Воспитание и развитие

Воспитание детей и возрастные особенности развития

Воспитание детей и возрастные особенности развития

Воспитание детей в различных учебно-воспитательных учреждениях ведется дифференцировано, с отдельными возрастными группами. В развитии ребенка принято выделять три основных периода: дошкольный, школьный и период социальной зрелости — взрослость. Каждый из этих периодов содержит в себе более короткие промежуточные этапы, для каждого из которых характерны свои законы воспитания и развития детей. Так, дошкольный возраст включает в себя период младенчества — с рождения до года, раннего детства — с 1 до 3 лет и собственно дошкольный возраст с 3 до 7 лет. Школьный возраст, в свою очередь, в соответствии с этапами умственного развития подразделяется на младший (7–9 лет), младший и средний подростковый возраст (10–12 лет), старший подростковый возраст (13–15 лет) и юношество (16–17 лет).

Конечно, такие возрастные границы этапов развития и соответствующих особенностей воспитания весьма условны и на практике могут существенно сдвигаться в любую сторону в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка. С другой стороны, со временем эти границы могут сдвигаться под влиянием новых явлений в обществе, что находит отражение в возникновении новых тенденций воспитания детей. Например, в последние годы частым явлением стало более раннее физическое и умственное развитие ребенка, причины которого могут частично крыться в ускоренных темпах современной жизни и ее переменчивых законах. Тем не менее, определение этих границ имеет решающее значение при выборе методов и форм детского воспитания и обучения, правильного распределения учебной нагрузки и режима занятий.

Дошкольный возраст — важнейший этап в жизни и воспитании детей, на котором закладывается база для дальнейшего полноценного развития ребенка. Это время интенсивного роста, развития головного мозга и всех основных функций организма. На этом этапе в ходе воспитания ребенка закладываются основные особенности характера и определяется тип темперамента ребенка. Всего их существует четыре: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Развитие ребенка во многом определяется тем, к какому типу тяготеет его темперамент. В чистом виде эти типы нервной системы встречаются очень редко, но, как правило, любого ребенка можно отнести к какому-то промежуточному типу с приближением к одному из основных.

Особенно ярко проявления типа темперамента выступают в самом младшем возрасте и во многом определяют дальнейшее воспитание ребенка. Тип нервной системы обязательно должен учитываться в процессе воспитания детей. Более того, именно в этом возрасте целенаправленным воспитанием и созданием определенных условий жизни можно в определенных пределах воздействовать на проявления характерных особенностей темперамента, сгладить некоторые нежелательные его проявления и направить эмоциональное развитие ребенка в благоприятное русло.

Воспитание и развитие детей дошкольного возраста определяется в первую очередь их физическими и умственными возможностями и свойственным этому возрасту типом мышления. На этом этапе развития ребенка его мышление тесно связано с практической деятельностью и опирается на наглядные примеры. Соответственно, и методы воспитания ребенка должны быть основаны на исследовании конкретных предметов, их свойств, действий, которые можно сними производить. Главным инструментом воспитания и развития в этом возрасте является игра. Именно в процессе игры развитие ребенка происходит естественным образом, без принуждения. Ребенок постепенно узнает новое об окружающих его предметах и явлениях, учится общаться и вести себя с другими детьми.

В раннем возрасте активно развиваются потребности ребенка, и на их основе формируются разнообразные интересы. Основной движущей силой непрекращающегося развития ребенка в этот период является познавательный интерес, сначала к самому процессу совершения действий, позже — к их результату. Главная задача воспитания детей младшего возраста сводится к постоянному поддержанию этого интереса, развитию любознательности, помощи в освоении новых видов деятельности и своевременное расширение кругозора ребенка.

Воспитание детей младшего и среднего школьного возраста

Следующий возрастной этап, не менее важный в воспитании ребенка, — младший школьный возраст. В этот период ребенок проходит сложный путь от новичка первоклассника, имеющего лишь слабое представление об учебном процессе, до ученика, освоившего ритм школьной жизни, овладевшего значительным багажом знаний. Постепенно сглаживаются различия между привычками и способом мышления, сформированными в ходе дошкольного воспитания детей, и новыми навыками общения и познания, которые возникают под влиянием школьного воспитания.

