Воспитание ребенка в семье

Воспитание ребенка в семье

В наше время все большее внимание уделяется изучению психологических закономерностей отношений в семье, этапов развития личности ребенка.

Психология воспитания неразрывно связана с нравственными исканиями, мировоззренческой позицией родителей, с общим уровнем личностной зрелости и культуры.

Воспитывая своих детей, мы сами отвечаем на важнейший жизненный вопрос: в чем смысл человеческого бытия?

Современный мир не справляется со своими детьми, поэтому так возрастает интерес родителей к семейной педагогике и психологии. Одна за другой появляются программы практического обучения родителей, создаются методики, выходят книги о воспитании детей в семье.

В наше время традиционные хозяйственные функции семьи отошли на второй план, доминирующей стала новая функция семьи, создание и поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи, создание прочных, теплых отношений, основанных на взаимной любви и ответственности. Особенно это важно для супругов, которые решили стать родителями.

Готовясь стать родителями, супруги серьезно задумываются над тем, что же такое правильное воспитание, станет ли эта ковая жизнь безграничным счастьем или тягостным трудом. Чаще всего возникает представление, что воспитание ребенка — естественное для каждого человека дело. И это наиболее верно. Вполне естественно подходить к воспитанию как творческому процессу, индивидуальному и безграничному.

В этой безграничности и заключено существо любви родителей к своим детям. Любя своего ребенка, созидая его жизнь, мы преодолеваем ограниченность собственного земного существования. Уметь любить ребенка — значит много думать, много переживать, искать, отказаться от сковывающих шаблонов, привычек, предрассудков; учиться быть родителем — значит учиться любить и уважать себя.

Несомненно, каждому родителю необходимы педагогические и психологические знания, но никакая книга не заменит вашего внимательного наблюдения и умения анализировать свои поступки.

В воспитательской деятельности, по-видимому, не существует абсолютной нормы, идеала, который можно принять за эталон.

Естественно, избежать ошибок за долгие годы воспитания невозможно. Воспитание в семье — это жизнь, в которой возможны и сомнения, и неудачи, и поражения, которые сменяются победами. Отношения с ребенком глубоко индивидуальны и неповторимы. Даже в одной семье родители воспитывают детей по-разному в силу личных пристрастий или иных мотивов.

Можно ли сформулировать основные правила воспитания? На первый взгляд, они просты и хорошо известны -это любовь и независимость.

Однако постоянная реализация этих условий, овладение глубоким их пониманием совсем не просты.

Родители, составляющие первую общественную среду ребенка, играют существеннейшую роль в его жизни. К родителям, особенно к матери, мысленно обращаемся мы в минуты испытаний, а на склоне лет родители и дети становятся все более близкими. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется, главным образом, тем, что родительская забота необходима для поддержания самой жизни ребенка. Родительская любовь —жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа; а любовь каждого ребенка к родителям — беспредельна, безусловна, безгранична. И если в первые годы любовь родителей обеспечивает жизнь и безопасность, то по мере взросления она все более выполняет функцию поддержания внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.

Потому создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся, является первой и основной задачей родителей. При этом очень важно понимать, что нужно не только любить ребенка и руководствовался любовью в своих повседневных заботах о нем, в своих усилиях по воспитанию, но и необходимо, чтобы ребенок чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен ощущением этой любви, какие бы сложности и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношениях супругов между собой.

Делая все, что вы считаете нужным и возможным для вашего ребенка, всегда заботьтесь о поддержании и сохранении контакта с ним. Глубокий, постоянный психологический контакт с ребенком — это единственно правильный, универсальный путь к воспитанию, который может быть рекомендован каждому родителю. Именно ощущение и осознание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и оценить родительскую любовь, привязанность и заботу.

Ваша искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, ваше искреннее любопытства к его детским, даже самым наивным, проблемам, ваше желание понимать и наблюдать происходящие в душе и сознании ребенка изменения — основа для сохранения контакта. Контакт никогда не может возникнуть сам по себе, его надо строить, даже с младенцем. Говоря о взаимопонимании, эмоциональном контакте между ребенком и родителями, мы имеем в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.

