Воспитание ребенка 2 лет

Воспитание детей 2-3 лет

Воспитание ребенка – довольно сложный процесс. Причем очень часто получаемые результаты вовсе не совпадают с нашими ожиданиями. И это не значит, что наш ребенок «плохой», он – особенный и вовсе не обязан быть таким, каким мы хотим его видеть. Дети уже рождаются с определенными особенностями темперамента и характера. Эти особенности надо понимать и поддерживать. Если мы будем пытаться «переделать» ребенка – мы пойдем против него самого и самой природы.

Да, безусловно, взрослые должны направлять и корректировать поведение ребенка, но делать это надо с любовью, тактично и осторожно, следя, чтобы ребенок не оказался перед непосильной задачей или не испытывал страха перед родителями. Причем, необходимо искать подход именно к своему ребенку, учитывая особенности и темперамент ребенка. Так, например, оптимистичный ребенок с сильной нервной системой без особых потерь переживет ваши «давления» и станет от этого только крепче и жизнеустойчивее. Для нерешительного ребенка же, который от природы имеет обостренную чувствительность, излишняя строгость может оказаться непосильным бременем. А очень активный, склонный к лидерству ребенок без должного контроля может стать неуправляемым.

Родителям полезно помнить, что достигнутый результат воспитания не всегда зависит от затраченных усилий: многое складывается из врожденных особенностей ребенка, соответствия родительских запросов возможностям малыша, гармоничности родителей и семьи в целом. Поэтому, например, у матери–одиночки, которая работает с утра до вечера, может подрастать жизнерадостный и уравновешенный ребенок, а в семье, где мама и папа много времени уделяли целенаправленному воспитанию, вырастает мнительный и конфликтный сын.

«Главное, чему родители должны научить ребенка, — считает Эда Ле Шан, — это быть самим собой, воплощать собственные мечты и заниматься тем, что помогает ему ощущать полноту жизни».

Роль семьи в воспитании ребенка

Дети повторяют и копируют поведение и взаимоотношения взрослых. Поэтому чаще всего в семьях, где царят доброжелательность и взаимное уважение, ребенок, принимая такую же линию в отношении окружающих людей, умеет быть счастливым и делать такими других.

Не одинакова в семье и роль мамы и папы. Мама – это забота, ласка, утешение. Вспомните, когда ребенку плохо – к кому он бежит? А когда ему весело? Правильно, к папе. Папа – это олицетворение веселья и шумных игр, защиты и порядка, наставничества и знаний, касающихся разных областей. Девочки учатся у матерей, как быть женщинами, а у отцов – как общаться с мальчиками. Мальчики же учатся у отцов, как быть мужчинами, а с матерями – как общаться с противоположным полом. Так что детям нужны оба родителям, а родители нужны друг другу, чтобы растить своих детей.

Кризис 3-х лет

Примерно к 2,5 – 3 годам ребенок овладевает многими принципиально новыми умениями, и осознаёт себя отдельной, независимой личностью. И тут начинается кризис, который заключается в конфликте между появившемся самосознанием «Я ХОЧУ», «Я МОГУ!», «Я БОЛЬШОЙ!» с одной стороны, и не умением осуществить все свои задумки с другой стороны. А с третьей стороны еще и «наседают» родители, которые что-то запрещают и что-то требуют.

Когда ребенок достигает кризисного возраста, у него происходит переоценка его взаимоотношений с окружающими людьми, переоценка своих возможностей, своего «Я». И это толкает малыша переступать известные ему границы, очерченные родителями и прежним собственным опытом. Так, например, оставаясь все еще очень привязанным к маме, малыш может начать демонстративно проявлять свою независимость, пытаясь при помощи многочисленных экспериментов установить новые, соответствующие его новым возможностям, границы своей зависимости от матери.

Отсюда и знаменитые признаки кризиса трех лет – своеволие, упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, симптом обесценивания и деспотизм. Некоторые родители не могут перестроиться и начинают применять усиленные «воспитательные» меры. В таком случае, есть опасность, что малыш, не выдержав противоборства, сдастся и смирится, что, безусловно, обеднит его как личность; или начнет делать вид, что уступает, но при этом у него разовьется привычка действовать исподтишка. Кроме того, существует большая вероятность того, что всё, что ребенок не смог «пройти» сейчас, он постарается реализовать потом. Вам, наверно приходилось слышать истории о каком-нибудь послушном и тихом ребенке, который «ни с того ни с сего» в подростковом возрасте стал совершенно неуправляем?

