Виды социальных ролей

Понятие роли

Определим сначала понятие роли вообще. Роль это определенная типовая модель поведения людей, принятые в обществе правила поведения и общения для определенных стандартных ситуаций.

Роли подразделяются насоциальные и коммуникативные.

Социальная роль это поведение человека, обусловленное его со­циальным статусом, то есть обусловленное тем, кем он на самом деле является в обществе или в конкретной ситуации.

Социальная роль прояв­ляется в действиях человека. Начальник, подчиненный, отец, мать, сын, дочь, учитель, милиционер, продавец, пешеход, мужчина, жен­щина, взрослый, ребенок и т.д. — все это социальные роли, определяе­мые профессией, родом деятельности, полом, возрастом, реальными отношениями людей в обществе.

Социальная роль строится по прави­лам (нормам), принятым в обществе — всем известно, как должен вести себя настоящий мужчина, начальник, мать, сын, учитель, ученик и т.д. Люди, выполняющие те или иные социальные роли, должны вести себя по соответствующим нормам: начальник — как начальник, ученик — как ученик, пешеход — как пешеход и т.д., они должны и выглядеть соответственно роли, и действовать, и говорить так, как этого требует роль.

Бывают кратковременные (пешеход, проситель, покупатель, пациент) и долговременные (начальник, сын, дочь, мать) социальные роли.

Коммуникативная роль это поведение человека в общении, в той или иной коммуникативной ситуации.

Коммуникативная роль — это тот образ, который человек создает в общении для достижения определенной цели. Коммуникативная роль — это то, как человек подает себя в общении, кем он “прикидывается” для достижения той или иной практической: уверенный, стеснительный, распорядитель, знаток, сомневающийся, скромный, неудачник, унылый, весельчак, кокетка, суровый, простак, маленький человек и т.д. — это все коммуникативные роли.

Коммуникативная роль складывается из определенных действий, а также из определенного набора жестов, фраз, интонаций, внешности, одежды.

Коммуникативные роли могут и не соответствовать социальной роли говорящего — их репертуар гораздо шире, чем набор социальных ролей, и их выбор, смена, умение разыграть (проситель, беспомощный, маленький человек, крутой, знаток, решительный и мн. др.) составляют одну из сторон искусства речевого воздействия отдельной личности. Ср. таких мастеров исполнения различных коммуникативных ролей как Чичиков, Хлестаков, Остап Бендер – разыгрывая те или иные коммуникативные роли, они добивались своих целей в общении с окружающими и получали немалую материальную выгоду.

Исполнение коммуникативной роли дает человеку возможность воздействовать на окружающих в нужном ему направлении. Для того, чтобы достичь поставленных целей, человек и надевает ту или иную ролевую маску. Рассчитывая на помощь окружающих, он на определенном этапе своего движения к цели, например, может стремиться просто понравиться им, а потом уже — заручиться их поддержкой. Если мы хотим, чтобы нас пожалели, то становимся «жалкими», то есть создаем для себя образ “обиженного”, “страдающего”, “нуждающегося в помощи”: говорим слабым голосом, ходим походкой больного. Так поступают некоторые школьники, симулирующие болезнь, чтобы не пойти в школу.

Если мы хотим ошеломить собеседника натиском, мы надеваем маску решительного или крутого: говорим громче обычного, быстро, отрывисто, короткими фразами, повелительной интонацией, распрямляем плечи, смотрим на собеседника сверху вниз, движемся быстро и решительно и т.д.

Если хотим, чтобы нам подчинялись, мы становимся «значительными»: распрямляемся, чтобы казаться выше, повышаем громкость голоса, смотрим прямо в глаза собеседника. Так ведут себя старшие братья по отношению к непослушным младшим, формируя имидж “решительного”, “старшего”, “опытного”, “всезнающего”, “доминанта”.

Коммуникативные роли подразделяются на стандартные и инициативные.

