Военная психология

Военная психология

Военная психология — раздел психологии, изучающий психологические проблемы, возникающие в процессе подготовки военнослужащих и ведения войны, составная часть военной науки.

Как особая дисциплина, военная психология появилась в начале XX века в связи с массовыми исследованиями личного состава вооружённых сил для его отбора, воспитания, обучения и расстановки.

Перечень проблем, исследуемых военной психологией, включает:

  • определение психологических критериев отбора личного состава по родам войск (сил) и для специальных заданий;
  • разработку психологических основ боевой подготовки;
  • изучение взаимоотношений между начальствующим составом и подчинёнными, взаимоотношений в малых группах (экипажитанков, самолётов, подводных лодок);
  • изучение поведения человека в специфических условиях (например, в самолёте или подводной лодке, в состоянии сильного утомления, ночью и т. д.) и поиск путей повышения эффективности восприятия;
  • исследование особенностей мышления военачальников разного уровня;
  • разработку методов психологической войны;
  • и другие.

Особое место занимает изучение влияния стресса, вызванного боевой обстановкой, на поведение человека.

Важнейшей характеристикой противоборствующих сторон является мотивация военнослужащих к ведению военных (боевых) действий. М. И. Дьяченко выделил три вида такой мотивации:

  • широкие социальные мотивы (любовь к родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга и т. п.);
  • коллективно-групповые мотивы (товарищество, взаимовыручка, страх быть подвергнутым групповому презрению);
  • индивидуально-личностные мотивы (стремление отличиться, получить награду, испытать свои возможности, заработать денег, врождённая агрессивность и др.)

Опыт показывает, что характер боевых действий военнослужащих (активный или пассивный, самоотверженный или самосохраняющий) во многом зависит от отношения к войне и её целям. Образ войны в сознании военнослужащих приобретает ту или иную эмоциональную окраску в зависимости от того, насколько успешно, на чьей территории ведутся боевые действия и какая часть населения своей страны физически и психологически принимает в них участие. Опыт войн убедительно показывает, что чаще побеждают те вооружённые силы, воины которых видят в противнике лютого и ненавистного врага.

От того, какой образ потенциального или реального конфликта сложился в общественном сознании, в значительной степени зависит возможность привлечения широких социальных мотивов для побуждения военнослужащих к активным боевым действиям. При отсутствии общественной поддержки военной акции, проявлении антивоенных настроений это становится проблематичным.

С точки зрения социолога В. В. Серебрянникова, среди людей можно выделить следующие типы по отношению их к войне: «воины по призванию», «воины по долгу», «воины по обязанности», «вооруженные миротворцы», «профессионально работающие на обеспечение армии и войны», «пацифисты», «антивоенный человек» и другие.

К первой категории — «воинов по призванию» — относятся те, кто желает посвятить жизнь военному делу. По мнению экспертов, она составляет около 3-5% дееспособного населения.

Ко второй категория — «воинов по долгу» — относятся те, кто, независимо от своего субъективного отношения к войне вообще, часто весьма негативного, оказавшись перед необходимостью защищать свою страну от захватчиков, сами добровольно идут на войну. По отношению ко всему военнообязанному населению, по данным некоторых социологов, они составляют 8-12%.

К третьей, как правило, самая многочисленной категории — «воины по обязанности» — относятся те, кто в целом негативно относится к службе в армии, но подчиняется закону о воинской обязанности. Они составляют около 40-50% всего военнообязанного населения [1] .

Постоянная угроза жизни, здоровью, постоянное изменение боевой обстановки, длительные нагрузки, нередко превышающие пределы человеческих возможностей, утрата боевых товарищей, участие в жестоком насилии по отношению к врагу оказывают огромное воздействие на психику участников боевых действий.

По оценкам экспертов, около 90 % военнослужащих испытывают в бою страх в явно выраженной форме. При этом у 25 % из них страх сопровождается тошнотой, рвотой, у 20 % — неспособностью контролировать функции мочеиспускания и кишечника. Рядом исследований установлено, что примерно 30 % солдат испытывают наибольший страх перед боем, 35 % — в бою и 16 % — после боя.

В исследованиях военных специалистов указывается на то, что в бою лишь 20 — 25 % солдат самостоятельно проявляют необходимую активность (ведут прицельный огонь, целесообразно перемещаются на поле боя и т. п.), а остальные проявляют активность, лишь находясь на виду у командира. В его отсутствии они прячутся в безопасное место, имитируют выход из строя техники, оружия, психическую или физическую травму, «сопровождают» в тыл раненых сослуживцев [2] .

