Виды жестов

ВИДЫ ЖЕСТОВ

Жесты напрямую связаны с физиологией и поэтому гораздо труднее поддаются внутреннему контролю, нежели речь. Жест – сигнал стихийный, спонтанный, менее контролируемый говорящим, чем речь. Легче изобразить более гармоничную мимику и высказать нужную мысль, чем сдержать жест.

Жест обычно не контролируется говорящим. Когда же человек ставит перед собой задачу воздействовать на людей в условиях направленного речевого общения, жест не может оставаться случайным, непроизвольным аккомпанементом слова: он призван усилить речь, помочь убедить.

Жест – некий знак, который можно прочесть. Он воспринимается не сам по себе, а в зависимости от контекста. Контекст включает позу, мимику, внешность, одежду, роль жестикулирующего. Жест либо подчёркивает, либо подтверждает информацию, полученную из контекста, либо контрастирует с этой информацией. Движения головы, шеи, рук, всего корпуса (пантомимика) помогают выявить главное, рисуют образ. Поза, жест и мимика – наглядное пособие проявления мысли.

Жесты могут быть ритуальными и эмоциональными.

Ритуальные жесты можно разделить по времени на две культурные стадии: жесты Средневековья и Нового времени. Мы воспроизводим жесты, рождённые в те эпохи, не задумываясь над тем, как они произошли. Эти жесты рождены нашей генетической памятью (поцелуй, рукопожатие, вручение подарков). Жесты, возникшие в феодальные времена, отражали личную преданность вассала своему сеньору. Вассалу полагалось самоотверженно служить своему покровителю либо прекрасной даме. К этому периоду рыцарства относятся следующие жесты:

сеньор легко ударяет рукой по плечу своего вассала или касается мечом плеча воина, посвящаемого в рыцарство, – это означало принятие человека под своё покровительство; вассал при встрече и прощании вкладывает свои обе руки в руки покровителя, а тот обнимает и целует его;

подданный в знак преданности вручает сеньору свою перчатку, тот в знак тесной дружбы надевает ему кольцо, а разрыв отношений символизировался тем, что соперники и враги швыряли друг в друга перчатку и кольцо.

Некоторые ритуальные жесты Средневековья сохранились и сейчас. Они показывают, что два человека находятся в некой сцепке, их связь сложно нарушить. Так, при официальном публичном общении, многие политические деятели, подчёркивая тесные контакты, обмениваются рукопожатиями, объятиями и поцелуями (поцелуи Л.И. Брежнева с соратниками – это знак абсолютной преданности). В современном деловом мире подобного рода жесты не всегда уместны.

Сохранились многие ритуальные жесты между мужчиной и женщиной, принятые в эпоху служения Прекрасной даме. Мужчина подаёт руку даме как знак восхищения её красотой, целует руку и преклоняет колено в знак уважения к той, которая его достойна. Эти жесты выражали тесный физический контакт, знаки галантности, придуманные мужчинами, отражали и отражают личную преданность и желание служить женщине.

Вторая культурная стадия ритуальной жестикуляции связана с эпохой развития предпринимательства, когда основной ценностью была провозглашена независимость личности. В эпоху равенства исчезают жесты «сверху вниз». Партнёры при общении не заключают друг друга в объятия, не похлопывают по плечу, а прикасаются к руке, к локтю, похлопывают с боку, что обозначает некий баланс, знак равенства. В этом контакте участвуют только кисти рук, человек имеет возможность лавировать. Жесты используются не по вертикали, а по горизонтали. Если культура Средневековья проявляла некоторую сцепленность, контакт тел и рук, то эпоха равенства демонстрирует партнёрские отношения. Идея равенства людей и равенства полов в эпоху Нового времени ограничивает зону физического контакта, подчёркивает автономность личности. Поэтому возникают жесты, которые не требуют физического контакта:

мужчина прижимает руку к сердцу – клятва верности и уважения, как делу, так и лицам (этот жест остался от инаугурации американского президента, что выражает преданность своему народу и желание служить ему);

обе руки прижимаются к груди – этот более эмоциональный жест является выражением искренности;

преклонение на одно колено – служение человеку, обладающему большими достоинствами (в отличие от позы в русской культуре – встать на оба колена – поза поверженного: наличие некоторого дискомфорта);

встреча и прощание скрепляются простым рукопожатием, что обозначает плодотворное сотрудничество в общем деле, а не только личные симпатии;

согнутая в локте, сжатая в кулак рука означает сплочённость и твёрдость в отстаивании своих позиций – традиционный жест демократических лидеров, призывающий к борьбе.

Многие ритуальные жесты были внесены в сферу личных контактов, демонстрируя дружескую дистанцию, что подчёркивает партнёрство либо иерархию.