Главное в установлении диалога — это совместная устремленность к общим целям, совместное видение ситуации, общность в направлении совместных действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок, чаще всего точки зрения взрослых и детей в силу различия опыта не совпадают. Однако взаимопонимание и совместная направленность к разрешению проблем имеют первостепенное значение. Ребенок, даже в самом раннем возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в какой-то степени ее создателем и творцом. Установление равенства позиций ребенка и взрослого является наиболее существенной характеристикой воспитания.

Преодолевая стихийно возникающую позицию «над» ребенком, родителям, обладающим силой, опытом, независимостью, необходимо стремиться к установлению равенства с ребенком. Под влиянием общения с ребенком, включаясь в разнообразные формы общения с ним, роди тели изменяются в своих психических качествах, их внутренний душевный мир заметно трансформируется.

Равенство позиций вовсе не означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребенка, наоборот, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства».

Равенство позиций в диалоге заключается для родителей в необходимости учиться видеть мир глазами своих детей.

Контакт с ребенком как высшее проявление любви к нему следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя — все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте.

Рождение ребенка, особенно первенца, — одно из наиболее значительных событий в жизни семьи, но вместе с радостью приносящее множество новых, больших и малых проблем. Это событие неминуемо приводит к резкому изменению стиля жизни семьи, сформировавшихся у обоих супругов склонностей и привычек, к необходимости овладения трудными и таинственными социальными ролями — ролями отца и матери.

Сложность родительской роли определяется целым рядом обстоятельств. Прежде всего она связана с тем, что на молодых родителей оказывается постоянное давление. Существует множество весьма противоречивых мнений о том, как надо ухаживать за ребенком, что и как ему говорить, когда его кормить и как с ним играть. Причем все эти мнения чаще всего излагаются достаточно авторитетными источниками — родителями мужа и (или) жены, специальными книгами, брошюрами. И в результате, выбирая собственный стиль поведения по отношению к ребенку, супруги зачастую оказываются в положении неопределенности, предоставляющей широкие возможности для переживания чувства вины, страха, неуверенности и т. д.

Период привыкания и приспособления к новой социальной роли приводит как к изменению некоторых представлений каждого супруга о самом себе, так и к серьез ным перестройкам в супружеских отношениях. Возникают сходные для большинства семей проблемы распределения обязанностей в семье, резкое уменьшение количества свободного времени, часто возникающие финансовые сложности, возможные трудности в сексуальных отношениях, а также проблемы общения.

На смену более романтическому стилю, когда обоих партнеров объединяло, прежде всего, позитивное эмоциональное начало, приходят отношения, в которых супругов в большей мере объединяют чувство обоюдной ответственности за ребенка, ощущение единства, вызванное общими делами, связанными с ним.

Усталость, множество дел, которые обязательно и необходимо выполнять, отодвигают на второй план выражение любви и привязанности друг к другу, хотя потребность во взаимной заботе и внимании остается. Неудовлетворенность этих ожиданий порой приводит у женщин к ощущениям брошенности, нелюбимости, ненужности, а у мужчин — возникновению чувства ревности. Конечно, всегда можно найти оправдание тому, что вовремя не улыбнулся, не спросил, как дела, не обнял, не поцеловал. Но если такие переживания накапливаются, они могут послужить основой для серьезных обид, взаимных обвинений и даже конфликтов. Преодолеть их достаточно просто, если помнить, что такие моменты в каком-то смысле являются естественными, и быть готовым к открытому обсуждению возникающих негативных переживаний.

Наибольшие проблемы, вызванные появлением в семье младенца, связаны, как правило, со сложностью распределения обязанностей между супругами по отношению к новому члену семьи. Естественное изменение в распределении супружеских ролей в этой ситуации — сдвиг их в сторону более традиционных, где жена в основном занята домом и детьми, а муж осуществляет все контакты семьи с внешним миром. В силу своей биологической роли, женщины оказываются очень быстро включенными в ситуацию исполнения своих обязанностей по отношению к ребенку; роль же мужа, те обязанности, которые должны быть возложены на него, не так очевидны, помощь от него в современной семье требуется и в традиционно женских делах: стирка, глаженье пеленок и т. д. Принять их необходимость и начать исполнение бывает для мужчины совсем не просто.