Немецкий исследователь Е. Динтер выявил, что процесс адаптации к боевым действиям длится примерно 15 — 25 суток, после чего военнослужащий достигает пика морально-психологических возможностей. После 30 — 40 суток непрерывного пребывания в непосредственном соприкосновении с противником наступает истощение духовных и физических сил. Р. А. Габриэль считает, что если после 45 суток непрерывного пребывания на поле боя военнослужащие не будут отправлены в тыл, то они по своим психофизиологическим возможностям окажутся небоеспособными. Аналогичной точки зрения придерживаются американские психиатры Р. Свонк и У. Маршан. По их мнению, у 98 % военнослужащих, непрерывно участвующих в боевых действиях в течение 35 суток, возникают те или иные психические расстройства.

Неблагоприятное влияние на психологическое состояние личного состава оказывает также нарушение ритмов жизнедеятельности (привычного чередования активной деятельности, сна, отдыха, приёма пищи), непривычная местность, частая смена климатических условий, плохие погодные условия.

Установлено, что сложная боевая обстановка вызывает серьёзные психологические расстройства, и полную потерю боеспособности на определенное время у воинов со слабым типом нервной системы (среди военнослужащих их около 15 %). В аналогичных условиях воины со средним типом нервной системы (таких около 70 %) снизят активность боевых действий лишь на короткое время. Воины с сильным типом нервной системы (их примерно 15 %) не подвергаются ощутимому психотравмирующему воздействию боевой обстановки.

Во время Второй мировой войны в американской армии по причине психических расстройств были выведены из строя 504 тыс. военнослужащих, а около 1 млн. 400 тыс. имели различные психические нарушения, на некоторое время исключавшие участие в боевых действиях. Во время Корейской войны и войны во Вьетнаме психогенные потери в армии США составляли 24 — 28 % от численности личного состава, непосредственно участвовавшего в боевых действиях [3] .

Немаловажное значение для психологического состояния военнослужащих имеют вера, суеверия, символы-ценности, способы регуляции психических состояний (ритуалы, обряды и т. д.).

Часто мне приходилось видеть все это и каждый раз становилось тяжело; это эксплуатация войны, в которой убитые, раненые, без вести пропавшие и скромные проигрывают; оставшиеся в живых, находящиеся налицо и нахальные — выигрывают [4] .

В ситуации экстремального риска мозг человека начинает «готовиться» к вероятной травме и последующей за ней боли, генерируя внутренние, эндогенные наркотики (эндорфины и энкефалины). Наступает состояние, подобное состоянию опьянения. Страх смерти нивелируется, однако возникает риск потери ориентации.

Строевая подготовка постепенно формирует у солдата психологическое ощущение принадлежности к большой группе, существование которой важнее судьбы отдельного входящего в нее индивида. В бою, в частности при атаке, энергия группового давления блокирует страх индивидуальной смерти [5] .

Психика людей, перестроенная под потребности войны, оказывается неприспособленной к мирной обстановке, к стандартным ценностям общества, к оценке мирными гражданами пережитого участником военных действий. У ветеранов войны часто проявляются навязчивые воспоминания, ночные кошмары, агрессивность, ненависть к бывшему противнику, что указывает на посттравматическое стрессовое расстройство. Мощными факторами психической травматизации являются ранения, особенно вызвавшие инвалидность.

Примерно у 25 % ветеранов войны во Вьетнаме отмечалось развитие неблагоприятных личностных изменений после полученной психотравмы. В литературе распространены сведения, что к началу 1990-х гг. около 100 000 ветеранов этой войны покончили жизнь самоубийством (данная цифра оспаривается некоторыми авторами как чрезвычайно завышенная [6] ), 40 000 вели замкнутый, почти аутичный, образ жизни. Среди раненых и инвалидов войны доля тех, у кого проявлялось посттравматическое стрессовое расстройство, превышала 42 %, тогда как среди физически здоровых ветеранов войны их было 10 — 20 % [7] .

По данным на ноябрь 1989 года, 3 700 советских ветеранов войны в Афганистане находились в заключении, количество разводов и острых семейных конфликтов составляло в семьях «афганцев» 75 %; более двух третей ветеранов не были удовлетворены работой и часто меняли её из-за возникающих конфликтов, 90 % студентов-«афганцев» имели академическую задолженность или плохую успеваемость, 60 % страдали от алкоголизма и наркомании [3] .