Стандартная коммуникативная роль — это коммуникативное поведение человека, принятое в обществе для соответствующей социальной роли и ситуации.

Стандартная коммуникативная роль предполагает, что человек определенного социального статуса, то есть играющий определенную социальную роль (начальник, отец, сын, подчиненный, учитель, ученик и т.д.), ведет себя в общении так, как принято в данной культуре, в данном обществе для людей его статуса, социальной роли (начальник решителен, вежлив, распоряжается, учитель понятно объясняет, уважителен к ученикам, культурно говорит, доброжелателен, но строг, ученик вежлив к учителю, внимателен на уроке, культурно разговаривает, вежливо отвечает и т.д.).

Стандартные коммуникативные роли по степени соответствия их принятым в обществе нормам могут быть подразделены на нормативные (соответствующие принятым нормам – сын вежлив, послушен, уважителен к родителям, начальник строг, но вежлив и т.д.) и ненормативные (не соответствующие, нарушающие общепринятые нормы – сын непослушен, начальник груб с подчиненными и т.д.). Если стандартная коммуникативная роль исполняется нормативно, то общение протекает гладко, спокойно, бесконфликтно; если же исполнение стандартной роли осуществляется ненормативно – из-за неумения, низкого уровня культуры или просто из-за незнания норм – это, как правило, вызывает конфликты, обиды и ссоры, делает общение неэффективным.

Инициативная коммуникативная роль — это тот образ, который че­ловек сознательно создает в общении для достижения определенной цели, это то, кем он решил «прикинуться» для достижения поставленной им задачи.

Инициативные коммуникативные роли бывают кратковременными (ситуативными) — нуждающийся в помощи, «нищий», проситель, требователь, крутой, готовый услужить и т.д. и долговре­менными — борец за правду, обиженный, несправедливо гонимый, на­родный защитник, борец с привилегиями, борец за местные интересы, бессребренник, романтик, крепкий хозяйственник, бывалый мужик, светская дама, молодящийся мужчина, супер­мен и т.д. Если та или иная инициативная коммуникативная роль становится долговременной, исполняется долго, годами, она становится имиджем человека.

Имидж это долговременная инициативная коммуникативная роль, долговременная ролевая маска, которая «надевается» человеком надолго для достижения популярности, завоевания вни­мания, поддержания интереса к личности, получения выборной должности и т.д..

Источник:
Понятие роли
Определим сначала понятие роли вообще. Роль — это определенная типовая модель поведения людей, принятые в обществе правила поведения и общения для определенных стандартных ситуаций. Роли
http://studopedia.org/1-31293.html

Презентация по обществознанию на тему Социальные роли и социальное поведение

Презентация по обществознанию на тему «Социальные роли и социальное поведение»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Социальные роли и социальное поведение Работу выполнили студенты 45 группы Дмитриева Екатерина Короткова Марина

Социальная роль модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Социальная роль — это не что-то внешне связанное с социальным статусом, а выражение в действии социальной позиции агента. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус»

Ральф Линтон Джордж Мид Понятие «социальная роль» было предложено независимо друг от друга американскими социологами

Виды социальных ролей Социальные роли обусловлены социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец) Межличностные роли опосредованны межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.)

Виды социальных ролей Социальные роли Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это не только биологически предопределенный пол, но и гендер («социальный пол»), который создается (конструируется) обществом как социальная модель ролевого поведения, закрепленная общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли Каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли: По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми). По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли Зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями, взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу. Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли Зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий (роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д.) Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека

Формализация Как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация Зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Социальное поведение это действия человека по отношению к обществу, другим людям, окружающим его природе и вещам.

М.Вебер классифицирует все человеческие действия на четыре типа: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное.

Целерациональное действие Характеризуется ясностью осознания цели и средств ее достижения. Показателем эффективности действия является наступивший результат (последствия). Такое действие учитывает социальные ожидания других и использует эти ожидания для достижения поставленной цели. По мере убывания рациональности действия становятся все менее понятными, цели — менее ясными, средства — менее определенными.