Как показывают научные исследования, семьи, в которых проявления кризиса были наименее выражены, характеризовались в ролевом плане, по крайней мере, двумя особенностями:

  • в этих семьях еще до рождения ребенка или в первые дни его появления в доме между супругами были четко оговорены те сферы обязанностей, которые выполняет каждый из них, чтобы потом не могли возникнуть взаимные обиды и обвинения по этому поводу;
  • отцы в этих семьях занимали одну из двух достаточно четко очерченных позиций: либо (что встречалось гораздо реже) муж играл в семье абсолютно традиционную роль, т. е., фактически не принимал участия в уходе за младенцем, зато полностью и по возможности на высоком уровне обеспечивал материальное благосостояние семьи, либо он принимал практически равное участие в уходе за младенцем, основываясь на равноправии мужских и женских обязанностей по отношению к ребенку.

Это означает, что все конфликты и проблемы, связанные с распределением семейных ролей, могут быть разрешимы, если у обоих супругов заранее сформированы четкие представления относительно того, как и что будет делать тот и другой, а в дальнейшем именно они и воплотятся в жизнь.

Конечно же, проблемы и конфликты в семье преодолеваются лишь при соблюдении одного важнейшего условия: муж и жена должны постоянно, открыто и доверительно общаться друг с другом, обсуждать все свои проблемы и сомнения.

Независимость с самого рождения — это, по мнению специалистов, главный психологический закон правильного воспитания.

Возможно, такой подход удивит вас, ведь новорожденный совершенно беспомощен. Если лишить его постоянной заботы, если не выполнять требований правильного ухода, его здоровью может быть нанесен непоправимый ущерб. Однако, даже при идеальном уходе, дети, лишен ные психологически правильных отношений с близкими, получали непоправимые психические травмы, отзвуки которых прослеживались затем всю жизнь, да и их физическое здоровье оказывалось не столь уж крепким.

На первом году жизни ребенок тесно, непосредственно связан со своими родителями, прежде всего с матерью, но связью особой, психологической. Укрепление и правильная реализация этой связи зависит от того, насколько успешно будет разрешена родителями проблема независимости и самостоятельности ребенка. Ведущей потребностью ребенка в этом возрасте является потребность в общении со взрослым, общении чисто эмоциональном, поскольку для обмена информацией малыш еще не готов. Эту потребность ни в коем случае нельзя игнорировать, ею нельзя пренебрегать ни ради здоровья ни ради психического развития малыша. Недостаток материнской любви и внимания в первый год сказывается затем долгие годы.

Между родителями и ребенком уже с самого начала должна установиться правильная дистанция. Физическая беспомощность младенца вводит родителей в заблуждение, и они полагают, что психически он так же незрел, как и физически. Меж тем, малыш еще не может перевернуться с боку на бок, а уже осмысливает и накапливает опыт общения с мамой и папой. Когда родителям кажется, что вот, наконец, ребенок вырос настолько, что с ним можно общаться, они сталкиваются с довольно зрелой психикой: с любовью и привязанностями, которые оформились в душе ребенка, с обидами, про которые ребенок еще не может рассказать, с целой системой его ожиданий. Каждый младенец обладает яркой индивидуальностью, которую надо учитывать, если мама и папа хотят дружить с ним и не разрушить ту любовь и преданность, которые ребенок изначально к ним питает.

Правильную психологическую дистанцию в общении с младенцем помогут выработать два правила, определяющих отношение к нему.

Первое правило: «Дитя — это гость в доме. Его можно любить и уважать, но властвовать над ним нельзя, ибо оно принадлежит жизни». Это правило сформулировали и записали в своих древних книгах-ведах индусы задолго до нашей эры. Оно заключает любовно-почтительное и в то же время отстраненное отношение к ребенку.

Второе правило родилось в современной психологии: «Младенец пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать ожиданиям своих родителей».

