Внутрисемейные отношения

Внутрисемейные отношения

День добрый, помогите пожалуста. У нас сложились очень сложные внутрисемейные отношения, которые дальше продолжаться так не могут.

Ситуайия в кратце следующая: в 2 х комнатной квартире проживаю я (не прописан), моя жена, 2-е детей жены (от первого брака возраста 2 х и 3 х лет) , сестра моей жены, тёща и ее гражданский (так же не прописаный в квартире) муж у которых общий сын возраста 4 х лет. т.е. фактически 2 семьи.

Дети жены на меня никак не оформлены (т.е. не усыновлял), но принимаю участие в их воспитании. При этом гражданский муж моей тещи постоянно лезет в мои с женой семейные отношения, постоянно ругает и отчитывает нас в неправильном воспитании детей, хотя сам после работы всегда сидит с бутылкой пива и сигаретой перед телевизором, и орет на своего сына выбежавшего к нему. Посоветуйте, как нам быть в сложившейся ситуации, как нам подействовать на него, что бы он не лез не в свое дело. Хотя бы просто молчал, и давал спокойно пообедать. дети на кухне едять только в его отсутствии, иначе просто черевато, что его наезды опять превратятся в очередной скандал. Помогите, нервы на исходе, боюсь сорваться на него в один прекрасный момент.

Извиняюсь, что может быть задаю вопрос подобный тем, что уже задавался ранее, просто не нашел таковых.

Внутрисемейные отношения и их роль в развитии социального поведения ребенка

Внутрисемейные отношения и их роль в развитии социального поведения ребенка

Нельзя рассматривать личность ребенка вне системы его отношений с окружающими, ведь именно в этой системе происходит развитие и формирование его личности. В.Н. Мясищев отмечал, что система отношений формируется в ходе всей истории развития человека, в том числе и в процессе общения. Именно в общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительным или отрицательным характером.

Отношения представляются в качестве временных связей человека как личности-субъекта с объективной действительностью или с отдельными ее сторонами. Их предметом могут быть самые разные стороны деятельности человека, а объектом — все явления природы, события общественной жизни, люди и сама личность.

Б.Г. Ананьев выделял из общей совокупности отношений личности ко всему окружающему и самому себе главную систему отношений по принципу значимости для человека: общество и общественные идеи, труд — как способ существования человека, других людей, собственную деятельность и личность человека. Внутренние отношения личности возникают из системы действительных взаимоотношений людей и превращаются в определенные качества, привычки, формируя черты характера.

А.А. Бодалев, рассматривая механизмы воспитательного воздействия, отмечал, что существует возможность формирования у ребенка устойчивого отношения ко всему, что его окружает. Здесь возникает проблема поиска наиболее устойчивых связей, отношений, определяющих облик личности.

Ведущую роль в психическом развитии ребенка дошкольного возраста играет общение ребенка со взрослыми. Это естественно обусловливает доминирующее место отношений ребенка с родными в семье среди других его межличностных отношений.

Проблеме влияния семьи на ребенка посвящены многочисленные работы по социальной психологии, педагогике, философии, психиатрии.

Представляется вполне закономерным тот факт, что семья стала объектом изучения специалистов разных наук, так как она является тем социальным институтом, в котором индивид приобретает первый социальный опыт, первые навыки социального поведения.

Семья формирует и определяет поведение индивида, закладывает эмоциональный план и структуру поведения, которая в значительной мере сохраняется в течение жизни, а так же оказывает модифицирующее влияние на поведение в каждый определенный период времени.

Вместе с тем семья не является изолированным институтом (Н.В.Кузьмина). Она делит сферу влияния с другими педагогическими системами (ясли, детский сад, школа), однако остается главной, поскольку все воздействие других педагогических систем преломляется под углом зрения семьи.

Наряду с этим необходимо отметить, что роль семьи неодинакова на разных стадиях развития ребенка, его социализации. Наиболее важную роль семья играет в жизни ребенка в период его первичной или ранней социализации. В это период у него создается тот “базис”, та первооснова характера, на которой может быть построена структура позитивно социализированного индивида.

Представляя собой малую группу, своего рода социальный “микрокосм”, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. С другой стороны, семья неоднородная, а дифференцированная социальная группа. Она неоднородна по возрасту, полу, а подчас и профессии участников группы. Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовывать их.

То, что семья является первым и ведущим социальным институтом в процессе социализации человека, сейчас ни у кого не вызывает сомнения. К настоящему периоду в советской психологии и педагогике накопилось большое количество работ, в которых тщательно анализируются различные аспекты влияния семьи на формирование личности ребенка, отдельные стороны и компоненты ее воспитательного потенциала.

Воспитательные возможности семьи раскрыты в ряде коллективных трудов.

Исследователям удалось доказать неоднородную роль разных факторов семейной жизни в воспитании молодого поколения, таких как материальные и бытовые условия в семье; численность и структура семьи, социально-экономический статус членов семьи, жизненный опыт и культурно-образовательный уровень взрослых, эмоционально-психологический климат, психологическая зрелость и уровень педагогической культуры родителей.

Ведущим среди всех этих факторов признаются внутрисемейные отношения. Центральное место внутрисемейных отношений среди других факторов обуславливается тем, что последние являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения. В них как бы фокусируется и выражается все богатство общественных отношений, а, стало быть, создается возможность для раннего включения ребенка в их систему.

Внутрисемейные отношения, в отличии от других общественных отношений, обладают целым рядом особенностей, обеспечивающих духовный потенциал ребенка.