Ценностно-рациональное действие Характеризуется верой в безусловную ценность (моральную, религиозную, политическую) самого действия независимо от возможных результатов и выгод. Такое действие основывается на определенных «заповедях», в следовании которым человек видит свой долг. Действия, соответствующие кодексу чести (дворянина, офицера), — по сути ценностно-рациональные. В таком действии нет конкретной цели, определенного результата, но есть мотив, смысл, ориентация на других. Конечно, ценностно-рациональное действие не является абсолютно «бескорыстным»: оно удовлетворяет потребности человека в самоуважении, самоутверждении, признании со стороны группы.

Традиционное действие (привычное) характеризуется отсутствием осознания мотива действия, оно совершается автоматически, в силу привычки (например, одевание).

Аффективное действие (в состоянии аффекта) характеризуется отсутствием цели (вспышка гнева).

Виды социального поведения альтруистическим (основанным на бескорыстной заботе о благе других) или эгоистическим

законопослушным или противоправным серьезным или легкомысленным

независимым или приспособленческим; деликатным или неучтивым и т.д

Факторы социального поведения Личностные врожденные инстинкты психические особенности (темперамент, характер, самооценка и др.) жизненные цели, интересы, ценности умение жить в обществе и ладить с другими Общественные социальные ценности и нормы поведение социальной элиты (образец) условия для соблюдение норм

Виды социального поведения

В социальном поведении людей имеет место множество нежелательных отклонений от социальных норм — девиантное поведение . позитивная девиация (конструктивная) негативная девиация (деструктивная) творчество героизм инновации (нововведения) в традиционных обществах к одобряемым отклонениям относятся отшельничество, религиозный фанатизм, сверхаскетический образ жизни. преступность терроризм алкоголизм наркомания проституция

Типология девиаций Мертона

Характер девиантного поведения зависят: во-первых, от того, как человек научен отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий во-вторых, — от того, каким образом общество стимулирует созидательные действия личности. Основным критерием определения характера девиантного поведения является его форма реализации, в частности наличие атрибута насилия.

Номер материала: ДБ-369843

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источник:
Презентация по обществознанию на тему Социальные роли и социальное поведение
Cкачать: Презентация по обществознанию на тему "Социальные роли и социальное поведение"
http://infourok.ru/prezentaciya-po-obschestvoznaniyu-na-temu-socialnie-roli-i-socialnoe-povedenie-1370100.html

Примеры социального статуса человека

Живя в обществе, нельзя быть свободным от него. В течение жизни человек соприкасается с большим количеством других индивидуумов и групп, в которые они входят. При этом в каждой из них он занимает свое определенное место. Для анализа положения человека в каждой группе и обществе в целом пользуются такими понятиями, как социальный статус и социальная роль. Рассмотрим подробнее, что же это такое.

Само слово «статус» берет начало еще с Древнего Рима. Тогда оно носило больше юридический оттенок, а не социологический, и обозначало правовое положение какой-либо организации.

Сейчас социальный статус — это позиция человека в конкретной группе и обществе в целом, наделяющая его определенными правами, привилегиями, а также обязанностями по отношению к другим членам.

Он помогает людям лучше взаимодействовать друг с другом. Если человек определенного социального статуса не выполнит свои обязанности, то он будет нести за это ответственность. Так, предприниматель, шьющий одежду на заказ, при срыве сроков, заплатит неустойку. К тому же будет испорчена его репутация.

Примеры социального статуса одного человека — школьник, сын, внук, брат, член спортивного клуба, гражданин и так далее.

Это некая характеристика человека по его профессиональным качествам, материальному и семейному положениям, возрасту, образованию и другим критериям.

Человек одновременно может входить сразу в несколько коллективов и, соответственно, играть не одну, а много различных ролей. Поэтому говорят о статусных наборах. У каждого человека он неповторим и индивидуален.