Психологической реабилитации ветеранов боевых действий способствуют:

  • Их достойная встреча при возвращении домой
  • Публичное признание социальной значимости их участия в боевых действиях
  • Признание их нового, более высокого социального статуса
  • Понимание специфических ценностей боевого братства, особенностей психических реакций и поведения ветеранов
  • Вовлечение ветеранов в активную общественную работу
  • Создание условий для поддержания благоприятной психологической атмосферы в семье
  • Раннее выявление, быстрое и позитивное разрешение межличностных конфликтов с участием ветеранов
  • Постепенное «стирание» социальной стратификации по критерию участия в боевых действиях

Источник:
Военная психология
Военная психология — раздел психологии, изучающий психологические проблемы, возникающие в процессе подготовки военнослужащих и ведения войны, составная часть военной науки. Как
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Военная психология

Первые войны возникли вместе с первыми цивилизациями и с тех пор являются неотъемлемой составляющей жизни человечества. Сложно сказать, сможем ли мы когда-нибудь достигнуть такого уровня развития, когда кровопролитие и насилие навсегда останутся лишь частью истории. Время покажет. А пока войны не утихают, и каждый день разгораются все новые боевые конфликты, учёные будут продолжать изучать природу этих явлений. В частности, вопросами влияние военных действий на человека и изменения его психологического состояния занимается отдельная дисциплина — военная психология.

Согласно принятому определению, военная психология — прикладное направление в психологии, которое изучает особенности человеческой психики в условиях боевых действий, процессы взаимодействия в военном коллективе, а также влияние войны на психологической состояние бойцов.

Кроме этого, военные психологи разрабатывают эффективные методы боевого командования, техники саморегуляции и повышения моральной устойчивости солдат, а также изучают парапсихологические способности мозга с целью их максимального развития у специально обученных агентов. Именно поэтому большая часть практических достижений военных психологов является засекреченной информацией и редко становится достоянием общественности.

Фактическое отделение военной психологии от общей произошло в 20 годы XX века. До этого времени данная отрасль представляла собой набор различных практических методов влияния и сводилась к поднятию боевого духа у солдат.

Принято выделять 4 основные направления, в рамках которых развивалась военная психология:

• психология личности командира (полководца, воина);

• взаимодействие в боевом коллективе;

• праксиология (деятельность в мирное и военное время).

Одними из первых практических инструментов в военной психологии стали тесты Альфа и Бета, разработанные ведущим американским психологом Робертом Йерксом. После окончания Первой мировой войны правительство США поручило Йерксу провести исследования, в котором приняли участие более миллиона солдат. Целью данного анализа стало выявление критериев, характерных для пригодных к службе мужчин. Учёному удалось создать первые в своём роде тесты, определяющие профпригодность военнослужащих, в частности, по критерию развития интеллекта. Это исследование послужило огромным толчком для дальнейшего эмпирического развития военной психологии и повлекло открытие ряда специальных практических лабораторий.

Огромную лепту в становление военной психологии также внесли Э. Торндайк, С. Мунт, Б. Ананьев, М. Фрунзе, А. Леонтьев, А. Лурия.

Во второй половине прошлого века, в связи с увеличением вооружённых конфликтов и усовершенствованием боевого оружия, возникла практическая потребность в узкоспециализированных профессионалах — военных психологах. Специфика деятельности военного психолога подразумевает наличие не только теоретических знаний, но и практического опыта в военной области. Поэтому чаще всего военными психологами становятся уже действующие военнослужащие, которые не понаслышке знают об особенностях и трудностях воинской службы.

Сегодня военная психология является одним из наиболее динамично развивающихся практических направлений в психологии. Современные специалисты, работающие в военных частях, занимаются психокоррекционной работой с побывавшими на поле боя и страдающими ПТСР (посттравматическим расстройством) бойцами; проводят профилактику агрессии и насилия среди боевого состава; обучают техникам саморегуляции.

Источник:
Военная психология
В условиях растущего числа зон боевых конфликтов и усовершенствования вооружения, быстрыми темпами развивается военная психология.
http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/voennaya-psihologiya

Военная психология как отрасль психологической науки

Военная психология как отрасль психологической науки

ОГЛАВЛЕНИЕ

«Общие основы военной психологии».

Военная психология как отрасль психологической науки.

Военная психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности проявления психики человека и психологии воинского коллектива при выполнении профессиональных обязанностей и задач, обусловленных спецификой военной службы.

Основными задачами и направлениями исследований военной психологии являются:

1) разработка методов комплектования частей и подразделений Вооружённых сил на основе учёта индивидуально-психологических и личностных особенностей военнослужащих;

2) определение путей повышения эффективности процесса профессиональной подготовки на основе учёта индивидуально-психологических и личностных особенностей военнослужащих при организации и осуществлении военно-профессиональной подготовки;

3) разработка методологии психологического обеспечения профессиональной деятельности военнослужащих в боевой обстановке;

4) разработка психологических методов сплочения воинских коллективов и укрепления воинской дисциплины с целью повышения эффективности деятельности частей и подразделений;

5) разработка методов психологического обеспечения боевого дежурства, караульной и гарнизонной службы и др.

