и пределы конституционного регулирования // Российский конституционализм: проблемы и решения : материалы Международной конференции. — М. : Ин-т гос. и права РАН, 1999 ; Хакимов Ш. К. Становление и развития Конституции как политико-правового института в Таджикистане :

20. См.: Общие дозволения и общие запреты в советском праве / С. С. Алексеев ; ред.: Л. А. Плеханова. — М. : Юрид. лит., 1989. -288 с. ; Зубков А. И., Рыбаков В. А. Дозволения в уголовно-исполнительном законодательстве // Вопросы совершенствования нормативного регулирования деятельности органов внутренних дел : сборник научных трудов. — Уфа : Изд-во Уфим. ВШ МВД России, 1991. — Ч. 2. — С. 13-19 ; Макарцев А. А. Дозволения, запреты и позитивные обязывания в избирательном режиме: проблемы метода правового регулирования // Государственная власть и местное самоуправление. — М. :

Юрист, 2008. — № 1. — С. 6-8 ; Соловьев Д. Н. Дозволения и запреты в практике применения должностными лицами уголовно-процессуальных норм // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики : сборник научных трудов (по материалам VII Международной заочной научнопрактической конференции, состоявшейся 17 октября 2008 г.) : в 2 ч. — Киров, 2008. — Ч. 2.

21. Бондарь Н. С. Конституционализация социально-экономического развития российской государственности. — М., 2006. — С. 22 ; Дол-жиков А. В. Конституционные критерии допустимости ограничения основных прав и свобод : дис. . канд. юрид. наук. — Тюмень, 2003 ; Лебедев В. А. Ограничение политических прав и свобод граждан в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. — 2004. — № 2. — С. 20 ; Лапае-ва В. В. Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт доктриального осмысления) // Журнал российского права. — 2005. — № 7. — С. 13 ; Гаджиев Г. А. Основные экономические права (сравнительно-правовое исследование конституционно-правовых институтов России и зарубежных стран) : дис. . д-ра юрид. наук.

— М., 1996. — С. 267 ; Эбзеев Б. С. Ограничение конституционных прав: понятие и пределы // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву. — Ч. 1. — Н. Новгород, 1998. — С. 6. См. также: Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву. «Круглый стол» // Государство и право. — 1998. — № 10. — С. 52 ; Пче-линцев С. В. Проблемы ограничения прав и свобод в условиях особых правовых режимов. — М., 2006. — С. 47; Его же. Новое законодательство о противодействии терроризму и ограничение прав и свобод граждан // Журнал российского права. — 2006. — № 5. —

С. 13 ; Крусс В. И. Теория конституционного правопользования. — М., 2007. — С. 244.

Источник:
Конституционное регулирование общественных отношений Текст научной статьи по специальности — Государство и право
На основании существующих точек зрения в современном российском правоведении характеризуется роль конституционного регулирования общественных отношений, которое охватывает своим действием все стороны общественной жизни, так как воздействует на наиболее важные для жизни общества и государства виды общественных отношений
http://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnoe-regulirovanie-obschestvennyh-otnosheniy

ПОНЯТИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ КАК ОСОБОГО ВИДА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПОНЯТИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ КАК ОСОБОГО ВИДА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

В обществе существует множество различных отношений: экономические, политические, юридические, моральные, духовные, культурные и др. Собственно, само человеческое общество есть совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, возникающих и функционирующих в обществе между индивидами и их объединениями, являются (в отличие от взаимосвязей в природе) общественными, или социальными.

Юридическую науку, естественно, интересуют прежде всего юридические, или правовые отношения. В чем их специфика? Кратко говоря, в том, что они органически связаны с правом.

Право – особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид – становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку.

Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло. Их участники наделяются правосубъектностью, юридическими правами и обязанностями. Эти отношения становятся подконтрольными и управляемыми. Иными словами, перед нами особая форма социального взаимодействия.

Запрещая одни действия, разрешая другие, поощряя третьи, устанавливая ответственность за нарушения своих предписаний, право таким путем указывает необходимые, общественно полезные варианты поведения субъектов, ограничивает или расширяет сферу их личных желаний и устремлений, пресекает вредную деятельность.

По сравнению с другими социальными регуляторами право – наиболее эффективный, властно-принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Любые отношения приобретают характер правоотношений

лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства.

Следовательно, правовые отношения можно в самом общем виде определить как общественные отношения, урегулированные правом. При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейного, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое дополнительное свойство. Иначе говоря, правоотношение не отделяется от опосредуемого им реального отношения, не находится где-то рядом или над ним, а существует вместе с ним. Ведь форма и содержание любого явления неразрывны.