Ритуальные жесты, принятые со времён гладиаторских боёв, сохранились и сегодня. Когда спортсмен кланяется публике, он делает кивок головой и разводит руки: этот позитивный жест выражает особую любовь к зрителям. То же можно сказать об актёрах, которые посылают воздушный поцелуй и низко кланяются аплодирующему зрительному залу.

Эмоциональные жесты (их ещё называют экспрессивными или модальными) выражают чувства в общении людей, усиливая значение сказанного. Жесты отражают наш душевный пульс. Жестикуляция и мимика тесно связаны с эмоциональными состояниями. Известный русский государственный деятель начала XIX века М.М. Сперанский говорил: «Рука только тогда должна действовать, когда нужно дополнять понятия. Холодный разум не имеет права к ней прикасаться, рука может двигаться тогда только, когда ударит в неё сердце».

Однако говорящий должен соотносить проявление собственных чувств, эмоциональную окраску изложения материала с манерой жестово-выразительной демонстрации. Это позволит избежать несоответствия эмоционального накала и излагаемого материала. Чтобы не получилось так, как описал Н.В. Гоголь поведение учителя истории в комедии «Ревизор»: «Он учёная голова – это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах – ещё ничего, как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей богу! Сбежал с кафедры и что силы есть хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский – герой, но зачем же стулья ломать?»

К эмоциональным жестам относятся патетические жесты. Так, жест – положение стоя, одна или обе руки на уровне плеч, руки слегка согнутые в локтях – рождён в эпоху театральности, античности. Этот публичный жест означает, что оратор предъявляет себя миру и заявляет о своей любви к окружающим его людям. Употребляется он в момент, когда градус страстей достигает апогея, а жест мобилизует всех окружающих.

Жест сверху, с трибуны: рука несколько выше головы (всем известный жест В.И. Ленина) разворачивается в бесконечность и адресован множеству людей.

Жесты позитивные и негативные. Жест – это некий энергетический посыл, направленный во внешний мир. Энергия может идти как положительная, так и отрицательная. Поэтому различают жесты позитивные, негативные и колебания.

Позитивные жесты выражают восторг, восхищение, радость, внимание, одобрение, согласие, благодарность. Открытые руки, ношение документов под мышкой.

Негативные жесты выражают растерянность, смятение, досаду, недовольство, возмущение, испуг, страх и (модальные жесты) – неодобрение, несогласие, недоверие, негативную оценку, оскорбление, угрозу. Так, руки, согнутые в локтях и сжатые в кулаки, приподнятая вверх голова обозначают месть. Руки разведены и сжаты внизу в кулаки – жест бессилия, который обозначает, что человек хочет отомстить за нанесённое оскорбление, но не может этого сделать.

Жест прощания – человек «шлёт своё пока» – рука согнута в локте и поднята вверх, производит движение маятника по горизонтали – жест разделяющий. Этот жест себя скомпрометировал, когда его стали использовать, стоя на Мавзолее, члены правительства для приветствия проходящих мимо людей. Таким образом, они отделяли себя от людей, подсознательно показывая, что идут в разные стороны, так как этот жест – это отрицание, стремление отъединиться от толпы. Жест закрытости – «машинальное прикрытие рта рукой» (Е.М. Примаков сидит на совещаниях, положив локти на стол и прикрыв рот двумя кулаками, а иногда и переплетёнными пальцами.).

Е. Петрова предлагает одну из классификаций жестов обыденного общения:

1. Жесты-симптомы, выполняющие функцию самовыражения: выражают состояние, процессы, модальные (выражают оценку субъектом чего-либо).

2. Жесты-регуляторы: выполняют регулятивно-коммуникативную функцию воздействия на партнёра.

3. Жесты-информаторы: выполняют информативно-коммуникативную функцию.

Чтобы повысить свою коммуникативную компетенцию, можно и нужно сознательно осваивать язык жестов. Рассмотрим некоторые группы жестов, выражающие позиции человека в процессе общения, различные внутренние состояния партнёров по общению.

Жесты-прикосновения (поцелуй, поглаживание, рукопожатие, объятие, потирание кончика носа и прочие). На выбор жестов-прикосновений влияет статус партнёра, возраст, пол, степень знакомства, принадлежность к культуре. Например, рукопожатие чаще используется в общении мужчин в ситуации приветствия у немцев и русских, чем у англичан и американцев.

Жесты-приветствия – рукопожатие – имеют большое значение в деловом общении. Жест-прикосновение (похлопывание по спине и плечу) возможен только при социальном равенстве партнёров.

Жесты-паразиты, как и слова-паразиты, нежелательно использовать в общении (крутить пуговицы, поправлять одежду, переминаться с ноги на ногу и т.п.).

Жесты должны быть органичными и сдержанными, без резких широких взмахов и острых углов. Предпочтительны округлые жесты и скупая жестикуляция.