На начальном этапе школьного обучения воспитание ребенка зиждется на поддержании авторитета родителей и особенно учителя. Сила воздействия педагога на личность ребенка очень велика. Это период, когда воспитание и развитие тесно взаимосвязаны: уровень развития все еще является определяющим критерием в выборе методов обучения, и наоборот, от качества воспитания зависит интенсивность развития ребенка.

Воспитание детей в подростковом возрасте, с переходом из начальной в среднюю школу, ознаменовано тем, что ребенок постепенно выходит из-под влияния учителей и родителей. В этот период воспитание ребенка затруднено особыми физиологическими процессами, приводящими к повышенной возбудимости нервной системы и, как следствие, неуравновешенности поведения ребенка.

Для этого периода характерно обостренное чувство взрослости, стремление избавиться от опеки старших. Круг интересов подростка в большей степени определяется им самим, нежели является результатом влияния родителей. Именно в этом возрасте укрепляются дружеские связи со сверстниками, появляются новые авторитеты — как в непосредственном окружении, так и среди известных людей или даже литературных и киногероев. В процессе воспитания детей в этот период важно проявлять чуткость и такт, уважение к индивидуальности и праву на самостоятельность каждого ребенка. Большую роль в этот период может сыграть пробуждение интереса к самовоспитанию, основанного прежде всего на стремлении подражать любимым героям.

В основном, развитие ребенка завершается в старших классах. В это время сглаживается большая часть противоречий подросткового возраста. Снова усиливается роль учителя в воспитании ребенка — теперь уже как наставника, помогающего сформировать у учащихся основы мировоззрения, реализовать свои склонности и интересы к определенным видам деятельности или профессиям.

Источник:
Воспитание детей и возрастные особенности развития
На нашем сайте собрана подробная информация о воспитании и развитии ребенка: особенности, проблемы, пути их решения, методы воспитания детей.
http://www.vashevse.ru/vospitanie-i-razvitie/obschee/3126-vospitanie-detei

ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ

Расстановка ударений: ВОСПИТА`НИЕ И РАЗВИ`ТИЕ

ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ. Индивидуальное развитие человека — ряд последовательных количественных и качественных изменений, претерпеваемых его организмом от момента зарождения и до конца жизни, становление человека как социального существа. Это — очень сложный процесс, выражающийся в различных формах (анатомо-физиологической, психической, социальной) и определяемый внутренними и внешними, естественными и общественными условиями. Первые периоды этого процесса проходят в утробных условиях существования организма. Воспитание начинается с рождения человека. Оно играет важную, хотя и различную роль во всех формах и на всех этапах развития личности (раннее и дошкольное детство, школьные возрасты, период возмужалости).

Внешние условия создаются сначала в организме матери. При нарушении нормальных утробных условий развития плода (недостаток гормонов щитовидной и других желёз внутренней секреции в организме матери, влияние различных интоксикаций, алкоголя, неэффективных противозачаточных средств и пр.) возникают врождённые аномалии ненаследственного происхождения (уродства конечностей, дефекты органов чувств, недоразвитие центральной нервной системы и т. п.). Частота наследственных аномалий, как показывают статистич. данные, также зависит от условий среды. Она повышается при браках между родственниками, при позднем возрасте бракосочетающихся родителей и пр.

С момента появления ребёнка на свет его физич. развитие во многом зависит от воспитания: правильный режим жизни, питания ребёнка, использование природных факторов (солнце, воздух, вода и пр.) для его закаливания, проведение различных физич. упражнений для выработки силы, быстроты, ловкости движений. Правильно поставленное физич. воспитание не только укрепляет растущий организм, способствует его развитию. Оно может компенсировать и его врождённые функциональные недостатки. Гигиенич. профилактика даёт возможность предупредить появление значительной части аномалий, встречающихся в физич. развитии детей. Поэтому важное значение имеет санитарно-просветительная работа с родителями.

В единстве с анатомо-физиологич. развитием человеческого индивида совершается и его психич. развитие. Оно выражается в прогрессирующей дифференциации активности ребёнка, т. е. в выделении в ней отдельных психич. процессов (ощущений, восприятий, эмоций, мышления и пр.), в формировании целенаправленных действий (предметных, познавательных и пр.) и в её интеграции, т. е. в объединении этих процессов, действий в единую целостную деятельность (игровую, учебную, трудовую и др.). Психич. развитие человеческого индивида — это обогащение содержания его психич. жизни, поступательное движение от низших к высшим её формам и ступеням, процесс становления сознательной личности. Именно в этом процессе воспитание играет особенно важную, ведущую роль, обусловленную самой спецификой психич. развития.