Государство не может при помощи правовых средств произвольно менять изначальный характер тех или иных отношений, а тем более создавать новые. Если бы это было возможно, то решение многих проблем жизни общества было бы сравнительно легкой задачей. Государство путем издания законов может в лучшем случае ускорять развитие известных отношений, улавливать тенденции, давать простор для проявления позитивных начал и, напротив, сдерживать, вытеснять негативные и отжившие связи и процессы.

Право – не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. «Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения. . Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности». Например, современные рыночные отношения в России стали складываться не потому, что однажды были приняты юридические нормы на этот счет, а потому, что они вызрели в реальной жизни. Элементы этих отношений появились еще в предперестроечное время в виде теневой, полуофициальной экономики. И только потом были приняты соответствующие акты, которые легализовали эти ростки, формы, ускорили их развитие.

Но есть и такие правоотношения, которые возникают только как правовые и в другом качестве существовать не могут. Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, «творит» общественные отношения, порождая новые связи.

Правоотношения – следствие действия права как социального и государственного института. В догосударственном (родовом) обществе правоотношений не было, поскольку там не было права. Это значит,

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 208; Т. 4. С. 112.

что правоотношения немыслимы вне права или без права. Есть лишь отношения, объективно требующие или не требующие правового опос-редования. Именно связь с правом, урегулиррванность тех или иных отношений правом дает основание называть их правовыми. Не может быть такого положения, чтобы правовые отношения существовали помимо и независимо от юридических норм.

Конечно, правоотношения возникают не просто потому, что есть норма права (хотя это обязательное формальное основание), а потому, что определенные общественные отношения нуждаются в правовой регламентации. Тогда появляется юридическая норма и уже на ее основе – правоотношение. Правоотношения как бы вызревают в недрах общественной жизни, детерминируясь экономическими и иными потребностями. «Юридические мотивы», социальная необходимость, тенденции, интересы должны быть осознаны законодателем, пройти через волю государства, получить объективацию в нормах и в конечном счете воплотиться в соответствующих правоотношениях.

Поэтому следует различать исторический генезис правоотношений, их зародышевое состояние и вполне сложившуюся правовую форму, определяемую законом. Иначе говоря, – материальный и 4юрмальный источники*.

Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные, принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Это прежде всего отношения собственности, власти и управления, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечения порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются лишь отчасти (например, в семье помимо материальных существуют

сугубо личные, интимные отношения между супругами, между родителями и детьми, не затрагиваемые правом).

С этой точки зрения все общественные отношения можно подразделить на три группы: 1) регулируемые правом и, следовательно, выступающие в качестве правовых (правоотношения); 2) не регулируемые правом и, значит, не имеющие юридической формы; 3) частично регулируемые. В основе такого деления лежат три критерия: социальная необходимость, государственная заинтересованность и возможность внешнего контроля.

В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость в этом во многих случаях не возникает. Государство вовсе не стремится к глобальной регламентации «всего и вся». На целесообразность правового вмешательства в те или иные отношения могут влиять и другие факторы (нравственная оправданность, гуманность, демократичность).

Из сказанного вытекает, что любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение. Это определяется границами действия права, которые, однако, не являются абсолютными, раз навсегда данными. Условия меняются, и то, что в одно время регламентируется законом, в другой период может перестать быть его объектом, и наоборот.

Пределы правовой сферы («юридического поля») подвижны, они могут в зависимости от обстоятельств сужаться или расширяться, но в целом отражают объективные потребности развития общества и государства, ход исторического процесса. Иными словами, правоотношения составляют лишь часть общественных отношений, а именно ту, которая опосредуется правом.

Наиболее характерные черты (признаки) правовых отношений как особого вида общественных отношений заключаются в следующем.

1. Они возникают, прекращаются или изменяются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают (вызывают к жизни) правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы – нет и правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность.

Именно в правоотношениях достигаются цели правовых норм, проявляется их реальная сила и эффективность, именно в правоотношениях они начинают «работать». Иные общественные отношения опосре-дуются другими (не юридическими) нормами, так как не требуют правового вмешательства.

2. Субъекты правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные лица, интересы одного могут быть реализованы лишь через посредство другого.

Правоотношение – это всегда двусторонняя связь. Ведь сама норма права, вызывающая правоотношение, носит предоставитсльно-обязы-вающий характер, она всегда кого-то па что-то управомочивает и кого-то к чему-то обязывает. Мало того, в большинстве правоотношений каждый из их участников одновременно обладает правом и несет обязанность.

3. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, потому, что через нормы права в них отражается государственная воля;

во-вторых, в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников, но крайней мере, одного из них. Необходим волевой акт, дающий начало явлению.

«Товары не могут сами отправляться на рынок и обмениваться. Чтобы данные вещи могли относиться друг к другу как товары, товаровладельцы должны относиться друг к другу как лица, воля которых – распорядиться этими вещами; таким образом, один товаровладелец лишь по воле другого, следовательно, каждый из них лишь при посредстве одного общего им обоим волевого акта может присвоить себе чужой товар, отчуждая свой собственный».

Иначе говоря, правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю людей. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, что стал участником правового отношения, например оказавшись наследником по закону после смерти родственника, проживавшего в другом городе. Или, скажем, потерпевший от преступления оказывается затем, помимо своего желания, вовлеченным в уголов-но-процессуальное правоотношение с преступником и судом.

4. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Конечно, далеко не во всех правовых отношениях государство заинтересовано (например, вытекающих из правонарушений) и, казалось, не должно было бы их защищать, но интерес государства состоит в том, чтобы эти социальные эксцессы правильно разрешались, виновные

Маркс К., Энгельс Ф. Соч Т. 23. С. 94.

несли наказание, поэтому оно держит их в поле своего внимания, обеспечивает соблюдение возникающих по этому поводу юридических форм и процедур, прав граждан. Охрана законности и правопорядка означает и охрану правоотношений, ибо последние в своей совокупности и образуют правовой порядок как результат законности.

5. Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение «кого-то» с «кем-то». Стороны (физические и юридические лица), как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия скоординированы. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, например, моральных, политических, эстетических, которые не столь формализованы и управляемы.

Таковы основные особенности правоотношений. Как надстроечные явления, они обусловлены в конечном счете экономическими, политическими, социальными, культурными и иными факторами и причинами.

Виды правовых отношений. Прежде всего правоотношения, как и юридические нормы, можно классифицировать по отраслевому признаку на государственные, административные, финансовые, гражданские, трудовые, семейные и т.д. Различают регулятивные и охранительные правоотношения. Первые возникают из правомерных действий субъектов, вторые – из противоправных, связанных с применением государственного принуждения.

По степени конкретизации и субъектному составу правоотношения делятся на абсолютные, относительные и общерегулятивные. В абсолютных точно определена лишь одна сторона, например собственник вещи, которому противостоят все те, кто с ним соприкасается или может соприкоснуться, и которые обязаны уважать это его право, не чинить никаких препятствий его реализации. В этом смысле, например, право собственности является абсолютным. В относительных – 1 строго определены обе стороны (например, должник – кредитор, продавец – покупатель). Их можно назвать поименно.

Общерегулятивныс, или просто общие, правоотношения в отличие от конкретных выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности (право на жизнь, честь, достоинство, безопасность, неприкосновенность жилища, свободу слова и т.п.), а равно обязанностей (соблюдать закоцы, правопорядок). Они возникают главным образом на основе норм Конституции, других основополагающих актов и являются базовыми, исходными для отраслевых правоотношений.

По характеру обязанностей правоотношения подразделяются на активные и пассивные. В активных – обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного, в пассивных, напротив, она сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения. Различают простые правоотношения (между двумя субъектами) и сложные (между несколькими или даже неограниченным числом); кратковременные и долговременные.

Содержание правоотношений. В любом правовом отношении выделяется фактическое, юридическое и волевое содержание. О фактическом (экономическом, политическом и т.д.) уже говорилось выше. Оно не меняется в результате опосредования правом реального, т.е. фактического, отношения. Под юридическим содержанием понимаются субъективные права и обязанности участников правоотношения. Волевое составляют воля государства и воля самих субъектов. Любое правоотношение выступает как единство содержания и формы.

Структура правового отношения. В состав правоотношения входят следующие элементы: 1) субъекты; 2) объект; 3) субъективное право;

4) юридическая обязанность.

В обществе непрерывно действует, пульсирует сложнейшая сеть горизонтальных и вертикальных правоотношений. Люди порой даже не замечают, что являются их участниками – настолько они естественны, привычны, необходимы. Одни из них более или менее постоянны (отношения собственности, гражданства, власти), другие переменны (учеба, работа, семья), третьи возникают и тут же прекращаются (разнообразные мелкие сделки: купля-продажа, пользование транспортом, услугами социально-культурных и хозяйственно-бытовых учреждений, участие в гражданском обороте и т.д.). Ни один человек не может оставаться вне правоотношений, не вступать в них в своей повседневной жизни и деятельности, так как без этого он не мог бы реализовать многие свои права и возможности, удовлетворить интерес, потребности.