Источник:
ВИДЫ ЖЕСТОВ
Жесты напрямую связаны с физиологией и поэтому гораздо труднее поддаются внутреннему контролю, нежели речь. Жест – сигнал стихийный, спонтанный, менее контролируемый говорящим, чем речь. Лег
http://oiskusstve.ru/prochie-iskusstva/iskusstvo-imidzha/1667-vidy-zhestov.html

Виды жестов

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ РЕЧИ Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя речь и речь внутренняя.

РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ РЕЧИ Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя речь и речь внутренняя. Современная речь является по преимуществу звуковой речью, но и в звуковой по преимуществу речи современного человека жест играет некоторую роль. В виде, например, указательного жеста он часто дополняет ссылкой на ситуацию то, что не досказано или однозначно не определено в контексте звуковой речи; в виде выразительного жеста он может придать особую экспрессию слову или даже внести в смысловое содержание звуковой речи новый оттенок. Таким образом, и в звуковой речи имеется некоторая взаимосвязь и взаимодополнение звука и жеста, смыслового контекста звуковой речи и более или менее наглядной и выразительной ситуации, в которую нас вводит жест; слово и ситуация в ней обычно дополняют друг друга, образуя как бы единое целое.

Существенно отличны друг от друга также устная речь (как разговорная речь, речь — беседа в условиях непосредственного контакта с собеседником) и письменная речь.

В письменной речи, обращенной к отсутствующему или вообще безличному, неизвестному читателю, не приходится рассчитывать на то, что содержание речи будет дополнено почерпнутыми из непосредственного контакта общими переживаниями, порожденными той ситуацией, в которой находился пишущий. Поэтому в письменной речи требуется иное, чем в устной, — более развернутое построение речи, иное раскрытие содержания мысли. В письменной речи все существенные связи мысли должны быть раскрыты и отражены. Письменная речь требует более систематического, логически связного изложения. В письменной речи все должно быть понятно исключительно из ее собственного смыслового содержания, из ее контекста; письменная речь — это контекстная речь.

Неправильно было бы целиком интеллектуализировать внутреннюю речь. Внутренняя речь — беседа (с воображаемым собеседником) часто бывает эмоционально насыщена. Но не подлежит сомнению, что с внутренней речью мышление связано особенно тесно. Поэтому мышление и внутренняя речь неоднократно отожествлялись. Именно в связи с внутренней речью в силу этого с особой остротой встает вопрос о взаимоотношениях речи и мышления в его общей, принципиальной форме.

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.

Источник:
Виды жестов
С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ РЕЧИ Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя речь и речь внутренняя. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ
http://azps.ru/hrest/28/5100825.html

Конспект пробного урока по психологии

  • 1.дать понятие о невербальном общении;
  • 2.способствовать выработке навыка правильного вербального общения;
  • 3.сформировать конкретные представления о жестах;
  • 4.развивать умения правильно жестикулировать;
  • определение понятия «Общение»
  • определение понятия» Невербальное общение»
  • схема, включающая элементы невербального общения
  • памятка по использованию жестов
  • классификация жестов
  • иллюстрации «мимика»
  • 1.Орг. момент
  • 2.Вводная беседа: чтение стихотворения С.Михалкова «Что у вас?», его анализ.
  • 3.Основная часть: понятие общение и невербальное общение
  • 4. Игры «Хозяин рук» и инсценировка
  • 5.Объяснение нового — виды жестов
  • 6. Работа с памяткой
  • 7. Рефлексия

Игра «Хозяин рук»

Объяснение нового материала

Работа над правилами

-Здравствуйте, ребята. Cегодня урок у вас проведу я. Посмотрите все ли у вас готово к уроку.

-Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

С.Михалкова. «А у вас?»

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Николай ногой качал.

Дело было вечером,

Делать было нечего.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак,

Тут сказал ребят Боря

-А у меня в кармане гвоздь!

-А у меня сегодня гость!

-А у на сегодня кошка

Родила вчера котят

Котят выросли немножко,

А есть из блюдца не хотят!

-А у нас в квартире газ!

-А у нас водопровод!

-Кто герои этого стихотворения? Как они вели себя вначале? А потом?

-О чем это стихотворение? (об общении друзей)

Каждый человек общается с другими. А при помощи чего? При помощи слов. Общение при помощи слов называется вербальным. А есть ли еще способ общения, кроме словесного? Да. Какой? При помощи жестов.

Общение без слов, вот сегодня мы поговорим о таком общении. Оно называется невербальным. Давайте прочитаем все вместе. Невербальное общение- это общение без слов, т.е. то общение, которое не опирается на речевые символы. Невербальное общение имеет определенную структуру. Посмотрите на схему:

Межличностное Невербальное Пантомимика

-Ребята, согласитесь, с помощью взгляда мы можем передать определенную информацию, выразить наши чувства. Так же важно и межличностное пространство, ведь когда человек занимает около нас определенное положение, мы сразу можем определить, как он к нам расположен.