Перечисленные задачи по своей сути являются интегральными, т.е. обобщают в себе целый ряд других практических задач.

Так, например, разработка методов повышения эффективности и качества комплектования частей и подразделений Вооружённых сил на основе учёта индивидуально-психологических и личностных особенностей военнослужащих на практике предполагает решение следующих задач:

O разработка профессиограмм и психограмм воинских специальностей;

O разработка методов психодиагностики профессионально важных качеств военнослужащего;

O разработка критериев соответствия уровня развития профессионально важных качеств военнослужащего требованиям воинской специальности;

O разработка организационных основ мероприятий по профессиональному психологическому отбору военнослужащих;

O психологическое обеспечение мероприятий профориентационной работы.

Повышение эффективности профессиональной подготовки на основе учёта индивидуально-психологических и личностных особенностей военнослужащих предполагает решение следующих задач:

O разработка организационных и методологических основ психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса;

O разработка методов психодиагностики состояния военнослужащих с целью выявления лиц, испытывающих сложности в военно-профессиональной адаптации;

O разработка методов коррекции функционального состояния организма военнослужащих и оказания психологической помощи с целью повышения эффективности адаптации к условиям военно-профессиональной деятельности и предупреждения психических и психосоматических нарушений;

O разработка психологических основ организации учебного процесса и методов педагогического воздействия на военнослужащих с учётом их индивидуально-психологических и личностных особенностей и др.

Разработка методологии психологического обеспечения профессиональной деятельности военнослужащих в боевой обстановке предполагает решение следующих практических задач:

O исследование влияния факторов боевой обстановки, в том числе и реальной витальной угрозы, на психическое состояние военнослужащих;

O разработка методов прогнозирования эффективности деятельности военнослужащего в боевой обстановке на основе учёта его индивидуально-психологических и личностных особенностей;

O разработка научно-методических основ комплектования подразделений для деятельности в боевой обстановке на основе оценки степени психологической готовности военнослужащих к подобной деятельности;

O разработка методов эффективной коррекции функционального состояния военнослужащих в условиях боевой обстановки;

O поиск эффективных путей и методов психологической реабилитации военнослужащих после выполнения профессиональных обязанностей в экстремальных условиях деятельности с целью профилактики посттравматического стрессового синдрома и восстановления профессиональной работоспособности;

O обоснование психологических методик, направленных на формирование психической готовности военнослужащих к деятельности в боевых условиях, в том числе развитие у них эмоционально-волевой и стрессовой устойчивости, а также разработка и апробация методов саморегуляции психического состояния.

Разработка психологических методов сплочения воинских коллективов и укрепления воинской дисциплины с целью повышения эффективности деятельности частей и подразделений предполагает решение следующих практических задач:

O исследование психологических механизмов и закономерностей становления и развития воинских коллективов, а также формирование климата в воинском коллективе;

O поиск путей и разработка психологических методов укрепления воинской дисциплины и профилактики правонарушений;

разработка методов управления воинским коллективом на основе учёта его психологических особенностей и закономерностей развития

Методы исследования в военной психологии.

Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки её успехи непосредственно зависели от степени совершенства применяемых методов исследования. Все они могут быть разделены на две основные группы: субъективные и объективные методы, а также методы моделирования.

Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчётах испытуемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации.

Метод наблюдения основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование, поскольку наблюдение направлено не только на описание внешних действий человека, но и на их психологическое содержание,

которое необходимо раскрыть исходя из внешних факторов.

Следует иметь в виду, что метод наблюдения может иметь разнообразные варианты использования. Например, достаточно широко применяется метод включенного наблюдения. Данный метод используется в тех случаях, когда наблюдатель (офицер или психолог) сам является непосредственным участником событий. Но при этом необходимо учитывать тот факт, что под влиянием личного участия исследователя в происходящих событиях его восприятие и понимание всего происходящего, в том числе и восприятие поступков других людей, может быть искажено. Поэтому, оценивая те или иные события, целесообразно учитывать мнение и тех, кто наблюдал за всем происходящим со стороны. Включенное наблюдение по своему содержанию очень близко к другому методу – самонаблюдению.

Самонаблюдение, т.е. наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии.