К ним относятся:

1. непосредственность контактов членов семьи, где в большей степени удовлетворяется первостепенная потребность в общении ребенка (Е.А.Аркин, Л.И.Божович, М.Ю.Кистяковская, М.И.Лисина, А.А.Люблинская);

2. общение в семье строится на основе брачных и родственных отношений, порождающих глубоко личные, сокровенные и задушевные связи, опирающиеся на супружескую, родительскую и сыновнюю (дочернюю) любовь и привязанность. Все это является источником формирования высоконравственных качеств, мажорного мироощущения, положительного самочувствия и уверенности в себе у детей. Общение в атмосфере близости, любви, сердечности, доверия, сплоченности, заботы друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств.

3. семья, семейные отношения содействуют формированию личности человека в течение всей его жизни, тогда как влияние других институтов носит только временный характер. Более того, для детей раннего и дошкольного возраста, когда общение затруднено из-за особенностей и возможностей ребенка, общение с родителями и другими членами семьи является главным каналом, по которому среда оказывает влияние на развитие детей.

Ведущее место семьи, родительских отношений в обеспечении необходимой детям данного возраста потребности в родительской любви, опеке и понимании (И.С.Кон, А.А.Люблинская, М.И.Лисина, Т.А.Репина, С.П.Тищенко, А.С.Спиваковская, С.Г.Лкобсон).

Доминирующая роль внутрисемейных отношений была доказана в ряде эмпирических работ, проведенных за последние годы. Общим для всех исследований является вывод о том, что семья с прочными контактами, уважительным отношением к детям способствует формированию у последних таких качеств, как коллективизм, доброжелательность, внимательность, самостоятельность, чуткость.

Для таких детей свойственно более адекватное социальное поведение, самосознание, а, следовательно, более развитое чувство человеческого достоинства, умение постоять за себя. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивает их высокий престиж в группе сверстников и создает благоприятную систему взаимоотношений между ними и окружающими людьми.

В семьях с авторитарным стилем взаимоотношений формирование названных качеств затрудняется, сдерживается, искажается, а в ряде случаев становится невозможным.

В.П.Левкович проводил обследование зависимости успеваемости, характера социального поведения, общественной активности и нравственного развития детей от специфики их взаимоотношений с родителями. Оно показало, что на ребенка оказывают патогенное воздействие не только разные формы негативных межличностных отношений в семье, но и такой тип взаимоотношений, при котором родители игнорируют духовный мир ребенка.

Для формирования прочных духовных контактов между родителями и детьми необходим высокий уровень взаимной информированности между ними, доверчивость друг к другу, взаимопонимание, дружеский стиль общения и адекватно-позитивная оценка ребенка родителями. Отсутствие этих условий приводит к многим отклонениям в развитии личности (неуспеваемость, низкая социальная активность, негативные формы поведения, высокая раздражительность, подавленное настроение).

И.В. Комановским была выявлена некоторая зависимость между уровнем нравственного развития первоклассников и профессиональной культурой, образованием и возрастом родителей, материальным состоянием семьи и пр. Однако, самая высокая зависимость наблюдалась между нравственным уровнем учащихся и теми отношениями, которые сложились у ребенка с другими членами коллектива. Эти отношения, в свою очередь, зависят от нравственного уровня самих родителей, их социальной направленности и авторитета, времени общения с ребенком родителей, характера совместной деятельности в семье.

К аналогичному выводу пришли и многие другие авторы:

В.В.Кондратова, Л.К.Пелипенко, Т.А.Репина, Н.А.Стародубова, В.Я.Титаренко). Полученные ими результаты свидетельствуют о том, что главным фактором семейного воспитания является характер взаимоотношений между членами семьи.

Большое значение для становления таких социальных качеств личности, как ответственность, внимание к другим членам семьи, готовность к взаимопомощи, коллективная направленность, отзывчивость, имеет совместная деятельность родителей и детей в семье. Такое сотрудничество способствует духовному сближению членов семьи за счет многочисленных контактов, неизбежно возникающих по ходу данной деятельности.

Поведение ребенка, в конечном счете, определяется его положением в семье. М.И. Барлишевский показал, что способности ребенка к саморегуляции поведения во многом определяются спецификой его статуса в семейном коллективе. У детей с чрезмерно высоким статусом, которые с ранних лет привыкли быть в центре внимания семьи, наблюдается задержка в развитии таких важных моментов саморегуляции, как рефлексия, самооценка, склонность к самоконтролю, ориентация на интересы окружающих.

Обобщая итоги перечисленных выше работ, можно сделать вывод о том, что внутрисемейные отношения действительно оказывают влияние на процесс формирования отношений ребенка с окружающими, особенности его поведения. Но, признавая ведущую роль семьи в воспитании ребенка, никто из названных авторов не выделял семейные отношения в качестве самостоятельного предмета изучения. Они обследовались лишь как одно из условий (хотя бы и главных) формирования того или иного качества личности. Поэтому изучение внутрисемейных отношений не было достаточно последовательным: не все компоненты выделялись, а если какие-то отдельные компоненты и выделялись, то их значение и роль не анализировались в целостной системе взаимоотношений.

Семья способствует становлению личности не только тем, что многочисленные нравственные ее качества рождаются именно в семейном общении, но и тем, что процесс усвоения нравственных норм, правил поведения тоже зависит от того, какого характера взаимоотношения существуют между ее членами.

В.А. Антонович была выявлена неоднозначная взаимосвязь между особенностями усвоения этических норм детьми и эмпатией, определяемой характером взаимоотношений в семье. Постоянный положительно-эмоциональный контакт в семье, вовлеченность родителей во внутренний мир переживаний ребенка способствует развитию у него альтруистической эмпатии. В таком случае ребенок способен раскрывать и распознавать подлинную сторону нравственных отношений, прогнозировать последствия своих поступков для окружающих людей, конечным результатом этого становится то, что он старается сознательно соблюдать моральные нормы ради благополучия других людей. Отрицательный опыт эмоционально-нравственных отношений способствует развитию эгоцентрических эмпатических переживаний, отрицательно влияющих на развитие ребенком этических норм.