Если же родителям удается выбрать правильную линию поведения в доподростковые кризисные периоды, то детям легче пройти без особых потерь самый тяжелый из них – кризис подросткового возраста. Таким образом, перед родителями трехлетнего «бунтаря» стоит непростая задача – не потерять свой родительский авторитет и контакт с ребенком и, в то же время, дать малышу возможность приобрести ни с чем не сравнимый опыт самостоятельного выбора и упорства в достижении целей, что поможет ему перейти на новую стадию развития – стадию развития инициативы.

Маленькие советы по воспитанию детей от 2-х до 3-х лет:

  • В кризисный период старайтесь избегать конфликтных ситуаций (уберите всё, что действительно «нельзя», не проходите мимо аттракционов, если вы не собираетесь на них кататься и т.д.). Помните, что кризисный период – это временное явление и преодолеть его нужно без особых потерь. Относитесь к ребенку как к равному, дайте ему больше свободы, уступайте в непринципиальных случаях и будьте гибкими в воспитательных моментах. Чем обширнее опыт в проявлении своей воли приобретет ребенок, тем быстрее закончится его кризисный период.
  • Больше всего на свете дети любят играть, поэтому можно многого добиться именно игрой. Если ваш ребенок не любит чистить зубы, предложите покрасить кисточкой (щеткой) заборчик (зубы) в белый цвет (паста). А фраза, сказанная в игровой форме: «Я наливаю в чашку компот, но ты его не пей» — срабатывает моментально. Привлекайте ребенка к сотрудничеству, предлагайте сделать что-то вместе. Иногда полезно дать ребенку время отвлечься и передумать, взяв его на руки, обняв, рассказав какую-то историю.
  • Малыши совершают свои «проступки» не со зла, а потому что они дети – непосредственные, эмоциональные, порой не ведающие, что творят. Чаще всего они ведут себя плохо, чтобы исследовать что-либо, привлечь внимание, проверить реакцию родителей или протестуя против чего-либо и отвоёвывая свою независимость. Поэтому часто бывает, что они искренне не понимают, за что их ругают и наказывают: «За что? Я ведь такой хороший!». Да, окрик и шлепок, возможно, и помогают усмирить ребенка на некоторое время, но отдаляют родителей и детей друг от друга и учат тому, что если тебе что-то не нравится – кричи на других и бей, особенно, если они младше тебя.
  • Не в коем случае не вешайте на ребенка ярлыки, которым он, возможно, захочет следовать: «Опять хулиганишь?» или «Ах, ты, неряха!». Старайтесь обращать внимание на положительное поведение ребенка, хвалите и благодарите его (чтобы он знал к чему стремиться и не пытался привлекать ваше внимание негативным поведением). Лучше выразите свое отношение к проступку малыша и скажите о своих ожиданиях, направив его действия в нужное русло: «Ты так хорошо вчера помогал мне развешивать бельё. Сегодня мне тоже без тебя не обойтись. Поможешь?» или обрисуйте заманчивую перспективу, т.е. поощрите: «Если мы сейчас быстро сделаем все покупки, у нас останется время покататься на аттракционах».
  • От переполняющих эмоций и от незнания того, как выстраивать отношения с другими людьми, малыш в этом возрасте может причинять боль другим людям или живым существам. В любом случае, нужно сразу же пресечь его действия: словом («нельзя», «так не поступают», «драться нельзя» и т.п.) или действием (перехватом руки, отклонением в сторону и т.п.). Далее пожалейте обиженного, а когда ваш ребенок успокоится, озвучьте его чувства: «ты хотел поиграть», «ты разозлился», «тебе было неприятно» и т.п. И расскажите о том, как надо было поступить в данной ситуации: попросить, предложить, сказать и т.д.
  • Поддерживайте самостоятельность ребенка. Предоставляйте ему выбор: «В какой кофте пойдешь гулять – зеленой или желтой?» «Что будешь есть на завтрак – манную кашу или гречневую?». Когда ребенок настаивает на своём, и вы знаете, что это не причинит ему и окружающим вреда, позвольте ему столкнуться с естественными последствиями поступка, и таким образом научиться чему-то на своём собственном опыте. Иначе, чем больше вы будете противодействовать ребенку, тем больше он будет упираться. Пример: ваш малыш хочет шлёпать по глубоким лужам, предупредите его о возможных последствиях («если ты промочишь одежду, мы должны будем сразу пойти домой»), а далее – выбор за ним.
  • Помните, что Ваш ребенок самый лучший. Всегда будьте на его стороне, поддерживайте его и ставьте перед ним реальные задачи. Похвалите, если у него получилось и тактично промолчите, если что-то не удалось, помогите или подскажите другой способ решения. Тогда ребенок будет расти уверенным в себе человечком, не боящимся преодолевать трудности. Пример: ребенок хочет закрыть чемодан, в который он беспорядочно накидал игрушки. Скажите: «Давай, вместе уложим игрушки поаккуратнее». Помогите ребенку, а потом предоставьте ему возможность проверить, закроется ли крышка.