Человеческий индивид по наследству получает не готовые психич. свойства, характеризующие его как социальное существо, а только задатки для их развития. Задатки — это функциональные возможности выработки нервной системой человека различных психич. свойств. Последние формируются у него в процессе деятельности, направленной на усвоение и на дальнейшее умножение богатств, созданных человечеством и закреплённых в языке, орудиях производства, в науке, искусстве, литературе. Здесь вступает в действие специфическая человеческая связь предыдущих поколений — передача достижений путём обучения, совместной деятельности, традиции и пр. Огромная пластичность человеческого мозга, определяемая наследственной природой человеческого индивида, является естественной, необходимой для усвоения этих достижений, основой обучаемости и воспитуемости.

Взаимодействие ребёнка с внешним миром с первых дней его внеутробной жизни опосредствуется отношениями к нему взрослых. Эти отношения обусловливают образование первых навыков и привычек, новых потребностей: в общении, в овладении предметными действиями, речью и т. п. Действуя, ребёнок познаёт на собственном опыте окружающие его объекты, и усваивает (путём подражания, игры и пр.) опыте взрослых. В процессе этого усвоения развивается психич. деятельность ребёнка, тем самым расширяются и возможности его дальнейшего воспитания. Уже в раннем и дошкольном возрасте ребёнок многому научается и благодаря этому достигает значительных успехов в своём умственном, эмоциональном и волевом развитии, определяющем его готовность к школьному обучению.

Поступая в школу, ребёнок включается в уч. деятельность, к-рая, в отличие от игры, представляет собой выполнение последовательно усложняющихся обязательных заданий. Эта деятельность становится для него не только личным, но и общественным делом, от выполнения к-рого зависит отношение к нему учителя, классного коллектива, родителей. Усвоение содержания школьных предметов требует не только активизации уже сформированных сил уч-ся, но и выработки новых действий и побуждений. Усваивая язык, системы знаний, умений и навыков, уч-ся овладевают и связанными с ними способами анализа и синтеза познаваемых объектов, приёмами абстрагирования и обобщения их существенных признаков, применяемыми ими в дальнейшей познавательной и практич. деятельности. Тем самым обучение активно содействует развитию уч-ся.

Совр. психология и педагогика располагают большим количеством опытных данных о влиянии рационально построенного обучения на развитие у уч-ся восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, речи, умственных операций, эмоций, воли, интересов, общих и спец. способностей. Эти данные говорят о том, что необходимые для учения психич. свойства уч-ся не только проявляются, но и развиваются в их уч. деятельности. В частности, это относится и к мотивам учения. Они не связаны прямо с биологич. потребностями уч-ся. Естественной основой возникновения мотивов учения является ориентировочный рефлекс (но Павлову, рефлекс «что такое»), преобразующийся в социальных условиях жизни детей в познавательные, читательские и другие их интересы. Значительная часть мотивов учения возникает в процессе обучения, является следствием и условием его успешности.

Включение подрастающей личности в школьную уч. деятельность, участие в посильном общественно полезном труде знаменует собой существенные изменения в её жизненных взаимоотношениях с окружающими людьми. В коллективном учебном и производительном труде руководимом педагогами, создаются благоприятные условия не только для овладения уч-ся знаниями, умениями и навыками, но и для выработки мировоззрения, формирования нравственных, эстетических и других чувств, потребностей и вкусов.

Общественные условия жизни личности определяют развитие её сознания и поведения не прямо, непосредственно, а прежде всего через деятельность, направляемую воспитанием. Возможности воспитания обеспечить духовное развитие личности зависят при этом от уровня развития общества, характера господствующих в нём общественных отношений, от соответствия содержания и методов воспитания целям и задачам, к-рые общество ставит перед ним. Чем полнее воспитание охватывает и организует многообразные действенные отношения растущей личности к окружающей естественной и общественной среде, тем успешнее протекает всестороннее развитие личности. «. Действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений. » (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 36).