Явное влияние семьи на усвоение нравственных норм дошкольниками показано в работе З.Р. Кадыровой. Автором было установлено, что тип семейного воспитания определяет не только особенности нравственных представлений, социального поведения ребенка, но и успешность формирования у него новых этических норм с помощью целенаправленных воздействий. При демократическом воспитании дети не только проявляют сочувствие и сопереживание, инициативно оказывают помощь другим, но и способны осознать мотивы нравственных поступков.

Высокая степень покорности, тенденция к безусловному послушанию, эгоистичная направленность поведения и низкий уровень усвоения нравственных норм характерны для детей тех семей, где воспитание основывается на требованиях слепого подчинения власти и авторитету взрослых.

А.А. Фурутан, давая практические рекомендации родителям, отмечает, что люди, испытавшие сильный контроль и давление со стороны родителей, безынициативны, чрезмерно впечатлительны, обладают заниженной самооценкой. Если же родители снимают с сына или дочери ограничения и необходимые для его возраста обязанности, то ребенок теряет возможность овладеть культурой поведения, в следствие чего становятся неуправляемыми в детстве и, повзрослев, сталкиваются с бесчисленными трудностями.

Нужно отметить, что в данных работах обследование семейного воспитания проводилось достаточно односторонне: выяснялись (с помощью анкеты и беседы с родителями) лишь характер требований родителей к ребенку, их ориентация на этические нормы и единичные эмоциональные реакции родителей на поступок ребенка, в связи с этим картина семейных отношений здесь чрезмерно упрощается.

Семейные отношения, помимо нравственно-поведенческой сферы личности, оказывают воздействие и на другие ее стороны: волевую, мотивационную сферу, процесс половой идентификации, успеваемость в учебной деятельности, установку на жизненные перспективы, успех и результативность воспитательных усилий родителей и других взрослых на ребенка.

Рассмотренные выше и аналогичные им работы можно отнести к одному направлению, центральным стержнем специфики которого является интерес к определению роли разных аспектов семейного воспитания в усвоении ребенком нравственных норм, развитии эмпатии, бесконфликтности в поведении.

К другому направлению можно отнести те исследования, содержание которых составляет более узкая проблема: зависимость социальных связей ребенка от особенностей внутрисемейных отношений. Это направление имеет также возможность рассматривать успешность построения отношений ребенка с окружающими.

А.А.Бодалев. А.Я.Варга, С.В.Ковалев, А.И.Захаров, Т.И.Комиссаренко, А.А.Люблинская, В.Я.Титаренко, А.С.Спиваковская, И.С.Кон единогласно утверждают, что особенности взаимоотношений родителей и детей закрепляются в собственном поведении последних и становятся моделью для дальнейших контактов с окружающими.

“Стиль взаимоотношений взрослых с детьми, — пишет С.В.Ковалев, — оказывается не просто средством поддержания контакта с ними, а еще и своеобразным, но весьма действенным методом воспитания — воспитания взаимоотношений”. Это происходит именно потому, что в общении со взрослыми ребенок больше всего усваивает свои будущие модели поведения, в том числе и стиль взаимоотношений с людьми, который в свою очередь определяет его психический склад и способствует завершению формирования свойств его личности.

“Особенность отношений родителей к детям, — считает Л.Джексон, — настолько закрепляется у последних в их собственном отношении к окружающим и их оценкам, что на основании анализа их у детей можно конструировать меру гармоничности или напряженности положения ребенка в семье”.

Состояние некоммуникабельности как аномальная черта личности в детские годы обладает свойством сохраняться и даже развиваться в дальнейшем и в том случае, когда факторы, вызывающие ее к жизни, уже отсутствуют.

Результаты исследований Л.А. Холевой и З.М. Богуславской дают конкретный материал, свидетельствующий о прямой зависимости общения дошкольника от типов семейных отношений. Если между членами семьи складываются теплые, доброжелательные отношения, эмоциональная привязанность и взрослые единогласны в вопросе воспитания ребенка, интересуются его проблемами, постоянно занимаются им и привлекают его к совместной деятельности, то кроме хорошего умственного развития, трудолюбия, высокой социальной активности, ребенку присущи интимно-близкие отношения со всеми другими взрослыми и благоприятные отношения со сверстниками. Он быстро налаживает контакты с товарищами, проявляет сочувствие и содействие по собственной инициативе, умеет контролировать свое поведение.

Ограниченность содержательного отношения с окружающими наблюдается у детей, родители которых либо слишком опекают своего ребенка, либо проявляют к нему деловые, холодные, пренебрежительные отношения. В этом случае у ребенка складывается стойкая отчужденность, недоверие и не расположенность к взрослым (в том числе к родным), негативизм и замкнутость. Р. Дрейкурс подчеркивал значение демократических отношений в семье, так как считал ее средой, в которой формируется представление ребенка о себе, его Я-концепция и начинается развитие его социальной природы.

Влияние на особенности общения дошкольников рассматривается в работах И.А. Байновой и А.Я. Варги, в которых показано значимое различие в деятельности общения детей, воспитывающихся в семье, и детей, воспитывающихся в детском доме, лишенных родительской любви и внимания.

Я.А.Коломинский не только показал взаимодействие между двумя сферами общения в двух подсистемах взрослый-ребенок и ребенок- ребенок, но и выявил, как это воздействие осуществляется. Он считает, что возможны два варианта соотношения положения ребенка в этих подсистемах. Если ребенок занимает благоприятное или неблагоприятное положение в одной подсистеме, то он занимает такое же положение и в другой.