Я и окружающий меня мир

Маленький ребенок оценивает себя глазами взрослых. Поэтому от того, как вы относитесь к своему ребенку, зависит его самооценка и отношение к окружающему миру:

  • Если ребенка часто ругают, много требуют, запугивают – ребенок начинает считать: «Я плохой и мир плохой».
  • Если ребенка ругают, унижают, наказывают, сравнивают с другими не в лучшую для него сторону – ребенок начинает считать: «Я плохой, а мир хороший».
  • Если ребенка захваливают и перехваливают по любому поводу, всё позволяют, во всех бедах и неудачах обвиняют только других, сравнивают с другими в лестную для малыша сторону — ребенок начинает считать: «Я хороший, а мир плохой».
  • Если ребенка искренне любят, защищают, часто с ним общаются и хвалят за действительно хорошие поступки – ребенок начинает считать: «Я хороший, и мир хороший».

При воспитании, родителям также следует обратить внимание на:

Наши дети с каждым днём становятся всё старше и старше. Не долог тот день, когда вы уже не сможете взять своего малыша на ручки или спеть ему колыбельную песенку. Не теряйте времени на раздоры, дорожите каждой минутой общения с детьми. Задумайтесь о том, какие воспоминания останутся у вас и у них об этой прекрасной поре.

Источник:
Воспитание детей 2-3 лет
Советы родителям. Воспитание детей 2-3 лет
http://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/voprosy_vospitaniya/id/1208/

Воспитание детей 2 и 3 года

Воспитание детей 2 и 3 года имеет особенности. Учеными и педиатрами уже давно доказано, что воспитание детей нужно начинать не непосредственно перед школой, а с двух – трех лет. И главное внимание в этом воспитании нужно уделять на развитие у ребенка речи, движения, чувств и эмоций. Также нельзя оставлять в стороне культурные и гигиенические навыки, физическое полноценное развитие и укрепление здоровья и иммунитета. Учитывая то, что именно в этом возрасте (2, 3 года) начинают формулироваться эстетические и нравственные принципы, то эту область жизни также нельзя оставлять без нужного внимания.

Также рекомендуется установить для ребенка определенный жизненный режим уже с этого возраста. Если чадо привыкает к режиму с 2 – 3 лет, то подальше в своей жизни ему будет намного проще, а то и необходимо жить по конкретному режиму. Кроме всего этого, в раннем возрасте для хорошего физического развития и профилактики переутомление просто необходим правильно чередовать активное времяпровождение и отдых. В большинстве случаев именно недосыпание или утомленность являются причиной детских капризов и хандры, что подсказывает воспитание детей 2 и 3 года.

С другой стороны, неуклонное соблюдение режимов приучает ребенка к необходимости всегда делать конкретные действие. Это такие повседневные вещи, как мытье рук перед едой, чистка зубов перед сном и многое другое. Можно даже сказать, что режим вырабатывает рефлекс на эти действия на всю оставшиеся жизнь. Режим также отучает чадо от вредного «не хочу», и приучает к правильному пониманию слова «надо».

Естественно, что сращу приучить ребенка к определенному режиму получается не сразу, особенно если дитю приходится жертвовать чем – то поинтересней для него, чем чистка зубов. Но родителям в таких случаев стоит только применить терпеливую настойчивость и ребенок пойдет выполнять поставленную перед ним задачу, в чём убеждает правильное воспитание детей 2 и 3 года. Из этого следует, что правильная своевременная организованность режима предупреждает появления капризов по поводу необходимости выполнения каких – то заданий на протяжении дня.

Составляя режим для своего ребенка, необходимо учитывать физиологические особенности этого возраста, индивидуальные особенности и все научные нормативы правильного отдыха и питания, чего требует верное воспитание детей 2 и 3 года. Желательно неуклонные выполнения составленного режима каждого дня, допустимы лишь редкие отклонения в пределах 30 минут, что предполагает валифицированное воспитание детей 2 и 3 года.

Не забывайте о большем значении сна. Крепкий, здоровый детский сон способствует хорошему развитию нервной и психической системы. Поэтому нельзя допускать бессонницы и трудностей засыпания в таком возрасте, о чём предупреждает воспитание детей 2 и 3 года. Во избежание или для преодоление подобных случаев используете разные воспитательные приемы. Помните, что крепкому сну и покойное и уравновешенное состояние ребенка, поэтому избегайте непосредственно пред сном подвижных и задиристых игр. Не забывайте и о том , что каждый ребенок радуется приходу домой близких ему людей. И по этой причине нежелательно возвращение одного из родителей как раз в то время, которое предназначено для готовки ко сну, о чём предупреждает воспитание детей 2 и 3 года.