Воспитание достигает больших успехов, если учитывается зависимость его возможностей не только от возрастных, но и от индивидуальных особенностей развития воспитанников. Развитие каждой личности всегда характеризуется не только общими чертами, присущими всем детям, но и индивидуальными особенностями. Индивидуальное своеобразие личности неповторимо. Но оно не изначально, а складывается в ходе самого развития, является его результатом и зависит от внутренних, природных, и внешних, социальных, условий этого развития.

Индивидуальные различия в природных данных проявляются в особенностях отдельных анализаторов (зрительного, слухового, двигательного и др.); в общих типологич. особенностях нервной системы: различная сила, подвижность и уравновешенность (баланс) нервных процессов возбуждения и торможения (см. Типы высшей нервной деятельности). Эти врождённые особенности нервной системы являются физиологич. основой различий в задатках и проявляются в скорости образования и прочности условных рефлексов, тормозных реакций, особенно дифференцировок; скорости образования и лёгкости переделки систем связей, что имеет важное значение для быстроты и прочности усвоения знаний, умений и навыков, их обобщения, применения в изменяющихся условиях и т. п. Этим создаются более или менее благоприятные внутренние условия для формирования психич. свойств личности.

Учитывая индивидуальные особенности нервной системы детей, воспитание может способствовать развитию её положительных, сильных и компенсации её отрицательных, слабых сторон. При любом типе высшей нервной деятельности можно воспитать все общественно полезные свойства личности. Воспитание может в значительной мере компенсировать недостатки в развитии нервной системы и отдельных органов чувств. Особенно показательны в этом отношении успехи спец. обучения и воспитания аномальных детей (слепых, глухих и др.). Блестящим примером искусства воспитания являются достижения в развитии слепо-глухой (в прошлом и немой) О. И. Скороходовой, ставшей науч. работником в области дефектологии (см. Специальная педагогика, Специальная психология).

Учёт индивидуальных особенностей воспитанников, их склонностей, интересов и способностей даёт возможность успешнее содействовать развитию детей. Сов. системой воспитания уделяется много внимания выявлению и развитию способностей, талантов детей в области музыки, рисования и других искусств, в области математики, физики, биологии, техники. Этой цели служат различные пути дифференциации и индивидуализации обучения в семье, детском саду, школе, различные виды внеклассной работы и внешкольной работы (см. Индивидуальный подход).

Правильное понимание взаимосвязи В. и р., опровергая фаталистич. концепции психич. развития личности, имеет важное значение для науч. обоснования методов пед. руководства всесторонним развитием нового поколения строителей коммунистич. общества.

Лит.: Макаренко А. С., Соч. в 7 тт., т. 5,М., 1958; Блонский П. П., Избранные педагогические произведения, М., 1961; Выготский Л. С., Избранные психологические исследования. Мышление и речь, М., 1956; Костюк Г. С., О взаимоотношении воспитания и развития ребенка, «Советская педагогика», 1956, № 12; Скороходова О. И., Как я воспринимаю и представляю окружающий мир. [Записки слепоглухонемой], 2 изд., М., 1956; Ниль Д ж. и Шэлл У., Наследственность человека, пер. с англ., М., 1958; Занков Л. В., О проблеме воспитания и развития, «Советская педагогика», 1958, № 3; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1959; Эльконин Д. Б., Детская психология, М-, 1960; Тепло в Б. М., Проблемы индивидуальных различий, [Избр. работы], М., 1961.

Г. С. Костюк. Киев.

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., ‘Советская Энциклопедия’, 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

Источник:
ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ
Расстановка ударений: ВОСПИТА`НИЕ И РАЗВИ`ТИЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ. Индивидуальное развитие человека — ряд последовательных количественных и качественных изменений, претерпеваемых его организмом
http://pedagogic.ru/pedenc/item/f00/s00/e0000398/index.shtml

Воспитание и развитие

Что можно сравнить с ощущением безграничной свободы, которое испытываешь при езде на велосипеде? Почти невесомое тело, полностью срослось с «железным конем», ласковый летний ветерок свистит в ушах. Кажется, еще секунда -и оторвешься от стремительно несущейся под колеса земли и полетишь. Пожалуй, нет таких родителей, которые не хотели бы поделиться этим счастьем со своими детьми.