Этот вариант является наиболее типичной тенденцией в развитии взаимоотношений детей.

Другой вариант: если ребенок занимает благоприятное положение в одной системе, то оно у него неблагоприятное в другой и наоборот. Здесь либо действует принцип компенсации, либо эти положения остаются декомпенсированными. Взаимодействие двух подсистем Я.Л. Коломинским объяснялось тем, что ребенок в общении со взрослыми усваивает некоторые качества личности и формы поведения, которые либо повышают, либо понижают его положение среди сверстников. Помимо того, здесь идет и процесс реализации ребенком воспитательных воздействий, касающихся формирования отношений со сверстниками и способов общения с ними.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что, несмотря на обилие теоретических работ и эмпирических данных, реальная, многомерная картина влияния внутрисемейных взаимоотношений на социальное поведение. В одних работах эти взаимоотношения обследованы неполно, не все параметры их представлены и проанализированы, в других — не учтена внутренняя позиция ребенка при восприятии родительских отношений, игнорирована активность личности при выборе позиции по отношению к окружающим, и, наконец, остается открытым вопрос о механизме этого влияния.

С методической стороны нужно отметить, что те методы, которые использовались авторами в вышеописанных работах, позволили выявить лишь объективные внутрисемейные отношения, но не отражали личностный смысл этих отношений для ребенка. А это очень важно для понимания социального поведения ребенка. В этой связи В.С. Мухина пишет: “одни и те же детерминанты могут породить многообразие формы поведения и привести к разным личностным образованиям. В поведении человека многое зависит от того, какую значимость приобретает для него та или иная социальная ситуация и какой личностный смысл имеет та или иная система ценностей”.

Изучение литературы по проблеме внутрисемейных отношений и их роли в развитии социального поведения ребенка позволяет сделать вывод о том, что внутрисемейные отношения, в отличии от других общественных отношений, обладают целым рядом особенностей, обеспечивающих развитие духовного потенциала ребенка. В силу этого семья является первым и ведущим социальным институтом в процессе социализации человека.

Внутрисемейные отношения оказывают значительное влияние на процесс формирования отношений ребенка с окружающими: семья способствует становлению личности не только тем, что многочисленные ее качества рождаются именно в семейном общении, но и тем, что процесс усвоения норм, правил поведения находится в прямой зависимости от того, какого характера взаимоотношения существуют между ее членами.

Родительское собрание «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка»

Родительское собрание «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка»

Родительское собрание «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка»

Форма проведения: беседа-диалог с элементами игрового-тренинга.

Цель: выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями.

• оказать родителям методическую помощь в вопросах определения выбора взаимоотношений с детьми,

• обсудить вопрос влияния внутрисемейных отношений на эмоциональное самочувствие ребёнка, создание доброжелательной атмосферы в семье,

• познакомить родителей с возможными способами психологической поддержки детей.

Участники: заведующий ДОУ, старший воспитатель, воспитатель группы, родители воспитанников.

Приветствие родителей, объявление темы и цели родительского собрания.

Детство — самая прекрасная пора жизни человека, получившая целый букет красивых определений: счастливое, беззаботное, радостное…

Продолжите этот ряд определений. (Родители продолжают.)

Но для некоторых детей детство бывает трудным, прежде всего, по вине окружающих взрослых. Ребёнок не выбирает семью, родителей и в детстве очень зависит от малого круга общения.

Эмоциональное воспитание ребёнка происходит в первую очередь в семье. Чувства играют исключительную роль в его жизни. Они окрашивают его ощущения, восприятия, представления, мысли. В них выражается отношение ребёнка к окружающему миру.

Очень важно, чтобы у ребёнка в дошкольный период развивался положительный образ «я» — чувство собственного достоинства, формирование которого зависит от условий жизни и воспитания, прежде всего в семье.

Задача семьи — поддерживать достоинство ребёнка, укреплять его хорошее мнение о себе. Это возможно в тех семьях, где ребёнка включают в различные виды деятельности, помогают в них расти, видеть свои достижения и ощущать, что они небезразличны родителям. Возникшее чувство гордости за хорошо выполненное задание, поручение побуждает ребёнка к новым победам.

— Как вы считаете, от чего зависит эмоциональное благополучие ребёнка?

(По ходу высказываний родителей, старший воспитатель фиксирует мысли на мольберте-доске.)

• Психологический климат семьи;

• Оценка и самооценка ребёнка;

• Успешность социальных контактов со взрослыми;

• Успешность в деятельности;

• Взаимоотношения со сверстниками.

1. Вопрос. В чём заключается роль родителей для создания эмоционального благополучия детей?

2. Вопрос. Как вы понимаете термин «психологическая родительская поддержка»?

Педагог записывает на доске версии родителей. Родители обсуждают.

Родительская поддержка — это процесс, в ходе которого родитель подчеркивает достоинства ребёнка с целью укрепления его самооценки.

Родители должны помочь ребёнку поверить в себя и свои способности, объяснить причины неудач и поддержать в сложной ситуации.

Но для этого родители сами должны почувствовать уверенность; должны научиться понимать себя и достигнуть самоуважения.

Ребёнок может утратить уверенность в собственных силах, если:

• Завышенные требования родителей;

• Соперничество братьев и сестёр (ситуация, когда родители сравнивают детей друг с другом);

• Родители не обращают внимание на чрезмерные амбиции ребёнка (что то не получается и ребёнок уже не соглашается играть в другую игру)

Помощь родителей – подчёркивать способности и возможности детей.