Правоотношения составляют основную сферу общественной цивилизованной жизни. Везде, где действует право, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Особенно они развиты в гражданском обществе, правовом государстве. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Вот почему правоотношения – одна из центральных проблем правовой науки, теории права.

От той или иной ее трактовки зависит решение многих других юридических вопросов, поскольку правовые отношения – один из главных каналов перевода права на социальную действительность, интересы людей и их объединений. При этом анализ данной проблемы предпо

лагает не только юридический, но и философский уровень рассмотрения.

Резюмируя все сказанное, можно кратко определить правоотношения как урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.

Дата добавления: 2016-03-05 ; просмотров: 305 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник:
ПОНЯТИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ КАК ОСОБОГО ВИДА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПОНЯТИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ КАК ОСОБОГО ВИДА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В обществе существует множество различных отношений: экономические, политические, юридические, моральные, духовные, культурные и др.
http://helpiks.org/7-33280.html

Понятие регулятора общественных отношений

Понятие регулятора общественных отношений. Виды социальных регуляторов (социальных норм)

В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на поведение людей. Уже в первобытном обществе действовали свои регуляторы — система мононорм, регулировавших значимые для жизни родовой общины наиболее важные общественные отношения.

Термин «регулирование» означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в конкретные рамки, упорядочивать.

· казуальные – практические решения конкретного жизненного вопроса путем правового, морального, корпоративного и т.п. акта (приказа, требования, разрешения, запрета); отличительная черта казуального регулятора – отсутствие типичности, повторяемости;

· ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок; формируется прежде всего в культуре общества или отдельных народов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т.д.;

· информационный – регулирующие свойства состоят в том, что посредством различных форм, способов, мер и средств в обществе распространяются сведения, слухи, сообщаются факты, воздействующие на волю и сознание людей и побуждающие их совершать какие-либо поступки или воздерживаться от таковых;

· директивный – предписание безальтернативной директивы (указания, предписания, программы), которую необходимо выполнять или учитывать в своей деятельности.

Социальные регуляторы – это правила поведения, действующие в обществе. Социальные нормы устанавливаются государством, негос.организациями, самостоятельно формируются в процессе человеческого общения. Отсюда их многообразие: правовые, моральные, корпоративные, религиозные, обычаи, традиции, политические и т.д.

Моральные (нравственные) нормы — это взгляды, представления людей о добре и зле, о чести, совести, долге, справедливости, а также принципы поведения, исходящие из такого рода взглядов. Корпоративные нормы (нормы общественных организаций) – это установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях, решениях общественных организаций для реализации и достижения целей их функционирования.

Обычаи – исторически сложившиеся и прочно укоренившиеся правила поведения людей, которые практически переходят в привычку. Религиозные нормы устанавливаются различными вероисповеданиями, вытекают из сущности религиозных постулатов и являются обязательными для тех, кто исповедует конкретную религию. Ритуальные нормы регулируют поведение людей при проведении различных церемоний, поддерживаются нормами морали (когда касаются частной жизни человека) или государственно-правовыми (когда речь идет о политической жизни).

Соц.нормы имеют ряд общих признаков: они являются правилами поведения общего характера; регулируют поведения людей, диктуя, что дозволено, а что нет; имеют общую цель – регулирование общественных отношений; имеют социальную и моральную поддержку, некоторые – гарантию властной защиты;

Источник:
Понятие регулятора общественных отношений
Понятие регулятора общественных отношений. Виды социальных регуляторов (социальных норм) В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в
http://lektsii.org/6-55253.html

Портал Юристъ — Ваш успех в учебе и работе!

Общественный порядок — состояние (режим) упорядоченности социальными нормами (нормами права, морали, корпоративными нормами, нормами-обычаями) системы общественных отношений и их соблюдение. Понятие общественного порядка шире понятия правового порядка, поскольку в укреплении и поддержании первого важная роль принадлежит всем социальным нормам. Правопорядок складывается только на основе правовых норм и в силу этого охраняется специальными государственно-правовыми мерами.

Следовательно, правопорядок — часть системы общественных отношений, урегулированных нормами права и находящихся под защитой закона и охраной государства. Он устанавливается в результате соблюдения режима законности в обществе. Если законность — это принцип, метод деятельности, режим действий и отношений, то правопорядок их результат.