Зона интимного общения (от полуметра до непосредственного телесного контакта).

На таком расстоянии обычно общаются влюбленные, родители с детьми, очень близкие друзья. Вы наверняка испытаете неловкость, если малознакомый человек попытается подойти к вам вплотную. Кроме самых близких людей в эту зону допускаются врачи, медсестры, портные и другие специалисты, профессия которых требует непосредственного телесного контакта с клиентом.

Зона личного общения (от 0,5 м до 1,5 м).

Границы этой зоны различны для разных культур. Как правило, на такой дистанции общаются хорошо знакомые друг другу люди. Это расстояние позволяет им дотрагиваться друг до друга, обмениваться рукопожатиями, похлопывать друга по плечу. Представьте, что вы сидите в полупустом кафе. Входит новый посетитель и, хотя рядом есть свободные столики, подсаживается к вам. Скорее всего, вы испытаете неловкость. Замечали ли вы, что в людных местах, например в переполненном лифте, в автобусе или в поезде метро, люди избегают визуального контакта друг с другом, стараются смотреть в окно или упираются взглядом в стенку? Ясно, что такое поведение вызвано стремлением соблюсти границы личного пространства.

Зона формального общения (от 1,5 м до 3 м).

На такой дистанции обычно ведутся деловые, а также случайные и малозначимые разговоры. Вам, наверное, знакомо выражение ‘соблюдать дистанцию’, с помощью которого описывают отношения начальника и подчиненного. И действительно, было бы странно, если бы собеседники говорили о личных вещах, стоя в трех метрах друг от друга. Такая дистанция скорее уместна в ситуации формального собеседования или деловых переговоров.

Зона публичного общения (более 3 м).

Если вы сидите в огромном зале и слушаете выступление оратора, то можно сказать, что вы попали в ситуацию публичного общения. Пространство, отделяющее вас от выступающего, и является зоной публичного общения. В такой ситуации неуместны интимные жесты и комментарии; вы не можете пожать лектору руку, похлопать его по плечу или спросить, как он провел выходные дни. Даже деловое общение невозможно на такой дистанции. Пантомимика-это еще один вид невербального общения. Пантомимика — система выразительных движений, совершаемых при помощи тела.

-Ребята. А что такое мимика? (это выражение лица)

По движениям человека. По его лицу мы тоже можем многое определить без слов. Посмотрите, пожалуйста, на эти фотографии, давайте определим, какие чувства и эмоции переживают изображенные на них люди. Удивление, разочарование, заинтересованность, грусть, задумчивость, восторг.

-Мы с вами сегодня поговорим подробнее о жестах.

-Скажите, как вы понимаете это слово, что оно обозначает?

Жесты – это движение рук. ЖЕСТ — движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире. Каждый жест не случаен и выражает определенное внутреннее состояние человека. При желании и доле наблюдательности можно научиться «читать» по жестам движения души человека.

Средства невербального общения мы используем и в словесном общении, мы же не разговариваем с вами, стоя смирно. Наоборот, мы жестикулируем, выражаем эмоции с помощью лица. Невербальные средства делают наше общение более ярким, выразительным.

-А теперь, ребята, давайте поиграем в игру. Я буду хозяином ваших рук. И они будут выполнять те команды, которые я называю с помощью жестов:

· Приступает к делу

Существует 3 вида жестов:

Межличностное Невербальное Пантомимика

Жесты-регуляторы воздействуют на человека (палец к губам, поглаживание, указательный палец)

-Как вы думаете, кто чаще всего пользуется такими жестами? (учитель, родители)

Жесты-самовыражения передают внутреннее состояние, это может быть восхищение, радость, удивление.

Жесты-информаторы информируют об объекте, субъекте.

-Ребята, посмотрите на меня внимательно, какие жесты я сейчас буду вам показывать (палец к губам, палец у уха, круг в воздухе, задумчивость)?

-А теперь я приглашаю к доске двух учеников. Представим, что вы два друга, которые встретились, но вас разделят толстое стекло, не пропускающее звуков. Я буду читать ваш диалог, а вы должны с помощью жестов это изображать. Итак:

-Здравствуй! Как ты поживаешь?

-Спасибо, не очень хорошо…

-Попал под дождь и немного приболел.

-Спасибо, я как-нибудь сам

-Ну что ж, выздоравливай…

-Спасибо. Ты очень внимателен…

-Однако, ребята, не все жесты выполняют функцию общения. Есть среди них «лишние», «ненужные», их называют жесты-паразиты.

Как вы понимаете, какие это жесты? (вредные)

-Правильно, это жесты вредные, ненужные, если наш собеседник ими пользуется, то нас эти жесты отвлекают.