Педагог и родители делают вывод: поддержка ребёнку крайне необходима. Она является важнейшим фактором, способным улучшить взаимоотношения между ребёнком и родителями.

Родители по желанию принимают участие в инсценировании ситуаций: ребёнок, играя, разбил вазу.

Задание 1.Покажите свою реакцию на ситуацию, если у вас в тот момент было прекрасное настроение. — Что бы вы сказали ему? Каким тоном?

Задание 2.Покажите свою реакцию на ту же ситуацию, если у вас в тот момент было мрачное расположение духа, вы были подавлены.

Итак, какое значение имеет душевное равновесие взрослого для эмоционального самочувствия и безопасности психической жизни ребёнка в семье?

-Что должны делать родители, чтобы сохранить положительное эмоциональное состояние ребёнка?

Главные задачи родителей:

-создавать оптимальные условия для роста и развития своего ребёнка;

-удовлетворять его естественные потребности;

-обеспечивать адаптацию к жизни;

-воспитывать своего ребёнка.

Семья –это сила, единство, мощь и, конечно, же ядро нашего общества.

Какой же вы представляете себе семью?

Предлагаю разделиться на две группы.

Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы.

Задача родителей: изобразить одной подгруппе современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций, а другой идеальную семью, написав тезисы, определяющие особенности семей.

Через 10 минут совместной работы каждая группа рассказывает о своём представлении семьи.

В современном мире идеальные семьи являются исключением. Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь отражается на детях. Все родители искренне любят своих детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают, что нужно ребёнку: одежда, еда, образование, любовь. Всё это родители стараются дать ребёнку, при этом погрузившись полностью в работу, уделяя минимальное количество времени своему ребёнку.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Подведение итогов встречи

Развитие ребёнка – сложный, определяемый многими факторами процесс. Опыт свидетельствует: особенности отношений между супругами – одно из важнейших условий формирования его личности.

Если между супругами царят доверие, взаимопонимание, если их взгляды схожи, то тревожность и конфликтность ребёнка снижаются, он не испытывает чувства неполноценности, улучшаются его отношения с окружающими (с близкими родственниками, воспитателем, друзьями, он становится более собранным, организованным, чувствует себя защищенным.

Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи. А для того чтобы барометр вашей семьи всегда показывал хорошую погоду, постарайтесь овладеть следующими умениями

Если вы, общаясь с ребенком, хотите сохранить его эмоциональное благополучие, то эти правила именно для вас.

(Родители вынимают из Чудо Мешочка правило и зачитывают его вслух.) Приложение 1

Получили ли вы ответы на интересующие вас вопросы? Что полезного вы узнали на встрече? (В качестве решения собрания родителям предлагается памятка. Приложение 2)

Наша встреча подошла к концу. Благодарим вас за активное участие в обсуждении этой темы. Желаем успехов и благополучия в ваших семьях.

Родительское собрание «Использование семейных традиций как средства воспитания уважительного отношения к семье» Проведение родительского собрания на тему: «Использование семейных традиций, как средства воспитания уважительного отношения к семье и старшему.

Родительское собрание «Детский рисунок — ключ к внутреннему миру ребёнка» Родительское собрание «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребёнка Цель: привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества.

Родительское собрание на тему «Игра в жизни ребёнка» Цель: Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как, о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Формировать взаимоотношения.

Родительское собрание «Как научиться понимать своего ребёнка» Родительское собрание на тему «Как научиться понимать своего ребёнка» (Средняя группа) Это более широкое название нашего собрания, более.

Родительское собрание «Пятый год жизни ребёнка. Успехи и трудности» Родительское собрание «Пятый год жизни ребёнка. Успехи и трудности.» Цель: знакомство с особенностями развития ребёнка 4-5 лет. Задачи:.

Родительское собрание «Основы безопасности жизнедеятельности ребёнка!» Протокол №4 12 12 2016 в средней группе воспитатель Буланцова Галина Николаевна Присутствовали: 15 человек 1. Баркалова Е. В. 2. Гусев.

Родительское собрание «Роль семьи в воспитании здорового ребёнка» I. Роль семьи в воспитании здорового ребёнка Давайте сначала дадим определение термину «Здоровье» — это состояние полного физического, психического,.

Родительское собрание Семейные традиции и способность ребёнка трудиться. Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия.

Родительское собрание «Умеете ли вы любить своего ребёнка» Умеете ли вы любить своего ребёнка Родительское собрание в средней группе Составила и провела: Мархинина О. А., 1кв. кат. Цель: Помочь.

Родительское собрание в старшей группе «Эмоциональное развитие ребёнка» Цели: — повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми; — пропагандировать.

Часть 1

На сегодня в психологии достаточно распространенной является позиция, с которой семья рассматривается как система. При таком подходе проблема одного из членов семьи — уже не его личная проблема, а проблема семейной системы. В ней можно выделить ряд подсистем, которые желательно различать.

В качестве основных подсистем в семье следует различать супружеские отношения (муж — жена), родительские (родитель — ребенок), детские (старшие дети — младшие дети), а также отношения между семьями родителей супругов и их собственной. Неразличение супругами этих подсистем также является причиной ухудшения брачно-семейных отношений. Какие же основные отличия можно выделить при сравнении этих подсистем? Рассмотрим некоторые из них. Кроме собственных разработок, я буду использовать некоторые положения Б. Хеллингера.

Супружеская и родительская подсистемы

А) Супружеские отношения — это отношения непосредствен но между мужем и женой, а родительские опосредованы ребенком (рис. 6).