Кроме того, езда на велосипеде при своей демократичности и универсальности — один из самых щадящих и одновременно полезных для маленького человечка видов спорта.

* Укрепляются сосуды и мышцы сердца, повышается общий уровень выносливости организма.

* Улучшается снабжение крови кислородом, так как увеличивается количество вдыхаемого воздуха, оптимизируется обмен веществ.

* Интенсивно развиваются те мышцы ног, которые при ходьбе и даже при беге недостаточно активны.

Мир, созданный воображением ребенка, вовсе не является какой-то фантастической страной, живущей по своим законам. Детское воображение основано на непосредственном опыте самого малыша, который создается его реальной жизнью: привычками, поступками, событиями.

Родителям необходимо поощрять все без исключения проявления творческой фантазии малыша. Конечно, не стоит восторгаться любыми каракулями, но сказать что-то вроде «как у тебя здорово получилось!» можно всегда. Но вместе с тем стоит воспитывать в нем и определенную критичность по отношению к продуктам своего творчества. Можно завести специальную папку, альбом, полку в шкафчике, где и хранить лучшее из созданного крохой. Пусть это будут своеобразные идеальные образцы, примеры того, как много он может достичь — сам или с небольшой помощью взрослых. Почему так важно, чтобы малыш адекватно оценивал каждое свое «произведение»? При отсутствии этого навыка его творческое развитие может просто. остановиться!

Независимо от того, есть ли в вашей семье питомцы или вы только планируете «прибавление», а может быть, вовсе не представляете рядом с собой никакой живности, — существуют правила общения с животными, которые стоит внушать любому малышу с самого раннего возраста. Все они начинаются со слова «нельзя», но без запретов здесь не обойтись: от того, насколько хорошо кроха усвоит их, зависит не только его умение ладить с четвероногими друзьями, но и безопасность.

Психологи и педиатры едины во мнении, что забота о строгом соответствии графикам и нормам развития все глубже внедряется в умы современных родителей. Они получают массу информации о так называемых «нормальных» этапах детского развития и тут же начинают сравнивать. Хотя ни один ребенок в точности не соответствует стандартной модели, описываемой статистикой. Графики, на которых представлены этапы овладения разнообразными навыками и умениями, усреднены. Никогда не следует забывать, что каждый ребенок, как и каждый родитель, абсолютно уникален!

Источник:
Воспитание и развитие
Воспитание и развитие, развитие и воспитание ребенка, развитие и воспитание детей
http://rusmama.ru/development/

Воспитание и развитие

Страница 1 из 2

Этот день очень хорош для окончания любого дела, любого предприятия, которое будет не только результативным, но и принесет с собой почет и славу, популярность и благополучие. Однако, какие-либо новые дела начинать нельзя, они будут бестолковы и бесполезны. Сны — ложные.

  • Спортсмен из Шостки установил новый рекорд Украины 08.05.2018 14:49
  • В городе Сумы состоялся Крестный ход 08.05.2018 10:19
  • В парке им. Кожедуба наладят систему освещения 07.05.2018 15:39
  • В городе Сумы перевернулась маршрутка с людьми 07.05.2018 10:34
  • 6 мая в городе Сумы будет ограничено движение транспорта 05.05.2018 14:58
  • Палаточный лагерь «Созвездие» приглашает детей отдохнуть бесплатно 05.05.2018 10:25
  • В Сумах идет подготовка к празднованию Дня Победы 04.05.2018 15:13
  • Участники АТО из города Сумы имеют право на бесплатное зубопротезирование 04.05.2018 11:07
  • Ахтырчанам, пострадавшим от потопа, помогут материально 03.05.2018 14:46
  • На ремонт детского парка «Сказка» выделят 1 млн гривен 03.05.2018 10:11

©2018 ТопГород Все права защищены. Полное либо частичное копирование материалов запрещено.

Разработано в студии веб-дизайна WebStudio2U при поддержке Woman Project

Источник:
Воспитание и развитие
Воспитание детей — большая ответственность для родителей. Наш портал поможет мамам и папам найти все ответы на вопросы о воспитании и развитии детей
http://topgorod.com/deti/vospitanie-i-razvitie.html

COMMENTS