Сейчас я вам расскажу историю, а вы внимательно следите за мной и постарайтесь назвать жесты- паразиты, которыми я пользовалась.

И вот уже год Рыжик живет со мной, и мы очень дружим.

(Во время рассказа учитель демонстрирует различные жесты – паразиты: крутит волосы на пальце, дергает пуговицу, вертит кольца на пальцах, цепочку, сережки, трет лицо, чешет голову, крутит на пальце брелок и др.)

-Итак, ребята, какие же жесты были не нужны в рассказе, мешали воспринимать его? Что не так я делала?

-Правильно, скажите, а это красиво?

-Ребята, а вы как думаете, какие жесты нужнее?

-Однако, нужно правильно использовать и полезные жесты. Посмотрите сейчас на меня.

(Учитель читает стихотворение, много жестикулируя)

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

-Что на ваш взгляд было не так в моем поведении? Почему вы это заметили?

-Именно, поэтому необходимо соблюдать правила использования жестов. Мы с вами сейчас познакомимся с ними. (Детям раздаются карточки с памяткой) чтение по цепочке:

1. жестов не должно быть слишком много;

2.необходимо контролировать свои жесты;

3.чаще употреблять жесты, вызывающие положительную реакцию;

4. не употреблять жестов-паразитов, стараться избавляться от них;

-А теперь переверните памятки обратной стороной. Какие правила вы запомнили? Зачем их вам знать?

-Ребята. Наш урок почти подошел к концу, давайте подведем итог урока.

С какой темой мы сегодня знакомились?

Что нового вы сегодня узнали?

Что вам показалось наиболее интересным?

Спасибо за урок, ребята. Урок окончен, можете готовиться к следующему.

Схема составляется на доске

Учитель показывает фотографии и вывешивает их на доску.

Виды жестов вывешиваются на доску

Правила вывешиваются на доску

1. жестов не должно быть слишком много;

2.необходимо контролировать свои жесты;

3.чаще употреблять жесты, вызывающие положительную реакцию;

4. не употреблять жестов-паразитов, стараться избавляться от них;

1 1.жестов не должно быть слишком много;

2.необходимо контролировать свои жесты;

3.чаще употреблять жесты, вызывающие положительную реакцию;

4. не употреблять жестов-паразитов, стараться избавляться от них;

1. жестов не должно быть слишком много;

2.необходимо контролировать свои жесты;

3.чаще употреблять жесты, вызывающие положительную реакцию;

4. не употреблять жестов-паразитов, стараться избавляться от них;

1. жестов не должно быть слишком много;

2.необходимо контролировать свои жесты;

3.чаще употреблять жесты, вызывающие положительную реакцию;

4. не употреблять жестов-паразитов, стараться избавляться от них;

1. жестов не должно быть слишком много;

2.необходимо контролировать свои жесты;

3.чаще употреблять жесты, вызывающие положительную реакцию;

4. не употреблять жестов-паразитов, стараться избавляться от них;

1. жестов не должно быть слишком много;

2.необходимо контролировать свои жесты;

3.чаще употреблять жесты, вызывающие положительную реакцию;

4. не употреблять жестов-паразитов, стараться избавляться от них;

1. жестов не должно быть слишком много;

2.необходимо контролировать свои жесты;

3.чаще употреблять жесты, вызывающие положительную реакцию;

4. не употреблять жестов-паразитов, стараться избавляться от них;

1. жестов не должно быть слишком много;

2.необходимо контролировать свои жесты;

3.чаще употреблять жесты, вызывающие положительную реакцию;

4. не употреблять жестов-паразитов, стараться избавляться от них;

Источник:
Конспект пробного урока по психологии
Конспект пробного урока по психологии
http://www.uroki.net/docnach/docnach64.htm

Язык, психология и значение жестов

Жесты — движения рук, используемые для передачи информации, невербальной коммуникации и выражения своего отношения к сказанному. Значение жестов неразрывно связано с манерами поведения, которые говорят об отношении кого-то к кому-то. Жесты — это своеобразная аранжировка манер поведения человека. Язык жестов — один из самых древних языков. Человек использует жесты, чтобы выразить свое отношение к сказанному.

По физической природе жесты можно разделить на две большие группы: головные и мануальные (ручные). Мануальные жесты выполняются одной или обеими руками, они делятся на подгруппы: пальцевые, кистевые, локтевые, плечевые и смешанные. Особую роль в жесте играет кисть руки. Р. Славский в книге «Искусство пантомимы» писал: «Кисть руки — душа жеста. Кисть зовет, манит, приглашает, отталкивает, дает, берет, укоряет, рассказывает, ласкает, карает, спрашивает, провожает; в кисти, равно как и во всей руке, необходимо выработать живость и пластическую мягкость».