Каждый ребенок приносит в мир свои цели, свои задачи, он должен пройти свой путь. Родители могут помочь ему раскрыть свою индивидуальность, свои возможности, утвердить уникальность личности. Эту задачу необходимо поставить перед собой уже сейчас, когда ребенок только появился на свет, именно потому, что он гораздо более развит психически, чем вы себе это представляете.

Ясно осознав, что ребенок — самостоятельный человек, не принадлежащей как некая собственность родителям, с того момента, как перевязана пуповина, родители смогут: во-первых, непредвзято присматриваться к ребенку, открывать особенности его индивидуальности, принимать их такими, какие они есть, приспосабливаться к ребенку, а не ломать его в угоду себе; во-вторых, правильная психологическая дистанция поможет избежать «феномена заражения», т. е. заставит родителей контролировать свое поведение, понимая, что ребенок не просто их продолжение, а отдельная личность, активно воспринимающая мир. Таким образом, как бы отделив ребенка от себя, придав ему статус самостоятельности, родитель сможет ответственно контролировать свое поведение.

Ребенок весь настроен на волну родителей. Его основная задача — как можно полнее чувствовать их. Это свойство родилось в процессе естественного отбора — без него не выживали. Значит, ребенок сверхвосприимчив к воздействию родителей, в частности, матери. Прежде всего, к прикосновениям, ласке. Младенец не понимает речи, а только ловит тон голоса, интонации, темп речи, т. е. воспринимает как раз то, что взрослые менее всего привыкли контролировать. Итак, значимый язык для ребенка — это язык жестов и прикосновений, язык голоса и улыбки.

Малышу необходимы ласковые прикосновения матери, тепло ее рук, спокойные, неторопливые движения, сила и уверенность ладоней. Если мама устала, встревожена — руки выдают ее состояние. Они порождают в младенце со стояние дискомфорта и тревоги, ребенок становится беспокоен и плаксив, что еще больше усложняет жизнь мамы, усиливает ее дурное настроение. Круг замкнулся. Близкие должны помочь маме и, соответственно, малышу. Молодой маме нужно хорошо выспаться, ей надо дать возможность выйти из дома без малыша хотя бы на полчаса.

Мудрый отец и муж не забывает, что его жена не только мать, но женщина. И напоминает ей об этом букетом цветов, милым комплиментом, любящим взглядом, доверительным разговором.

Мама и сама должна следить за своим психическим состоянием, не позволять себе, по возможности, излишне переутомляться. Все домашние дела можно свести к разумному минимуму, обдуманно распределить обязанности между всеми взрослыми членами семьи.

Психологически грамотное материнство поставлено на службу поддержанию теплого, любовного общения с младенцем. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Не бойтесь избаловать его любовью.

На первом году жизни у ребенка вырабатывается очень нужное психологическое образование — базисное доверие к миру. Это общая установка человека по отношению к другим людям и событиям: доверие или недоверие. Психологи считают, что, если младенец чувствует себя любимым, то у него формируется базисное доверие к миру, которое так важно для психического развития человека. Дело в том, что базисное доверие — фундамент двух важнейших «зданий» человеческой души: отношения к себе и отношения к другим людям.

На основе доверия у ребенка складывается положительное отношение к самому себе (я любим, значит, я хорош), уверенность, способность правильно оценивать свои силы и возможности (адекватная самооценка), инициативность. Ребенок растет веселым и приветливым, любознательным и активным. К другим людям он относится с симпатией и интересом. Он способен дружить и чувствовать любовь, он будет готов вступить в длительные, глубокие и теплые отношения с другими людьми и конечно, со своими родителями.

Если у малыша не выработано базисное доверие к миру, то и к себе он будет относиться плохо, вырастет тревожным, неуверенным в своих силах, мрачным, агрессивным.

Источник:
Воспитание ребенка в семье
Медицинский центр Гомель
http://www.medportal.gomel.by/vospitanie-rebenka-v-semye.html

Главные условия воспитания детей в семье

Еще до появления чада на свет, любящие родители начинают готовиться к трудной, почетной роли воспитателей своего малыша. Мамочка соблюдает режим питания, гуляет на свежем воздухе, общается со своим нерожденным еще крошкой. Современная наука уверена, что ребенок, еще не родившись, понимает интонацию, чувства, настроения мамы. Воспитание детей в семье — основная функция здоровой семейной ячейки.