Источник:
Воспитание детей 2 и 3 года
воспитание детей 2 3 года
http://www.vospityvaem.ru/doshkolnik/vospitanie-detey-2-3-goda.html

Категорическое непослушание

Категорическое непослушание. Дети в возрасте 2-4х лет

Почему дети в этом возрасте не слушаются своих родителей, отказываются от всего, от чего только можно отказаться, и сводят с ума взрослых? Воспитание ребенка 2-4 лет — непростой этап в жизни родителей. Причинами таких реакций может быть все, что угодно: недостаток внимания со стороны родителей, нежелание бросать свое занятие по первому требованию родителей. Конечно, когда ребенок громко кричит, катается по полу и стучит ногами — это не приятно, но это нормальная реакция для ребенка в этом возрасте. И все, что остается родителям — это запастись терпения и научиться понимать, что может вызвать непослушание у их конкретного ребенка.

А теперь подробнее о том, как преодолеть непослушание ребенка.

Будьте понимающими. Когда ваш ребенок кричит и плачет, не хочет уходить с игровой площадки, обнимите его и ласково объясните, что вы знаете, как трудно отрываться от непрерывной игры, но пора домой. Идея в том, чтобы показать ребенку, что вы на его стороне. Не поддавайтесь гневу, даже если вам неловко перед другими родителями.

Установите правила. Ребенку просто необходимо знать правила игры, поэтому вы должны рассказать ему о них. Например: «Мы не деремся с другими детьми», «в 9 часов мы ложимся спать». Если ребенок нарушает правила, необходимо пытаться найти способы решения конфликтных ситуаций. Например, если ребенок ударил своего младшего брата, то, скорее всего это случилось потому, что первый почувствовал недостаток внимания с вашей стороны. Что можно сделать? Во-первых, выделите время, которое вы можете посвятить только старшему ребенку. Во-вторых, берите его с собой, когда купаете младшего, пусть тоже помогает. Если ребенок боится темноты и встает с постели, а у вас есть правило, что вы не встаете с постели, когда уже легли спать, то оставляйте в комнате ребенка зажженный ночник.

Поощряйте хорошее поведение. Вместо того, чтобы заострять внимание на плохом поведении ребенка, лучше обращайте на него больше внимания, когда он ведет себя хорошо.

Старайтесь сдерживаться и не ругать ребенка за его плохое поведение. Почему? Когда ребенок ведет себя плохо он и чувствует себя также, вы же, ругая его, провоцируете еще худшее поведение.

Говорите ребенку, что он может делать, вместо того, чтобы говорить о том, чего он делать не может. Например, если ребенок хочет съесть мороженое перед обедом, не говорите, что это вредно, скажите, что он может сейчас съесть сыр или банан.

Помните, что обучение ребенка дисциплине подразумевает обучение ребенка контролировать самого себя и не предполагает осуществления контроля над ним взрослыми. Наказание должно стимулировать желание ребенка вести себя хорошо, а не запугивать его.

Дайте ребенку право выбора. Это позволяет ребенку ощутить некоторую свободу, а вам — контролировать процесс. Предлагайте ребенку несколько брюк на выбор, когда идете гулять, несколько сказок, когда ложитесь спать и т.д.

Избегайте ситуаций, которые могут вызвать «вспышку» непослушания. Например, если вы хотите встретиться с подругой и идете к ней с ребенком, то не надо ожидать, что он будет вести себя хорошо, пока вы будете болтать за чашечкой чая или кофе, ему просто будет скучно. Встретьтесь с подругой на свежем воздухе, например, в парке.

Уважайте его восприятие мира. Например, дети в возрасте 2-х лет воспринимают время иначе, они не могут также быстро, как взрослые оторваться от любимого занятия. Поэтому, если вам пора, то сообщите ребенку об этом заранее, чтобы он смог свыкнуться с мыслью, что ему надо идти. Не ждите, конечно, что он прекратит читать интересную книгу или играть в интересную игру и не будет жаловаться, но он, по крайней мере, не будет капризничать.

Если вы требуете от ребенка, чтобы он убирал за собой кровать, подумайте, а понимает ли он, что вы от него хотите, умеет ли он это делать.

Обратите внимание на себя. Может быть, вы принимаете все близко к сердцу и слишком требовательны? Если ребенок шлепает по лужам, так ли это плохо? Если ребенок хочет вафлю, варенье или конфету на завтрак, так ли это вредно? Может быть, стоит взглянуть на все с другой стороны?

Источник:
Категорическое непослушание
Почему дети в этом возрасте не слушаются своих родителей, отказываются от всего, от чего только можно отказаться, и сводят с ума взрослых? Воспитание ребенка 2-4 лет — непростой этап в жизни родителей.
http://efamily.ru/index.phtml?aid=296&id=102&page=40003

COMMENTS