Еще Две тысячи лет назад великий Цицерон учил ораторов правильно жестикулировать, а первый словарь жестов, видимо, принадлежал римскому ритору Квинтилиону, который жил в I веке до н. э.

Жесты и позы много значат для общего впечатления, которое мы производим на окружающих людей. Жест — явление сугубо индивидуальное, самобытное. Он неразрывно связан с ходом мыслей и движением чувств человека. Жесты обычно сопровождают те отрезки речи, в которых мысль достигает кульминации.

На долю невербальных сигналов в течение первых 12 секунд общения при знакомстве приходится примерно 92% всего объема принимаемой информации. По мнению американского психолога Ф. Селже, при разговоре значимость слов составляет 7%, интонации — 38%, а на жесты и мимику приходится 55%.

Выразительные движения — язык подсознания. «Говорить человек может что угодно. А вот глаза и руки его обязательно выдадут, они ничего не могут скрыть и расскажут гораздо больше, чем слова», — считает Ален Брассер.

По утверждению Аллана Пиза, в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% информации передается невербальными средствами выражения и только 20-40% — вербальными. Благодаря жесту смысл слов предстает зрительно, что делает мысли говорящего образно понятными. Жест усиливает воздействие, формирует эмоциональное настроение в аудитории, демонстрирует собственное отношение говорящего к излагаемому материалу, выступает важным компонентом обратной связи со слушателями. Вот почему важно овладеть всеми средствами воздействия, всеми невербальными компонентами коммуникативной техники. В общении одновременно воспринимаются выражение лица, жест, поза. Причем реакция по визуальному каналу часто опережает вербальную. В каждой ситуации общения жесты могут быть доминантным, дополнительным или малозначительным нюансом коммуникации.

Тесная связь жестов с речью наложила на них ряд национальных, социальных и индивидуальных ограничений. Национальный характер многих жестов подтверждают факты. Например, англичане, итальянцы и русские по-разному машут рукой при прощании. Восточные народы, в отличие от европейцев, при приветствии складывают ладони перед грудью, а конголезцы дуют на ладони.

Культурными нормативами определяется сила и частота жестикуляции. Английский психолог Майкл Арчил, изучая язык жестов во время своего кругосветного путешествия, установил, что на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции в среднем один раз, итальянец — 80, француз — 120, а мексиканец —180. Русские, по наблюдению Е. П. Петровой, отличаются относительной сдержанностью и используют примерно 40 жестов в час. Язык французов и латиноамериканцев наиболее экспрессивен, и жестикулируют они двумя руками.

Один и тот же жест или выразительное движение у разных народов означает разные вещи. Жест, которым русский демонстрирует пропажу или неудачу, у хорватов означает признак удовольствия и успеха. Когда славяне поворачивают указательным пальцем у виска, подразумевают глупость, а в Голландии этот жест означает остроумную фразу. В Болгарии кивок головой вниз означает «нет», у русских — «да».

В США «ноль», образованный большим и указательным пальцем, говорит: «Все в порядке» (о’кей), в Японии означает деньги, если вы просите, стоя у телефона-автомата, монету, чтобы позвонить.

Жесты неискренности связаны с левой рукой. На Востоке, если протянуть еду, деньги или подарок левой рукой, можно нанести оскорбление собеседнику, так как левая рука у тех, кто исповедует ислам, считается «нечистой». Левой рукой управляет «интуитивное», «правдивое» — правое полушарие (у правшей). Правая рука делает то, что надо, а левая — то, что хочет, выдавая тайные чувства владельца. Поэтому, если в разговоре с вами собеседник часто жестикулирует левой рукой, есть большая вероятность, что он говорит не то, что думает, или просто негативно относится к происходящему (если он не левша).

Жесты напрямую связаны с физиологией, это стихийные, спонтанные сигналы, и поэтому гораздо труднее поддаются внутреннему контролю, нежели речь. Легче изобразить более гармоничную мимику и высказать нужную мысль, чем сдержать жест.

Если же человек ставит перед собой задачу воздействовать на людей в условиях направленного речевого общения, жест не может оставаться случайным, непроизвольным аккомпанементом слова: он призван усилить речь, помочь убедить.

Жест — некий знак, который можно прочесть. Он воспринимается не сам по себе, а в зависимости от контекста. Контекст включает позу, мимику, внешность, одежду, роль жестикулирующего. Жест либо подчеркивает, либо подтверждает информацию, полученную из контекста, либо контрастирует с этой информацией. Движения головы, шеи, рук, всего корпуса (пантомимика) помогают выявить главное, рисуют образ. Поза, жест и мимика — наглядное пособие проявления мысли.

Жесты могут быть ритуальными и эмоциональными.

Ритуальные жесты можно разделить по времени на две культурные стадии: жесты Средневековья и Нового времени.