С момента своего рождения маленький человечек начинает получать неимоверно большое количество информации. Получая информацию, грудничок накапливает знания, опыт, которые станут основой его характера, поведения, его успехов или неудач. Именно семейство малыша первые годы жизни будет играть основную роль в становлении личности крохи.

Семья — это не только ячейка общества, созданная для продолжения рода. Она призвана развивать, укреплять чувство самореализации человека как индивидуальной самодостаточной личности. Роль семьи в формировании личности ребенка не стоит преуменьшать, это то место, откуда берут начала все достижения или промахи любого человека.

Семья — это не стены дома или квартиры, где проживает группа людей, соединенных брачными обязательствами. Прежде всего, семейство — это чувство единения, защищенности, это место, где родные люди любят друг друга, ценят, понимают, способствуют душевному покою близких.

Для маленького человечка — мама, папа, самые лучшие, самые умные, красивые люди на свете. С рождения грудничок наблюдает за поведением своих родителей, за отношениями внутри семейства, манерой разговора, отношением к пожилым людям.

Кроха впитывает в себя не только слова родителей, но и их поступки, принимая действия взрослых как единственно правильные, верные нормы поведения. Таково влияние семьи на формирование личности ребенка.

Если дома привыкли устраивать скандалы, выяснять отношения криком, грубостью, не стоит ожидать, что бутуз будет веселым, бесконфликтным, спокойным человечком. Взрослые говорят об уважении к старшим, тут же грубят пожилой соседке, говорят о честности и весело смеются, когда кого-то обманули в денежном или другом важном деле. Несмышленыш все запоминает, принимает такое поведение родных людей, как руководство к действию.

Семейство учит любить или ненавидеть, врать или говорить правду. Взрослые своим примером оказывают положительное или отрицательное влияние на воспитание подрастающего поколения. Ребёнок вырастет добрым, искренним, общительным или наглым, грубым, лживым человеком только под влиянием своих самых близких людей.

Особенно велико, значимо влияние семьи на формирование личности ребенка младшего возраста. Авторитет мамы, папы для малыша непререкаем. Несмышленыш не будет учить своих родных, какие правильные или аморальные поступки те совершают. Всему этому родные учат своего кроху. Обучение моральным принципам не должно сводиться к голословным объяснениям, следует собственным примером показывать, что такое хорошо, а что такое плохо.

Процесс воспитания часто идет двумя параллельными потоками:

  • Карапуз наблюдает, копирует поведение родных людей;
  • Мама, папа, бабушки, дедушки целенаправленно воспитывают чадо, иногда по заранее подготовленной программе.

В собственном доме у несмышленыша формируются отношения к окружающим и к самому себе. Постоянные нотации, упреки, наказания вызывают у непоседы ожесточение, злость, формирует чувство неполноценности. У маленького человечка возникает реакция противодействия: ругаете, что я плохой и непослушный, значит не буду вас слушаться.

Не стоит перехваливать чадо, все ему позволять. Воспитывая таким образом, можно создать у крохи чувство вседозволенности, собственного величия. Играя среди других ребят такой избалованный карапуз может стать изгоем, поводом для насмешек.

Большая роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста основана на физическом, культурно эстетическом воспитании детей, на привитии навыков чистоплотности, соблюдении правил личной гигиены.

Физическое воспитание. При правильном семейном развитии большое место должно уделяться физическому развитию детишек, привитию любви к физическим занятиям, упражнениям, спорту. Физические упражнения начинаются с момента обучения грудничка ползанию, вставанию, ходьбе.

С детьми старше 3 лет родители могут уже совершать небольшие пробежки по утрам: 10 — 15 метров, доступны карапузам. Эти пробежки будут укреплять уверенность малыша в своих силах, а также способствовать большему эмоциональному сближению всех членов семейства.