Их диапазон достаточно широк. Есть статусы, полученные при рождении, а есть — приобретенные в течение жизни. Те, что приписывает человеку общество, или те, которых он добивается благодаря собственным усилиям.

Выделяют основной и проходящий социальный статус человека. Примеры: главный и всеобщий, собственно, сам человек, затем идет второй – это гражданин. К списку основных статусов также относятся кровнородственные, экономические, политические, религиозные. Перечень можно продолжать.

Эпизодические — это прохожий, пациент, участник забастовки, покупатель, посетитель выставки. То есть такие статусы у одного и того же человека могут меняться достаточно быстро и периодически повторяться.

Это то, что человек получает от рождения, биологически и географически заданные характеристики. Еще недавно никак повлиять на них и изменить ситуацию было невозможно. Примеры социального статуса: пол, национальность, раса. Эти заданные параметры остаются с человеком на всю жизнь. Хотя в нашем прогрессивном обществе уже замахнулись на изменение пола. Так что один из перечисленных статусов в какой-то мере перестает быть предписанным.

Большая часть того, что относится к родственным отношениям, также будет рассматриваться как предписанный вид. Это отец, мать, сестра, брат. А муж и жена — уже приобретенные статусы.

Это то, чего человек добивается сам. Прилагая усилия, делая выбор, работая, учась, каждый индивид в итоге приходит к определенным результатам. Его удачи или поражения отражаются в присвоении ему обществом заслуженного статуса. Врач, режиссер, президент компании, профессор, вор, человек без определенного места жительства, бродяга.

Свои знаки отличия имеет практически каждый достигаемый социальный статус личности. Примеры:

  • у военных, силовиков, сотрудников внутренних войск — форма и погоны;
  • у врачей — белые халаты;
  • у людей, нарушивших закон — наколки на теле.

Понять, как будет себя вести тот или иной объект, поможет социальный статус человека. Примеры и подтверждения этому мы находим постоянно. Ожидания в поведении и внешности индивидуума в зависимости от его принадлежности к определенному классу называют социальной ролью.

Так, статус родителя обязывает быть строгим, но справедливым к своему ребенку, нести за него ответственность, учить, давать советы, подсказывать, помогать в сложных ситуациях. Статус сына или дочери — это, наоборот, определенная подчиненность родителям, юридическая и материальная зависимость от них.

Но, несмотря на некоторые закономерности поведения, у каждого человека есть выбор, как ему поступать. Примеры социального статуса и его использования личностью не вписываются на все сто процентов в предложенные рамки. Есть только схема, некий шаблон, который каждый индивид реализует согласно своим способностям и представлениям.

Часто бывает так, что совместить несколько социальных ролей одному человеку сложно. Например, первая роль женщины – мама, жена, а ее вторая роль – успешная бизнес-леди. Обе роли предполагают вложение сил, времени, полную отдачу. Возникает конфликт.

Анализ социального статуса личности, пример его действия в жизни позволяют сделать вывод, что он отражает не только внутреннюю позицию человека, но и влияет на внешность, манеру одеваться, говорить.

Рассмотрим примеры социального статуса и привязанных к нему стандартов во внешнем виде. Так, директор банка или учредитель солидной компании не может появиться на рабочем месте в спортивных брюках или резиновых сапогах. А священник — прийти в церковь в джинсах.

Статус, которого достиг человек, заставляет его обращать внимание не только на внешний вид и поведение, но и выбирать круг общения, место проживания, обучения.

Не последнюю роль в судьбах людей играет такое понятие, как престиж (и положительный, с точки зрения большинства, социальный статус). Примеры в анкете, которую пишут ученики всех старших классов перед поступлением в высшие учебные заведения, найдем с легкостью. Часто свой выбор они делают ориентируясь на престижность той или иной профессии. Сейчас мало кто из мальчиков мечтает стать космонавтом или летчиком. А когда-то это была очень популярная профессия. Выбирают между юристами и финансистами. Так диктует время.

