Воспитание культуры межнационального общения

Воспитание культуры межнационального общения

Содержание темы:

  1. Патриотическое воспитание молодежи.
  2. Воспитание культуры межнационального общения.
  3. Воспитание толерантности и веротерпимости.
  4. Методика воспитания толерантности и культуры межнационального общения.

Основные понятия темы: народ, нация, толерантность, патриотическое воспитание, культура межнационального общения, национализм, интернационализм, национальная группа.

Обязательные домашние задания для всех:

  1. Изучить материал книги Рожкова М. И., Байбородовой Л. В. «Воспитание учащихся: теория и методика». — Глава 11. — С. 151-163.
  2. Создать глоссарий по основным понятиям темы.
  3. Сформулировать тематику классных часов для детей разных возрастных групп по теме семинара.

Обязательные домашние задания по выбору студентов:

  1. Сравнить освещение рассматриваемой темы в различных учебниках по педагогике.
  2. Сделать обзор предложенных преподавателем статей или статей, выбранных студентами.

Индивидуальное задание: Подготовить индивидуальные сообщения:

  • По основным документам, регламентирующим принципы толерантности (Приложение 5).
  • По теме «Интернациональное воспитание: сущность, задачи, содержание и формы работы» (см. табл. на с. 34 в кн. Л. В Байбородовой, Д. Н Журавлева «Педагогика межнационального общения». — Ярославль, 2001).

Источник:
Воспитание культуры межнационального общения
Тема «Воспитание патриотизма и культуры межнационального общения» (2 часа)
http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met48/node24.html

Воспитание культуры межнационального общения и толерантного поведения в школе

Воспитание культуры межнационального общения и толерантного поведения в школе

Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. В обществоведческой науке рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие.

Острота межэтнических конфликтов в современной России детерминирована совокупностью факторов: разрушением социально-экономических, политических, идеологических взаимосвязей; преступной активизацией военных конфликтов; игнорированием конфессиональных и национальных идеалов, ценностных установок; отсутствием хорошо продуманной и всесторонне обоснованной концепции национальной политики; неконтролируемой миграцией; ростом национального самосознания ранее репрессированных народов. В этих условиях резко повышается актуальность и значимость национальных культурных установок, ценностно-символических аспектов бытия национальных социумов, специфических особенностей конкретных этносов.

Одним из серьезных препятствий на пути стабилизации межэтнических отношений в регионе является отсутствие позитивного образа этнических отношений в общественном сознании. Между тем, такой образ — это исключительно важный элемент полиэтнического и поликультурного общества.

В исследовании проблемы межнационального общения важное место занимают этнологические теории Арутюнова С.А., Баграмова Э.А., Бромлея Ю.В., Гумилева Л.Н. и многих других, которые позволяют глубже осмыслить сущность межэтнических отношений и выявить особенности данного процесса.

Термин “коммуникация” появился в научной литературе в начале 20-х годов ХХ века в связи с необходимостью изучения процессов межличностного общения, взаимного понимания человека человеком, эффективности жизнедеятельности, достижения успеха, а также в связи с развитием средств массовой информации, их воздействием на сознание индивида и массовое сознание, необходимостью изучения механизмов манипулирования личностью, массами, управления обществом, его культурой. Действительно, культура формирует личность членов общества, а ей культуре, обучаются, (ведь ее невозможно приобрести биологическим путем) посредством прямого и косвенного общения См.: Малькова Т.П., Фролова М.А. Введение в социальную философию. -М., 1995..

Общение — специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп, культур. Общение — важная составная часть социального бытия человека как общественного существа, источник его жизнедеятельности, условие формирования как общества, так и личности. Человек не может существовать вне общения с другими людьми. Потребность в общении является одной из базовых потребностей общественного индивида См.: Леонтьев А.А. Психология общения. — Тарту. 1974.. В условиях общения осуществляется коммуникативный процесс, происходит взаимодействие, взаимовлияние индивидов, возникает взаимопонимание.

Общение — важный фактор социальной детерминации поведения индивида. В его процессе человек всегда стремится определенным образом воздействовать на своего партнера, и сам подвергается воздействию со стороны последнего.

Эффективность социальной коммуникации во многом зависит от понимания. Обычно результативная сторона понимания выражается в двух аспектах: явление включается в смысловую структуру личности, и понятое соответствует целям коммуникации. Коммуникация не может рассматриваться просто как передача знаний, а всегда как взаимодействие сторон, преследуя определенные, часто различные цели. Понимание носит диалогический характер. “Умному намека достаточно”, — гласит народная мудрость. Но намека достаточно тому, кто уже обладает знанием смыслового целого. Понимание зависит от особенностей воспринимающего субъекта его целей, ориентации, контекста осмысления.