Игровая форма занятий — это лучший метод приучения дошколят к физкультурным упражнениям. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста не должна сводиться только к физическим упражнениям, заботой о физическом здоровье. Необходимо заниматься также интеллектуальным развитием маленьких человечков.

Культурно эстетическое воспитание. Совсем маленькому карапузу мама уже прививает чувство прекрасного: читает стишки, книжки, показывает красочные картинки. Когда несмышленыш подрастает ему в руки дают карандаши, краски, пластилин, чтобы кроха мог проявить свои способности к творчеству.

Дошколят уже можно водить в театр на представления, на кукольные спектакли. Детишки с радостью устраивают потом дома для домашних собственные представления. Ребятню можно водить и в картинные галереи на небольшие экскурсии, с обязательным обсуждением в кругу родных, рисунков и картин увиденных на выставке. Такие мероприятия пробуждают у подрастающего поколения любовь к искусству, творчеству, еще больше сближают с родителями.

Малышам можно прививать правила поведения в обществе. Крохи с удовольствием машут ручками, когда здороваются, прощаются. Родители также учат своих чад правилам общения со сверстниками, знакомыми взрослыми или незнакомыми людьми. Взрослые прививают любовь к книге, учат новые слова, подсказывают как надо правильно говорить.

Правила личной гигиены. Уже к годику карапуз умеет подставлять ручки под струю воды, чтобы умыться. Вытирает личико, ручки полотенцем. Детской зубной щёткой с очень мягкой щетиной пробует чистить зубки. Родным стоит поощрять желание непосед самостоятельно соблюдать правила гигиены, чтобы не возникла проблема в 3-4 годика, что дошколенок не умеет чистить зубки. Чистоплотность, опрятность — все это сразу характеризует несмышленыша, а также тех, как его воспитывает.

Каждое семейство воспитывает кроху в соответствии со своим пониманием о правильности воспитания. Родители ставят себе цели, задачи по воспитанию подрастающего поколения, а также методы наказания, принуждения непослушных чад к послушанию. Не обязательно все эти принципы обговариваются вслух, но семейство следует своим устоявшимся принципам в вопросе воспитания.

Влияние семьи на формирование личности ребенка можно проследить через применяемую тактику воспитания. Выделяют 4 вида тактики. Каждому виду соответствуют 4 типа взаимоотношений.

Диктатура. Взрослые командуют, ребятня подчиняется. Дошколятам запрещается иметь свое мнение, а тем более высказывать его. Непослушание наказывается строго. Малыши не имеют права демонстрировать свои эмоции. Родители при такой модели взаимоотношений руководствуются принципом «мы, взрослые лучше вас знаем, что вам надо». При таком воспитании возможны 2 линии поведения маленького человечка: первая — чадо начинает врать, выгораживать себя, лицемерить, и вторая линия — кроха теряет себя как личность, полностью подавляются все желания и интересы.

Опека. Чадо окружают сплошной заботой, выполняют все капризы и пожелания. Не позволяют крохе напрягаться и что-либо делать самому. Все проблемы и трудности мама, папа берут на свои плечи. Малыши привыкли к вседозволенности, не понимают значение слова «нельзя». Именно у таких крох возникают самые большие проблемы с общением, так как эти отпрыски оторваны от реальности, не могут постоять за себя и свои интересы.

Невмешательство. Родители совершенно не интересуются своими отпрысками, воспитание которых передали бабушкам или няням. Чадам покупаются дорогие вещи, подарки, выдаются крупные суммы денег на карманные расходы. Своими дорогими подарками такие взрослые откупаются от подрастающего поколения и их проблем. Семейства, как группы поддержки и единения в данном случае нет. Малыш не чувствует важности семейных ценностей. Крохи, воспитанные по принципу невмешательства, более всех подвержены влиянию улицы, чужих людей. Такое влияние часто оборачивается бедой для малолетки и беспечных взрослых.

Сотрудничество — высший тип взаимоотношений семьи. Родители активно привлекают маленьких непосед к решению общих задач, к общим созидательным процессам. В таких семействах маленьких человечек окружен разумной заботой, которая не заглушает самостоятельность, инициативность крохи. Дошколята вырастают при таком стиле воспитания активными, доброжелательными, не боятся трудностей, помогают окружающим.