Самонаблюдение, особенно в форме самоанализа своего состояния или поведения, очень важно не только для психолога, но и для офицера, являющегося командиром подразделения. Очень часто, сталкиваясь с необычными или незнакомыми явлениями, а также с поведением других людей, офицер стремится понять психологическое содержание происходящего. При этом в большинстве случаев он обращается к своему опыту, в том числе и к анализу собственных переживаний. Поэтому для того, чтобы успешно работать как с отдельными военнослужащими, так и с воинскими коллективами, офицер должен овладеть таким методом, как самоанализ, научиться объективно оценивать своё состояние и свои переживания.

Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путём вопросов и ответов. Существует несколько вариантов проведения опроса. Каждый их них имеет свои преимущества и недостатки. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный.

Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением обследуемого. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, так как вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций обследуемого.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространённая форма данного опроса – анкета.

Свободный опрос – разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. Опрос данного типа позволяет гибко менять тактику и содержание исследования, что позволяет получить весьма разнообразную информацию об обследуемом.

Помимо вышеизложенных методов существуют и другие методики изучения психических явлений. Например, беседа, которая может рассматриваться в качестве одного из вариантов опроса. От опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринуждённой обстановке, а содержание вопросов меняется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.

Весьма доступным для офицера является метод изучения документов или анализ деятельности человека. Знакомясь с документами, которые характеризуют военнослужащего, командир подразделения может получить большой объём объективной информации. Но следует иметь в виду, что наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.

Тестирование. Популярность данного метода обусловлена возможностью получения достаточно точной и качественной характеристики психологического явления, а также возможностью сопоставить результаты исследования, что в первую очередь необходимо для решения практических задач. От других методов тест отличается тем, что имеет чёткую процедуру сбора и обработки данных, а также чёткую процедуру психологической интерпретации полученных результатов.

Принято выделять несколько вариантов тестов: тест-опросник, тест-задание, проективный тест.

Тест-опросник основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надёжную информацию о наличии или выраженности определённой психологической характеристики. Суждение о развитии данной характеристики осуществляется на основе количества ответов, совпавших по своему содержанию с представлением о ней.

Тест-задание предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения им определённых заданий. В тестах этого типа испытуемому предлагается выполнить определённый перечень заданий. Количество выполненных заданий служит основанием для определения того, имеется ли у индивида определённое качество и насколько оно развито. Большинство тестов по определению уровня умственного развития относится именно к этой категории.

Проективные тесты. Данная категория тестов основывается на свободной интерпретации выполняемых ими заданий. Например, на основе предпочтений испытуемого при выборе цветовых карточек психолог определяет его эмоциональное состояние. В других случаях испытуемого вводят в воображаемую и сюжетно неопределённую ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации: например, испытуемый должен рассказать историю на основе картинки, которую ему показывают, после чего путём анализа его интерпретации делается вывод об особенностях психики испытуемого.

С другими методами психологических исследований, представленными на рисунке, офицер в своей практической деятельности сталкивается существенно реже. Как правило, это происходит лишь тогда, когда он в процессе прохождения военной службы получил специальность военного психолога и приступил к выполнению соответствующих функциональных обязанностей.

Источник:
Военная психология как отрасль психологической науки
Военная психология как отрасль психологической науки ОГЛАВЛЕНИЕ «Общие основы военной психологии». Военная психология как отрасль психологической науки. Военная психология – это
http://studopedia.ru/7_60468_voennaya-psihologiya-kak-otrasl-psihologicheskoy-nauki.html

Мир Психологии

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Военная психология — прикладная отрасль психологической науки, которая изучает закономерности и механизмы функционирования психики человека, обусловленные его включенностью в воинскую деятельность (учебно-боевую и боевую), а также психологические закономерности становления конкретных видов воинской деятельности.

Военная психология развивалась по четырем основным направлениям:

  1. психология личности воина;
  2. психология группы и межличностного взаимодействия в армии;
  3. психология воинской деятельности в мирное время;
  4. психология боя и войны.

К 90-м годам нынешнего века внутри Военная психология как дисциплины отчетливо выделились новые исследовательские направления и программы, ориентированные на различные типы исследовательских задач: психология управления боем, военная конфликтология, психология боевого дежурства, военная психотерапия, психологическая подготовка, военная профессиология, морально-психологическое обеспечение воинской деятельности, военно-морская психология, психологическое обеспечение безопасности полетов и др.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Военная психология — отрасль психологии, применяющая психологические принципы в специальных условиях, которые неизменно сопровождают военную жизнь. Это довольно энергично исследуемая область прикладной психологии, она представлена специальным отделением в Американской психологической ассоциации.

Источник:
Мир Психологии
отрасль психологии, применяющая психологические принципы в специальных условиях, которые неизменно сопровождают военную жизнь
http://persev.ru/voennaya-psihologiya

COMMENTS