Межкультурная коммуникация подразумевает межличностное общение представителей разных культур, а также культурные контакты. В процессе межличностного общения представителей различных культур происходит обогащение национального самосознания. Из более развитых обществ в менее развитые проникают элементы культуры, которые могут содействовать сокращению исторического пути народов, в процессе культурных контактов. Однако не всегда культурные контакты бывают положительными.

В настоящее время выделяются пять основных направлений взаимозависимости, взаимопроникновения культур, которые служат основой выработки глобального мышления для значимой и продуктивной совместной жизни сообществ людей:

  1. Развитие технологий;
  2. Глобализация экономики;
  3. Интенсивные миграционные процессы;
  4. Мультикультурность;
  5. Распад нации — государства См.: Ломтева Т.Н. Базовые концепции межкультурной коммуникации. — Ставрополь. 1999.

Совокупность этих направлений развития создает основу для осознания решающей роли владения компетенцией межкультурного общения в условиях жизни во взаимозависимом мире, когда человек должен демонстрировать “терпимость к культурным различиям и взаимоуважение культур как признак цивилизованного общения на кросснациональном уровне” Ломтева Т.Н. Базовые концепции межкультурной коммуникации. — Ставрополь. 1999..

Этническая толерантность понимается как сложное установочное образование личности. Она выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. В соответствии с Декларацией принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность определяется как ценность и норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечение устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям и верованиям.

Образование подрастающих поколений, обеспечивая механизм трансляции этнического наследия новым поколениям, призвано обеспечить и интеграционные процессы, заложить основы для понимания и общения с другими культурами, нацеливать на умение поддерживать и развивать диалог культур. Этим задачам как нельзя лучше отвечает процесс этнопедагогизации средней школы и вуза, в ходе которой оптимально решаются задачи кросс-культурного образования, формирования культуры межнациональных отношений, воспитания межэтнической толерантности.

Сравнительно-сопоставительное рассмотрение народно-педагогических знаний разных народов, исключает навязывание тех или иных ценностей, межнациональную нетолерантность, способствует не только выявлению общности духовных истоков разных этносов, но и наглядно иллюстрирует, что именно в диалоге культур проявляется духовность этноса, его гуманистические ценности. Такие знания позволяют привести учащихся к пониманию взаимосвязи национальных духовных культур, умению мыслить аналитически, сопоставляя категории частного и общего, взаимосвязи национального и межнационального, что способствует принятию общегуманистической позиции.

Одним из основных направлений в решении проблем воспитания культуры межэтнического общения может стать увеличение роли этнопсихологии в образовательных программах.

Современные исследования показывают, что можно говорить о наличии социальных и психологических факторов, в той или иной степени нарушающих адекватность поведения детей в группах, в которых работают учителя с неадекватными формами выражения этнического самосознания. Дети, обучающиеся у учителей с адекватной позитивной формой выражения этнического самосознания, лучше адаптированы в микросоциуме, их поведение характеризуется больше гибкими и гармоничными способами взаимодействия с окружающими. Тогда как дети, обучающиеся у учителей, с гиперболизованной и литотизированной формами этнического самосознания отличаются затрудненной социально-психологической адаптацией в среде Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000. с. 186-187..

Кроме того, необходимо отметить, что большая часть различных этнофобий имеет корни в негативной оценке своей этнической группы. Именно отсутствие позитивной оценки своего этноса и переживания национального комплекса неполноценности приводят к тому, что срабатывает психологическая защита, и люди обрушиваются на другие народы, обвиняя их во всех смертных грехах. Таким образом, формирование позитивной оценки своей этнической группы является одной из основных составляющих комплекса мер, направленных на формирование здоровой межэтнической обстановки.

Система образования призвана скорректировать негативные проявления разного рода, создать условия для формирования и распространения тех ценностных ориентиров, которые предпочтительны как для личности, так и для общества.