Для формирования, развития самооценки имеет огромное значение стиль семейного воспитания, основанный на традициях рода, семейных ценностях. В настоящее время выделяют 3 стиля такого воспитания:

  • Авторитарный — стиль подавления, малышу навязывается мнение взрослых;
  • Демократический — стиль согласия. Учитывают интересы ребятни;
  • Попустительский — кроха предоставлен сам себе.

Дошколята, которых воспитывали, учитывая их интересы, развивая духовно, культурно, занимаясь упражнениями для физического, умственного развития, хорошо учатся в школе, успешно устраивают свою дальнейшую взрослую жизнь.

Малыши, с которыми родители не занимаются, тем не менее предъявляют высокие требования, критикуют, высмеивают промахи, часто в присутствии посторонних, имеют заниженную самооценку. Постоянно возникают проблемы с усвоением школьного материала, отсутствие общения — все это приводит к неудачам при достижении важных жизненных целей.

Первый опыт построения семейных отношений малыши видят дома, именно поэтому так важен не только процесс воспитания, но и то, какое семейство воспитывает. Принято делить семьи по следующим категориям: благополучная — неблагополучная и полная или неполная семейка.

Неполная — это семейство, где отсутствует один из родителей. Полная семья состоит из жены, мужа, детей. Мачеха или отчим заменяют ушедшего родителя малышам, которых должны воспитывать как родных деток.

  1. В случае, когда детьми занимается только одинокий отец или одинокая женщина, такая семья считается неполной и вызывает тревогу у специалистов. У одиноких родителей очень часто сформировано чувство резкого неприятия построения семейных отношений.

Свое негативное отношение к брачным отношениям, а также к лицам противоположного пола, такие взрослые нередко выплескивают разговаривая с детьми. Воспитание детей в неполной семье часто сопровождается конфликтами, ссорами с бывшими супругами. В эти разборки несмышленыши вовлекаются как участники конфликта, крох заставляют выбирать, кого они больше любят.

Настраивание малыша против второго родителя формирует у крохи отрицательный настрой к семейным отношениям. Одинокие родители и их детки находятся в зоне повышенного риска, потому что взрослый вынужден больше времени проводить на работе для обеспечения материальных потребностей своего чада. На сам процесс воспитания времени нет.

Родитель одиночка редко поддерживает связь со школой из-за своей загруженности. Заботы о чаде в такой семейке часто сводятся к такому понятию: «малыш одет, обут, накормлен, значит больше ничего не надо». Часто крохи предоставлены весь день сами себе, что чревато неправильными знакомствами с неадекватными личностями.

При отсутствии мамы или отца, малыш часто испытывает эмоциональный голод. Крохе не хватает или мужского авторитета, примера для подражания, а также чувствуется отсутствие материнской любви. К сожалению достаточно часто отцы одиночки или одинокие женщины, пытаясь устроить личную жизнь ведут на глазах детей аморальный образ жизни: постоянно меняя партнеров, выпивая в веселых компаниях.

У малышей, которых воспитывает один из родителей нет правильного представления о нормальном доме и они, вырастая, повторяют ошибки своих матерей или отцов. К неполным, относятся также семейства, где ребенка воспитывают другие родственники: бабушки, дедушки, тёти, дяди. Институт ответственного отцовства и материнства вымывается из сознания деток, которые считают, что воспитывать детей должны кто угодно, только не родители.

Чтобы исправить неправильное представление дошкольника о семейных отношениях, роль отца в воспитании детей в семье очень значима. Развод не повод забывать об отцовских обязанностях. Маленький человечек нуждается в любви отца, его авторитете, поддержке. Необходимо объяснить чаду, что развод касается только чувств и отношений родителей. Показать на деле, что чадо любимо. Устраивать малышу прогулки, брать к себе на каникулы. Поддерживать авторитет матери.