Мы воспроизводим жесты, рожденные в те эпохи, не задумываясь над тем, откуда они произошли. Эти жесты рождены нашей генетической памятью (поцелуй, рукопожатие, вручение подарков). Жесты, возникшие в феодальные времена, отражали личную преданность вассала своему сеньору. Вассалу полагалось самоотверженно служить своему покровителю либо прекрасной даме. К этому периоду рыцарства относятся следующие жесты:

  • Сеньор легко ударяет рукой по плечу своего вассала или касается мечом плеча воина, посвящаемого в рыцарство — это означало принятие человека под свое покровительство; вассал при встрече и прощании вкладывает свои обе руки в руки покровителя, а тот обнимает и целует его;
  • Подданный в знак преданности вручает сеньору свою перчатку, тот в знак тесной дружбы надевает ему кольцо, а разрыв отношений символизировался тем, что соперники и враги швыряли друг в друга перчатку и кольцо.

Некоторые ритуальные жесты Средневековья сохранились и сейчас. Они показывают, что два человека находятся в некой сцепке, их связь сложно нарушить. Так, при официальном публичном общении многие политические деятели, подчеркивая тесные контакты, обмениваются рукопожатиями, объятиями и поцелуями (поцелуи Л. И. Брежнева с соратниками — это знак абсолютного доверия). В современном деловом мире подобного рода жесты не всегда уместны.

Сохранились многие ритуальные жесты между мужчиной и женщиной, принятые в эпоху служения прекрасной даме. Мужчина подает руку даме как знак восхищения ее красотой, целует руку и преклоняет колено в знак уважения к той, которая его достойна. Знаки галантности, придуманные мужчинами, отражали и отражают личную преданность и желание служить женщине.

Вторая культурная стадия ритуальной жестикуляции связана с эпохой развития предпринимательства, когда основной ценностью была провозглашена независимость личности. В эпоху равенства исчезают жесты «сверху вниз». Партнеры при общении не заключают друг друга в объятия, не похлопывают по плечу, а прикасаются к руке, к локтю, похлопывают сбоку, что обозначает некий баланс, знак равенства. В этом контакте участвуют только кисти рук, человек имеет возможность лавировать. Жесты используются не по вертикали, а по горизонтали. Если культура Средневековья проявляла некоторую сцепленность, контакт тел и рук, то эпоха равенства демонстрирует партнерские отношения. Идея равенства людей и равенства полов в эпоху Нового времени ограничивает зону физического контакта, подчеркивает автономность личности. Поэтому возникают жесты, которые не требуют физического контакта:

  • Мужчина прижимает руку к сердцу — клятва верности и уважения как делу, так и лицам (этот жест остался от инаугурации американского президента, выражает преданность своему народу и желание служить ему);
  • Обе руки прижимаются к груди — этот более эмоциональный жест является выражением искренности;
  • Преклонение на одно колено — служение человеку, обладающему большими достоинствами (в отличие от позы в русской культуре — встать на оба колена — поза поверженного: наличие некоторого дискомфорта);
  • Встреча и прощание скрепляются простым рукопожатием, что обозначает плодотворное сотрудничество в общем деле, а не только личные симпатии;
  • Согнутая в локте, сжатая в кулак рука означает сплоченность и твердость в отстаивании своих позиций — традиционный жест демократических лидеров, призывающий к борьбе.

Многие ритуальные жесты были внесены в сферу личных контактов для демонстрации дружеской дистанции, что подчеркивает партнерство либо иерархию.

Ритуальные жесты, принятые со времен гладиаторских боев, сохранились и сегодня. Когда спортсмен кланяется публике, он делает кивок головой и разводит руки: этот позитивный жест выражает особую любовь к зрителям. То же можно сказать об актерах, которые посылают воздушный поцелуй и низко кланяются аплодирующему зрительному залу.

Эмоциональные жесты (их еще называют экспрессивными или модальными) выражают чувства в общении людей, усиливая значение сказанного. Жесты отражают наш душевный пульс. Жестикуляция и мимика тесно связаны с эмоциональными состояниями. Известный русский государственный деятель начала XIX века М. М. Сперанский говорил: «Рука только тогда должна действовать, когда нужно дополнять понятия. Холодный разум не имеет права к ней прикасаться, рука может двигаться тогда только, когда ударит в нее сердце».

Однако говорящий должен соотносить проявление собственных чувств, эмоциональную окраску изложения материала с манерой жестово-выразителькой демонстрации. Это позволит избежать несоответствия эмоционального накала и излагаемого материала. Чтобы не получилось так, как описал Н. В. Гоголь поведение учителя истории в комедии «Ревизор»: «Он ученая голова — это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну покамест говорил об ассириянах и вавилонянах — еще ничего, как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей богу! Сбежал с кафедры и что силы есть хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский — герой, но зачем же стулья ломать?»