Рис. 6. Схема семейной системы

Если бы не было ребенка, то не было бы и родительских отношений. Отсюда следует вывод о том, что в супружеских отношениях муж и жена сами решают, согласно их договоренностям, кто из них «хороший», а кто «плохой». Муж может сказать жене: «Ты плохая жена». На родительском же уровне сказать: «Ты плохая мать» — может только сам ребенок. Поэтому здесь критика супругами друг друга как родителей, возможно, не имеет оснований.

Важно, чтобы у ребенка были отдельные отношения с каждым из родителей. Если мать начинает говорить отцу о том, как воспитывать ребенка, то она начинает образовывать отдельное «Мы» с ребенком и вставать между ним и отцом. Поведение каждого из родителей — это вопрос личной ответственности. В родительских отношениях каждый занимается собой как родителем. После развода дети должны остаться с тем из родителей, кто больше уважает в детях другого родителя.

Другая крайность — когда родитель постоянно сообщает ребенку, например, дочери, какой она должна быть, чтобы ее «взяли замуж». В этом случае, если отец (или мать) знает, какой должна быть «настоящая жена» и воспитывает дочь соответствен но этому («Иначе тебя никто замуж не возьмет»), происходит усиление супружеских отношений между отцом (матерью) и дочерью. Если в этом случае критерии супружеского поведения задает мать, то именно она и является для дочери образцом «настоящего мужа».

Если же мать говорит дочери, какого мужа она достойна, то значит, мать неосознанно ищет другого мужа для себя. В этом случае, чтобы отдать «должное» матери, девушки иногда выбирают мужа согласно ее характеристике. У такого мужа будут очень хорошие отношения с тещей, но сама девушка в браке будет чувствовать себя свободной.

Б) Между супружескими и родительскими отношениями должна проходить четкая граница. Происходящее между супругами не должно касаться детей. Тем более нельзя рассказывать об абортах или о том, что «папа тебя не хотел». Не надо спрашивать ребенка о том, надо ли выходить замуж или разводиться. Надо поступать так, как считаете нужным.

Серьезные проблемы возникают, когда кто-либо из родите лей начинает вовлекать ребенка в свой конфликт с супругом. Например, мать рассказывает дочери, какой папа плохой муж (рис. 7).

Рис. 7. Схема процесса нарушения границ семейных подсистем

Такую вовлеченность часто приходится замечать на консультации. Например, девушка утверждает, что ее папа был «плохой». Спрашиваю, почему. — «Он постоянно пил, маме денег не давал, гулял направо и налево и т. д.», — уверенно отвечает она. Если вслушаться, то это речь не дочери, а ее матери как жены. Оказавшись вовлеченной в конфликт, дочь взяла на себя сторону матери. Теперь она смотрит на отца не своими глазами, а глаза ми своей матери. За счет того, что супружеские и родительские уровни оказались смешаны, отрицание дочерью роли «мужа» у родителя приводит к отрицанию его в роли «отца». Плата за смешение отношений состоит в том, что девочка психологически осталась без отца. Ее неудовлетворенное детское состояние будет приводить к тому, что, даже став взрослой, она под видом мужчины неосознанно будет искать себе нового, «хорошего» отца.

Приведу другой пример смешения. Женщина на консультации вспомнила, как в детстве мать периодически посылала ее утихомиривать пьяного отца. Дочь служила своего рода буфером в их отношениях. Она успокаивала отца, укладывала его спать и сама иногда спала рядом с ним. Это привело к тому, что в ее детском сознании она стала воспринимать себя как младшая жена. Естественно, в ее собственной семейной жизни это повлекло за собой серьезные последствия.

Если происходит смешение супружеских и родительских отношений, то у ребенка возникает впечатление, что это его семья, и он равноправный, наряду с супругами, член семьи. Подобный вариант может быть усугублен, когда, например, жена отдает предпочтение ребенку, а не мужу. Ребенок, в этом случае, считает себя не на равных, а даже выше мужа. Например, критика при детях пьющего мужа может сформировать у ребенка чувство превосходства над отцом, которое усиливается наблюдением за его беспомощным состоянием. Все это приводит к повышению ответственности ребенка («Я теперь за папу») и, как следствие, усилению «супружеских» отношений с матерью (рис. 8).

Рис. 8. Схема процесса обесценивания отца

Это не зависит от пола ребенка, более того, часто такое переплетение вызывает формирование мужественной установки у девочки. Она тоже может выполнять роль «функционального» мужа. Но так как сексуальные отношения с родителем куль турой запрещены, то дочь под видом замужества находит мужчину-«донора». После рождения ребенка, как правило, происходит развод, и дочь приносит его (ребенка) своим родителям.

В) Развод возможен только на супружеском уровне, но не на родительском. Наглядным примером смешивания двух под систем является такая фраза, как: «Когда мои папа и мама раз велись…» Я долгое время на консультациях не обращал внимания на эту фразу, но однажды она меня здорово зацепила. Я задумался и понял, что развод возможен только у мужа и жены, а не между родителями. Страх детей при разводе взрослых заключается, прежде всего, в опасении потери одного из родите лей, потому что детям трудно разделять супружеский и родительский уровень. Ребенку важно объяснить, что развод про исходит у мужа и жены, а как папа и мама они с ним не расстанутся.

Путаница этих отношений создает проблему и у супругов. Это выражается в словах: «Я бы давно от нее ушел, но у нас же дети!» Приходится объяснять клиентам, что развод — это изменение отношений только на супружеском уровне, а родителями они остаются навсегда.

Г) Супружеские отношения имеют приоритет над родительскими. Сточки зрения системной теории, если в ней появляется новый элемент, то он должен считаться с теми, которые были до него. Появившийся раньше имеет преимущества перед тем, кто приходит позже.