Компонентами поликультурного образовательного пространства выступают: ценностно-содержательный; личностно-ориентированный; операционно-деятельностный; регионально-интеграционный. Они отражают комплекс отношений:

  • к личности как высшей ценности в педагогическом взаимодействии, как субъекту жизни, способной к культурному самоопределению и самоизменению;
  • к педагогу как посреднику между человеком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой личности в индивидуальном самоопределении в мире отношений, ценностей и деятельности;
  • к образованию, его содержанию как культурному процессу, в основе которого стоят личность, личностный смысл, общечеловеческие и национальные ценности, диалог и сотрудничество;
  • к учебному заведению как к целостному, поликультурному образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные ценности, осуществляется интеркультурная коммуникация, межнациональное воспитание человека культуры.

На основе инвариантных общечеловеческих ценностей должны быть сформированы и поддержаны национальные и межнациональные ценности, парадигмы конвергенции и интеграции духовных ценностей, базовая культура личности, ее соответствие реалиям меняющегося мира.

В образовательных учреждениях должны пройти апробацию более гибкие, мягкие педагогические системы и операции обучения и развития, способствующие адаптации личности к культуре посредством образования. Особенными характеристиками педагогических технологий в ходе учебно-воспитательных операций поликультурного образования выступают: сотрудничество, диалог, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку, защиту индивидуального развития человека, предоставление ему свободного, защищенного пространства для принятия самостоятельных решений, разнообразие способов, форм и приемов творческого самовыражения личности в ее культурной идентификации.

Поскольку мы живем в эпоху глобализации процессов, можно ожидать наступления эры интегрированной культуры. Но чтобы в нашем сложном мире оставаться самим собой, культурные различия нужно воспринимать как данное и пытаться освоиться в “чужой” культуре, не теряя своей собственной.

Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. И именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания у детей.

В условиях интенсивных миграций и взаимодействия культур, современная система образования призвана создавать условия для формирования человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде. Высокая ставка на традиционную культуру воспитания в этом плане, существующая в современном мире, естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически остается главным условием возрождения любых национальных традиций и национального возрождения в целом.

Исторический опыт развития школы, воспитания, педагогического знания, выраженного в теоретической форме, может и доложен стать базисом современной модели образования и новых педагогических концепций. Этот опыт способствует лучшему выявлению содержания образования, определению основных направлений его развития, средств и методов непрерывного духовного совершенствования и обновления общества. Модель современного образования не может быть создана без учета региональных особенностей, без опоры на историческую память народов, на национальный опыт обучения и семейного воспитания.

Автор материала: Ларгина Елизавета Олеговна

Источник:
Воспитание культуры межнационального общения и толерантного поведения в школе
Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения…
http://www.prodlenka.org/psihologija/3270-vospitanie-kultury-mezhnacionalnogo-obschenij.html

Проблемы воспитания культуры межнационального общения и толерантного поведения в высшей школе

Проблемы воспитания культуры межнационального общения и толерантного поведения в высшей школе

Вопрос межнационального общения. Острота межэтнических конфликтов в современной России. Понятия «толерантность», «культура межнационального общения». Влияние этнического фактора на поведение студенчества. Воспитание толерантности.

Определение особенностей общения подростков. Опытное исследование эффективности средств воспитания этики межнационального общения — создание этнических мини-музеев, организация прямого общения с иностранцами — детей старшего дошкольного возраста.

дипломная работа, добавлен 13.06.2010

Особенности формирования и проблемы воспитания культуры межнационального общения у младших подростков. Воспитание толерантности в системе образования. Экспериментальное исследование по выявлению уровня этнокультурной компетентности у младших школьников.

курсовая работа, добавлен 26.10.2011

Воспитание учащихся в духе толерантности и повышения культуры межнационального общения. Формирование гордости за достижения искусства казахского народа. Развитие нравственной позиции школьников с использованием воспитательного потенциала краеведения.

презентация, добавлен 11.03.2015

Психолого-педагогические особенности формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста в биэтнокультурных семьях. Рассмотрение проблемы формирования социально-педагогической культуры родителей в вопросах межнационального воспитания.

дипломная работа, добавлен 20.04.2015

Разработка программы тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков, определение ее эффективности в процессе реализации. Обучение культуре межнационального общения и нормам межличностного взаимодействия.

дипломная работа, добавлен 10.06.2011

Формирование культуры межнационального общения в воинских коллективах, особенности и черты морально-психологического взаимодействия. Организация и содержание деятельности должностных лиц полка (бригады) по изучению индивидуальных особенностей пополнения.