Правопорядок — состояние (режим) правовой упорядоченности — урегулированное™ и согласованности — системы общественных отношений, складывающееся в условиях реализации законности. Иначе: это атмосфера нормальной правовой жизни, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм (прав, свобод, обязанностей, ответственности) всеми субъектами права.

Каждая страна формирует свой правопорядок. Необходимость его формирования и совершенствования обусловливается двумя встречными интересами — гражданского общества и государства, их основополагающими законами и тенденциями развития.

Гражданское общество объективно испытывает потребность в упорядоченности его функционирования с помощью социальных (в том числе правовых) норм. Оно противостоит беспорядочности, бессистемности. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, гарантируется свободное раз-

Глава 24. Законность. Правопорядок.

витие человека, удовлетворение его духовных и материальных потребностей. Поэтому гражданское общество формирует социальные нормы, направленные на укрепление социального и правового порядка.

Государство объективно заинтересовано в правовом обеспечении собственной деятельности — выполнении задач и функций, в правовых взаимоотношениях с гражданским обществом. Государство не приемлет хаоса и произвола. В условиях стабильного правопорядка укрепляется исполнительская дисциплина всех органов государства и их должностных лиц, успешно проводится внешнеполитическая деятельность. Правовой порядок и законность выступают правовой базой и средством функционирования государственной власти, демократии. Когда государство в лице уполномоченных на то органов формулирует нормы права, оно закладывает в них основы правопорядка и обеспечивает их реализацию.

Таким образом, правопорядок, как государственно-правовое явление, служит стабилизации, поддержанию равновесия между интересами гражданского обществом и государства. Его антиподом является произвол и беззаконие.

Правовой порядок каждого общества раскрывается через его признаки, принципы, функции, содержание, форму, структуру.

Основные признаки правопорядка:

1) закладывается в правовых нормах в процессе правотвор-чества;

2) опирается на принцип верховенства права и господство закона в области правовых отношений;

3) устанавливается в результате реализации правовых норм, т.е. осуществления законности в правореализационной деятельности;

4) создаёт благоприятные условия для использования субъективных прав;

5) предполагает своевременное и полное исполнение всеми субъектами юридических обязанностей;

6) требует неотвратимости юридической ответственности для каждого, совершившего правонарушение;

7) устанавливает строгую общественную дисциплину;

8) предполагает четкую и эффективную работу всех государственных и частных юридических органов и служб, прежде всего правосудия;

Раздел IV. Теория праве

9) создаёт условия для организованности гражданского общества и режим благоприятствования для индивидуальной свободы;

10) обеспечивается всеми государственными мерами, вплоть до принуждения.

Содержание правопорядка — система правовых и неправовых элементов, свойств, признаков, процессов, которые способствуют установлению и поддержанию правомерного поведения субъектов, т.

Различают содержание правопорядка:

1. Материальное — система реальных (экономических, политических, нравственно-духовных, юридических) упорядоченных отношений в гражданском обществе, с правомерным поведением их участников — физических и юридических лиц, как результат их объективной потребности. В материальном содержании правопорядка выражается закономерность его возникновения, развития и функционирования в процессе взаимосвязи с экономикой, политикой, культурой.

2. Юридическое (государственно-правовое) — система реализованных прав, обязанностей, ответственности граждан, т.е. результат установления законности, упорядоченности и урегулированное™ правовых отношений, правомерного поведения их участников, достигнутый с помощью правовых средств через выраженную в них волю государства.

Структура правопорядка — это единство и одновременно разделение системы общественных отношений, урегулированных правом в соответствии с их отраслевым содержанием. Будучи реализованной системой права, правопорядок включает конституционные, финансовые, административные, земельные, семейные и иные виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права.

Элементы структуры правопорядка:

1. Субъекты права — государство, его органы, государственные, общественные и коммерческие организации, граждане, которые имеют права, обязанности, полномочия, ответственность, строго определенные конституцией, законами, иными правовыми актами — статическая часть;

Глава 24. Законность. Правопорядок

2. Правовые отношения и связи между реализованными элементами системы права (конституционные, финансовые, административные, земельные, семейные и иные) — динамическая

3. Упорядоченность всех элементов структуры — субъектов права, правовых отношений и связей между реализованными элементами системы права, методов правового регулирования и поведения людей, процедурно-процессуальных форм их осуществления и оформления, т.е. введение многосторонней правовой регламентации — распорядка, в рамках которого организуются и функционируют гражданское общество и государство — интегративная связь.

Источник:
Портал Юристъ — Ваш успех в учебе и работе!
§ 5. Понятие правопорядка — Теория государства и права
http://lawbook.online/page/pvv/ist/ist-16—idz-ax308—nf-166.html

COMMENTS