Из этого следует, что любовь к ребенку должна идти через любовь к партнеру, то есть партнерские отношения имеют приоритет перед родительскими. Ошибкой бывает то, что если в партнере что-то не ладится, родитель начинает искать недостающее в ребенке. Происходит путаница: отец ищет в ребенке то, что не соответствует отношениям с супругой — ребенок приходит в замешательство. Самое приемлемое, это когда отец любит в ребенке свою жену, также и у жены — любовь к сыну идет через мужа. Отец должен показывать дочери, что он жену ценит больше, чем ее: «Вырастешь, станешь такой же красивой, как мама». Партнерские отношения должны давать силы на родительские.

Достаточно распространена ситуация, когда при появлении ребенка, на котором жена концентрирует все свое внимание, у мужа начинают возникать романы «на стороне». Жена возмущена изменой мужа, но она сама первая «изменила» мужу с ребенком.

Д) Возникновение инцеста связано с проблемами между мужем и женой. Если на супружеском уровне у мужа и жены возникает отторжение друг друга, то в качестве компромисса дочь неосознанно предлагает себя, либо жена предоставляет дочь мужу.

Долги наши: долг родителей перед детьми

Одна из проблем, с которой обращаются достаточно час то, — чувство вины у родителей перед детьми и чувство долга у детей перед родителями.

Рассмотрим сначала первую ситуацию. Она обычно выражается в таких жалобах, как: «Я не могу обеспечить детям все, что им необходимо. Мало уделяю им внимания, редко с ними играю и т. п. Я — плохая мать (плохой отец)». На самом деле плохих родителей не бывает. Но чтобы прийти к такому выводу, необходимо предварительное исследование этого вопроса. Начинаю с того, что обращаю внимание клиента на очевидное. Родители дают детям две вещи: во-первых, они дают им жизнь и, во-вторых, создают условия для жизни.

Затем с согласия клиента я задаю диагностический вопрос: «Как вы считаете, что важнее — жизнь или условия жизни?» Для многих этот вопрос оказывается совсем не простым.

На более глубинном уровне чувство вины перед детьми является отражением критической позиции по отношению к собственным родителям и скрытой обиды на них. Механизм формирования такого перехода следующий. Критичность по отношению к родителям свидетельствует о том, что у ребенка сформирован некоторый идеал родителей, так как любая оценка-это всегда сравнение. Затем, когда ребенок вырастает и сам становится родителем, он попадает в ловушку собственного идеала. Теперь он сам должен соответствовать своим детским требованиям, для того чтобы стать «хорошим» родителем. По этому чувство вины перед детьми является следствием скрытой критики своих родителей.

Если клиент согласен, что жизнь приоритетна в любом случае, тогда я предлагаю оценить ее, хотя бы и в рублях. Абсурдность этого предложения очевидна, сумма получается колоссальная. Получается, что сразу после рождения ребенок получает этот «миллион рублей». По сравнению с этой суммой, с жизнью, все остальное уже второстепенно. О каком родительском долге может идти речь? Поэтому плохих родителей не бывает по определению.

Я думаю, что в этой ситуации также присутствует элемент смешивания роли родителя и роли воспитателя. Плохих родителей не бывает, но бывают плохие воспитатели. Воспитатель — это профессия, которую надо где-то осваивать. Желательно, чтобы эти роли исполняли разные люди, так как родители любят, а воспитатели — воспитывают.

Иногда складываются драматические обстоятельства. На пример, ко мне обратился мужчина, находящийся в предразводной ситуации. У него были достаточно сложные отношения с женой, но от развода его удерживала мысль о детях. Мы с ним подробно рассмотрели семейную систему, выяснили, что раз вод — это расставание супругов, а не родителей и детей. Но его чувство вины перед детьми по-прежнему оставалось. В дальнейшем разговоре выяснилось, что, оказывается, у него было, как он выразился, «два отца». Первый отец (он назвал его «биологическим») ушел сразу после того, как он родился. Потом появился другой мужчина, взял на себя роль отца и выполнял ее хорошо. Его он называл «настоящий отец» и высоко оценивал его положительное влияние на свое развитие.

Мужчина упрямо не соглашался с тем, что отец должен быть всего один, и тот, кого он называл «биологическим», и есть его настоящий отец. Эта двойственность в восприятии роли отца и стала причиной его проблемы, связанной с трудностью принять решение о разводе. Развод символически походил на повторение ситуации ухода его отца. Обида на отца проецировалась на ситуацию в его собственной семье. Путь к изменению ситуации лежал в принятии «биологического» отца как отца настоящего, а второго «отца» — всего лишь как воспитателя.

Долги наши: долг детей перед родителями?

Вторая ситуация связана с чувством долга перед родителя ми. Когда начинаешь выяснять, откуда появилось осознание этого долга, обычно отвечают: «Родители дали мне жизнь», «Они меня любили», «Они меня воспитали» и т. п. При такой установке оказывается, что жизнь человека делится на две части. В первой ребенок «получает» от родителей, а во второй должен «отдавать». Получается, что ребенок — это «полезное домашнее животное». Сначала его выращивают и откармливают, а потом используют для себя.

Наличие в сознании такой установки существенно осложняет возможности ребенка в построении отношений с внешним миром, противоположным полом, в создании своей семьи. Если я должник, то для того, чтобы создать семью, я должен, как честный человек, сначала расплатиться с родительской. Долг ребенка слишком большой! Туда входят как материальные, так и душевные затраты. Но это еще как-то можно подсчитать. А как расплатиться за данную жизнь? Тут уж остаешься должником до самой смерти родителей. Иногда сами родители усиливают чувство вины напоминанием о том, насколько дети обязаны им за все, что они для них сделали.