К эмоциональным жестам относятся патетические жесты. Так, жест — положение стоя, одна или обе руки на уровне плеч, руки слегка согнутые в локтях — рожден в эпоху театральности, античности. Этот публичный жест означает, что оратор предъявляет себя миру и заявляет о своей любви к окружающим его людям. Используется он в момент, когда градус страстей достигает апогея, а жест мобилизует всех окружающих.

Жест сверху, с трибуны: рука несколько выше головы (всем известный жест В. И. Ленина) разворачивается в бесконечность и адресован множеству людей.

Жест — это некий энергетический посыл, направленный во внешний мир. Энергия может идти как положительная, так и отрицательная. Поэтому различают жесты позитивные, негативные и колебания.

Позитивные жесты выражают восторг, восхищение, радость, внимание, одобрение, согласие, благодарность. (Открытые руки, ношение документов под мышкой).

Негативные жесты выражают растерянность, смятение, досаду, недовольство, возмущение, испуг, страх и модальные жесты — неодобрение, несогласие, недоверие, негативную оценку, оскорбление, угрозу. Так, руки, согнутые в локтях и сжатые в кулаки, приподнятый вверх подбородок обозначают месть. Руки разведены и сжаты внизу в кулаки — жест бессилия, который обозначает, что человек хочет отомстить за нанесенное оскорбление, но не может этого сделать.

Жест прощания — человек «шлет свое пока»: рука согнута в локте и поднята вверх, производит движение маятника по горизонтали — жест разделяющий. Этот жест себя скомпрометировал, когда его стали использовать, стоя на Мавзолее, члены правительства для приветствия проходящих мимо людей. Таким образом они отделяли себя от людей, подсознательно показывая, что идут в разные стороны, так как этот жест — это отрицание, стремление отъединиться от толпы. Жест закрытости — «машинальное прикрытие рта рукой» (Е. М. Примаков сидел на совещаниях, положив локти на стол и прикрыв рот двумя кулаками, а иногда и переплетенными пальцами).

Е. Петрова предлагает одну из классификаций жестов обыденного общения:

  1. Жесты-симптомы, выполняющие функцию самовыражения: выражают состояние, процессы, модальные (выражают оценку субъектом чего-либо).
  2. Жесты-регуляторы: выполняют регулятивно-коммуникативную функцию воздействия на партнера.
  3. Жесты-информаторы: выполняют информативно-коммуникативную функцию.

Чтобы повысить свою коммуникативную компетенцию, можно и нужно сознательно осваивать язык жестов. Рассмотрим некоторые группы жестов, выражающие позиции человека в процессе общения, различные внутренние состояния партнеров по общению.

Жесты-прикосновения (поцелуй, поглаживание, рукопожатие, объятие, потирание кончика носа и прочие). На выбор жестов-прикосновений влияет статус партнера, возраст, пол, степень знакомства, принадлежность к культуре. Например, рукопожатие чаще используется в общении мужчин в ситуации приветствия у немцев и русских, чем у англичан и американцев.

Жесты-приветствия (рукопожатие) имеют большое значение в деловом общении. Жест-прикосновение (похлопывание по спина и плечу) возможен только при социальном равенстве партнеров.

Жесты-паразиты, как и слова-паразиты, нежелательно использовать в общении (крутить пуговицы, поправлять одежду, переминаться с ноги на ногу и т. п.).

Жесты должны быть органичными и сдержанными, без резких широких взмахов и острых углов. Предпочтительны округлые жесты и скупая жестикуляция.

Чтобы каждый день выглядеть безупречно, надо уметь держать себя, следить за осанкой и позой. Этикет не рекомендует:

  • Указывать пальцем на человека или на какой-либо предмет;
  • Во время разговора хлопать собеседника по плечу, крутить пуговицы на его одежде, хватать его за рукав;
  • Вертеть в руках различные предметы, барабанить пальцами по столу, хрустеть пальцами, почесываться, рыться в карманах;
  • Излишне жестикулировать, так как это выдает нервного, закомплексованного человека.

Знание языка тела позволяет снизить возможности манипулирования человека человеком, а также раскрыть его внутреннее «Я».

«Язык» тела занимает важное место в создании первого впечатления о человеке. Поэтому важно и то, как нас воспринимают окружающие, и то, как мы хотим выглядеть в их глазах. Если эти два образа совпадают, мы сумели найти наилучший вариант поведения. Уделяя внимание овладению немым языком общения и самоподачи, мы сознательно создаем яркий личностный образ.

Источник:
Язык, психология и значение жестов
Жесты — движения рук, используемые для передачи информации, невербальной коммуникации и выражения своего отношения к сказанному. Значение жестов неразрывно связано с манерами поведения, которые
http://www.styleadvisor.ru/samorazvitie/obshenie-s-lyudmi/38.html

COMMENTS