Вывод: человек развивается как личность в процессе освоения им разных социальных статусов и ролей. Чем ярче динамика, тем более приспособленным к жизни станет индивид.

Источник:
Примеры социального статуса человека
Живя в обществе, нельзя быть свободным от него. В течение жизни человек соприкасается с большим количеством других индивидуумов и групп, в которые они входят. При этом в каждой из них он занимает свое определенное место. Для анализа положения человека в каждой группе и обществе в целом пользуются такими понятиями, как социальный статус и социальная роль.
http://fb.ru/article/173580/primeryi-sotsialnogo-statusa-cheloveka

Реклама в социальных сетях

Реклама в социальных сетях

Кроме поисковой оптимизации и раскрутки сайта в поисковых системах для увеличения посещаемости ресурса используют рекламу в социальных сетях. Самые популярные из них в Рунете — это ВКонтакте и Одноклассники. Данные ресурсы имеют высокие показатели тИЦ и PR и больше миллиона активных пользователей.
Возможности

Продвижение сайта в социальных сетях позволяет:
создать и сделать популярным источник актуальной информации для клиентов,
заинтересовать большое количество целевой аудитории, которую можно таргетировать по месту жительства, возрасту, полу, образованию, статусу, интересам и другим характеристикам,
получать обратную связь от потенциальных клиентов,
повысить лояльность и узнаваемость бренда потребителями,
привлечь на сайт качественный трафик,
поднять с помощью активной ссылки позиции ресурса.

На платной основе на страницах ресурса ВКонтакте можно разместить баннерные и контекстные объявления, а также рекламу в приложениях. Достоинством сети является возможность детального таргетирования (по семейному положению, должности, увлечениям, городу, улице проживания, тематикам групп и другим пунктам) и плата за переходы.

Текстовые рекламные объявления должны соответствовать Федеральному закону России «О рекламе» и правилам оформления:
заголовок не должен превышать 25 символов, текст — 130 (с изображением 75 на 75 пикселей),
не допускается указание дополнительных контактов, кроме URL (адреса) сайта.
Минимальная стоимость перехода — 27 копеек (заказ от 1000 кликов, для Москвы — от 5000).
Баннерная реклама состоит из двух изображений размером 120х300 и 600х90 (не более 25 Рекламные приложения (мини-игры, опросники и др.). С их помощью осуществляется интерактивная раскрутка сайта и бренда, проводятся акции.

Посещаемость сети Одноклассники ниже, чем ВКонтакте, но средний возраст и уровень доходов выше, что увеличивает количество потенциальных клиентов для дорогостоящей покупки. Возможности рекламного таргетирования те же.

Баннерная реклама. Медийная реклама размещается на платной основе. Есть возможность расположить один баннер (728х90) в верхней части страницы и два (240х150 и 240х400) слева. Изображение необходимо предоставить администрации сайта за 5 дней до старта кампании. Оно должно соответствовать ряду требований:
формат SWF или GIF (Flash до 8-й версии),
длина ссылки на сайт рекламодателя не больше 255 символов,
размер файла до 25 Кб,
ресурс рекламодателя должен открываться по клику на изображении в новом окне без закрытия сайта социальной сети.


18. Физические основы цвета в компьютерной графике. Типы цветовых моделей.

В независимости от источника, свет представляет собой смесь цветов.

Цвет бывает хроматическим (цветной) и ахроматическим (черно-белый, серый).

Физические характеристики цвета:

-яркость; длинна волны; энергия, переносимая светом; цветность; окраска; цвет-окраска; освещенность.

Источник:
Реклама в социальных сетях
Реклама в социальных сетях Кроме поисковой оптимизации и раскрутки сайта в поисковых системах для увеличения посещаемости ресурса используют рекламу в социальных сетях. Самые популярные из них в
http://studopedia.su/15_77205_reklama-v-sotsialnih-setyah-tipi-sotsialnih-setey.html

COMMENTS