Еще один драматический пример. Молодая женщина жила вдвоем с матерью. Как только у нее завязывались отношения с мужчинами, мать тут же заболевала. В итоге отношения с молодыми людьми заканчивались, так как мать нуждалась в заботе. В итоге эта женщина смогла выйти замуж только после смерти своей матери. Ей к тому времени было уже за пятьдесят, и сама она уже не могла стать матерью.

При таком подходе отношения «родители — дети» представляют собой замкнутую систему, которая сама себя изживает (рис. 9)

Рис. 9. Ложная модель детско-родительских отношений

Но можно посмотреть на эту проблему шире. Тогда мы увидим, что у наших родителей тоже были родители. Они дали им и жизнь, и любовь, и материальное обеспечение. Получается, что наши родители все уже давно получили от своих родителей, и их требования от нас предполагают уже двойную оплату. По этому долг перед родителями, в принципе, остается, но он передается не им обратно, а вперед, своим детям. В этом случае, образно говоря, вместо болота мы получаем все усиливающийся поток реки. А река не должна идти вспять (рис. 10).

Рис. 10. Схема развивающих детско-родительских отношений

Обычно ситуация воспитания ребенка как должника связана с тем, что родители считают, будто их родители чего-то им не додали. Поэтому формирование у ребенка желания восполнить долг перед родителями является включением его в конфликт родителей со своими родителями.

Родитель как «ребенок» и ребенок как «родитель»

Подсистемы «личная семья — семья родителей»

С точки зрения системных законов, новая система приоритет на относительно предыдущей. Когда человек вырастает и женится, его новая семья должна быть для него более важной, чем родительская. Логично, что при конфликте между матерью и женой муж должен выбрать и поддерживать позицию жены. Нарушение этих системных законов может привести к большому количеству недоразумений в семейной жизни. Как оговорил К. Витакер, «чтобы жениться, надо сначала развестись со своей семьей».

Сложность дифференцирования своей семьи от родительской связана с особенностями воспитания, когда в первой семье присутствует смешение супружеских и родительских отношений. Поэтому попытка создания своей семьи нередко оказывается неуспешной, так как остается притяжение семьи родителей.

В моей практике был случай, когда молодая женщина пришла с жалобой на мужа. Хотя он живет с ней, но продолжает поддерживать тесные отношения с матерью. Это выражается в том, что семейный бюджет он строит с учетом потребностей не только их семьи, но и материнской. Например, если он купил телевизор в свою семью, то считает, что и матери тоже надо купить. Также он распоряжается и зарплатой: половину в дом, половину матери. Если учитывать то, что у этого мужчины имеет место «брак» с мамой, то его поведение вполне логично. Две семьи для него «слились» в одну. Жена является «второй женой», так как первой является мама.

Решение этой ситуации лежит в рассмотрении супругами брака не как увеличения одной системы (материнской семьи), а как создание другой системы (своей семьи). В этом случае приоритетной становится своя семья. Тогда у молодого человека не две жены (старая и II молодая), а есть и мама, и жена. Еще один пример. Ко мне обратилась молодая девушка, родители которой являются крупными предпринимателями: — Мне купили машину. Но я на ней постоянно вожу маму, а сама не могу пользоваться. Кроме этого, мама укоряет меня тем, что папа на меня потратился.

— Может, Вам прямо спросить маму: «Чья же это машина?» — предложил я.

— Не могу, — ответила она.

Потом девушка стала жаловаться, что родители заставляют ее постоянно приезжать домой, чтобы кормить собаку. Я спросил, чья это собака. Она ответила, что не знает, может, и ее.

— А если Вы уедете от родителей, то собаку заберете? — спросил я.

Она ответила, что, конечно же, нет.

— Получается, что собака не Ваша, — сделал вывод я.

— У вас все «как бы». Как бы моя машина. Как бы моя собака. Может, и жизнь как бы Ваша?

Она помолчала, а потом вздохнула:

— Да, родителей. Мне всегда говорили, наша семья — это святое. Родители в ответе за меня, а я в ответе за родителей.

— ВАША семья? Это не Ваша семья. Вы член этой семьи, но она принадлежит родителям.

— Как это так?! Это же моя семья! — воскликнула она с удивлением.

— Попробую объяснить на примере. Рабочий трудится на заводе. Но он же не может сказать, что это его завод. Предприятие принадлежит директору, он за него отвечает, а не рабочий. Если завод встанет, то рабочий может уйти на другой завод или основать собственный завод.

— То есть я могу создать собственную семью? — задумалась она.

Приоритет супружеских отношений над родительскими не обходим для того, чтобы у ребенка был стимул создать свою семью.

Источники:
Внутрисемейные отношения
Вопрос по теме «Внутрисемейные отношения» задаёт Виктор (г. Москва). Юристы 9111.ru дали 1 ответ
https://www.9111.ru/questions/q513321-vnutrisemeynie-otnosheniya.html
Внутрисемейные отношения и их роль в развитии социального поведения ребенка
Cтатья на тему: Внутрисемейные отношения и их роль в развитии социального поведения ребенка
https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=5683
Родительское собрание «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка»
Родительское собрание «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка»
http://www.maam.ru/detskijsad/roditelskoe-sobranie-vnutrisemeinye-otnoshenija-i-yemocionalnoe-samochuvstvie-rebyonka.html
Часть 1
Читать "Внутрисемейные отношения, ПОДСИСТЕМЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ, Часть 1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Стр.6" Петрушин С. В.
http://bookap.info/othosheniy/petrushin_lyubov_i_drugie_chelovecheskie_otnosheniya/gl6.shtm

COMMENTS