курсовая работа, добавлен 19.04.2012

Духовно–нравственное воспитание, его методы и механизмы в системе обучения. Воспитание патриотизма, культуры межнационального общения, гуманизма. Нравственно-волевое воспитание учащихся в процессе трудового обучения, использование компьютерной поддержки.

курсовая работа, добавлен 04.12.2009

Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности. Патриотизм как могучее педагогическое средство. Пути формирования культуры межнационального общения. Основные компоненты гражданско-патриотического воспитания в Республике Беларусь.

курсовая работа, добавлен 22.03.2011

Исследование и разработка путей и направлений формирования и воспитания межнациональных отношений младших школьников. Обоснование организации учебно-воспитательной работы в школе с многонациональным составом учащихся, ее специфика и основные принципы.

курсовая работа, добавлен 07.10.2010

Специфическая образовательная система молодёжного полиэтнического сообщества. Её дополнительные возможности для воспитания у молодых людей культуры межэтнического общения, гражданственности, патриотизма, межнационального согласия и веротерпимости.

Источник:
Проблемы воспитания культуры межнационального общения и толерантного поведения в высшей школе
Вопрос межнационального общения. Острота межэтнических конфликтов в современной России. Понятия
http://allbest.ru/k-3c0b65635a2ac68b4d53a88421306c27.html

Проблемы воспитания культуры межнационального общения и толерантного поведения в высшей школе

Проблемы воспитания культуры межнационального общения и толерантного поведения в высшей школе

«ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ И ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ» Введение. Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным.

В обществоведческой науке рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие. Острота межэтнических конфликтов в современной России детерминирована совокупностью факторов: разрушением социально-экономических, политических, идеологических взаимосвязей; преступной активизацией военных конфликтов; игнорированием конфессиональных и национальных идеалов, ценностных установок; отсутствием хорошо продуманной и всесторонне обоснованной концепции национальной политики; неконтролируемой миграцией; ростом национального самосознания ранее репрессированных народов. В этих условиях резко повышается актуальность и значимость национальных культурных установок, ценностно-символических аспектов бытия национальных социумов, специфических особенностей конкретных этносов.

В этом плане особый интерес представляет Северо-Кавказский регион, в котором сосредоточены многочисленные этносы, обладающие древними культурными традициями. Достаточно сказать, что в данном регионе проживают более 50 автономных народов, многочисленные группы некоренного населения, множество транзитивных этнокультурных объединений, попавших сюда в результате миграционных процессов последних десятилетий. Сегодня Кавказ — это сложная система множества мощных культур, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей, сложной знаково-символической когнитивно-.

3 1. Миграционная педагогика. 6 1.1. Этнологические основы современной теории миграционной педагогики. 6 1.2. История развития миграционной педагогики в России. 9 1.3. Обобщение разработок отечественных школ миграционной педагогики. 18 2. Особенности

Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение

Реферат Поликультурное Образование Диалог Культур И Билингвальное Обучение В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность и сложность в 90-е годы, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая

Принцип толерантности в адыгской народной педагогике и его значение при формировании личности.

Введение Глава 1. Теоретические предпосылки формирования личности с учетом принципа толерантности. 1.1.Сущность понятий толерантность, национализм, национальный эгоизм, групповая враждебность и др. 1.2.Сущность принципа толерантности и его значение при формировании личности.

Использование геральдики в патриотическом воспитании старших дошкольников

Введение 3 Глава 1. Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольника на современном этапе 5 1.1. Пути и средства патриотического воспитания русского человека 5 1.2. Патриотическое воспитание как компонент социального развития дошкольника 10

С приходом лета начался период, когда выпускники школ выбирают куда пойдут учиться дальше. Конечно, это совсем не легкий выбор, но помочь в выборе может рейтинг вузов на нашем сайте. Также в этом разделе представлена вся нужная для абитуриентов информация.

Прежде, чем идти в выбранный вуз с документами, нужно сначала получить аттестат, который выдается после сдачи экзаменов. А подготовиться к ним можно в нашем разделе ЕГЭ. Там также представлены варианты за прошлые года.

Для девятиклассников не менее важно окончание учебного года. Их также ждет государственная итоговая аттестация. Подготовиться к ней можно на нашем сайте в разделе ГИА. Главное помнить: самоподготовка — это путь к успешной сдаче.

Источник:
Проблемы воспитания культуры межнационального общения и толерантного поведения в высшей школе
Проблемы воспитания культуры межнационального общения и толерантного поведения в высшей школе «ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ И ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»
http://5ballov.qip.ru/referats/preview/91482/

COMMENTS