  1. В полных семьях малыш получает весь опыт построения гармоничных семейных отношений. Наблюдая за поведением женственной мамы, мужественного папы, у крохи формируется правильная установка на создание во взрослой жизни успешной семейной пары. Видя взаимную любовь, уважение родителей друг к другу, чадо во взрослой жизни будет стремиться к таким же высоким отношениям.

Маленький человечек на подсознательном уровне создает картинку идеальной, гармоничной семейной ячейки. Отношения между родителями служат образцом для отношений с противоположным полом, станут основой для воспитания собственных деток.

  1. Понятия неблагополучная достаточно часто относится и к неполной семье. Основная семейная функция в неблагополучных семействах часто разрушена. Кризис отношений между взрослыми переносится на кроху, развитием которого никто не собирается заниматься. Отсутствие нравственных опор, аморальное поведение, пьянство, драки, скандалы — это не только разрушает семейные отношения, но и калечит морально малышей, способствуя появлению «трудных» непосед.

Трудные дети не верят в добро, любовь, не видят никаких перспектив своего дальнейшего развития. Для выживания у них формируется принцип «человек человеку враг». Малыши идут на конфликт, решать свои проблемы предпочитают с помощью кулаков. Ни усидчивы, ни способны усвоить большой объем знаний, предлагаемых школой. Сильно развитое чувство неполноценности и агрессивности может привести к противоправным поступкам.

  1. Благополучная семейная ячейка прививает с рождения семейные ценности, воспитывает уважение к окружающим, прививает любовь к искусству и культуре. Поощряет развитие способностей малыша: записывает в разнообразные секции, кружки, водит на спектакли и выставки. Воспитывающим фактором является и эмоциональная близость родных людей.

Чтобы быть примером своему чаду, взрослые занимаются самообразованием. Создают гармоничную атмосферу в доме. Мама и папа активно интересуются делами непоседы, помогают советами и делами преодолеть возникшие трудности. Малыша окружает доброжелательность, любовь близких, что придает ему уверенность, защищенность.

Проблемы воспитания детей в современной семье возникают из-за нежелания взрослых уделить больше внимания малышам. Многим легче откупиться от проблем дошколят деньгами, подарками и обещаниями. А ведь принципы обучения и формирования личности не так сложны, необходимо:

  • Любить и понимать деток, строить на этом свои взаимоотношения;
  • Уметь похвалить за достигнутые успехи, посочувствовать и помочь в возникших трудностях.

Не прибегать к мерам физического воздействия, чтобы добиться послушания. Порка вызывает озлобление маленького человечка. Прежде чем наказывать, стоит разобраться в ситуации, желательно вместе с чадом.

Хорошие гармоничные семейные отношения служат фундаментом построения не только современного общества, но формирования подрастающего поколения, в становлении ребятни как полноценных всесторонне развитых личностей.

Источник:
Главные условия воспитания детей в семье
Какие могут возникнуть проблемы воспитания в семье и как их решать — психология семейного воспитания.
http://pups.su/vospitanie/vospitanie-detej-v-seme.html

Главные условия воспитания детей в семье

Семейный климат. Как надо воспитывать своего ребенка? Как правило, родители ждут конкретного ответа на этот вопрос: воспитывать строго или снисходительно? наказывать или не наказывать? воспитывать авторитетно или по-товарищески? чувством или разумом? Эти и другие подобные вопросы, конечно, имеют право на существование, однако в настоящее время становится ясно, что вопросы эти не являются главными. Кроме того, с этими вопросами связано возникновение у родителей опасения, что воспитывать они не умеют, что что-то делают плохо, что-то уже неисправимо испортили, а сама эта неуверенность плохо отражается на воспитании детей.

Воспитание в широком смысле этого слова — это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т. п.

Результаты исследований показали, что между детьми, которых воспитывали в строгости (с наказаниями) с детьми, воспитывавшимися более мягко (без наказаний) — если не брать крайние случаи — нет большой разницы. Следовательно, воспитательное воздействие семьи -это не только ряд целенаправленных воспитательных моментов, оно состоит в чем-то более существенном.

Что, собственно, остается в нашей памяти от детства, когда мы уже стали взрослыми, когда уже забываются отдельные случаи, происходившие с нами в этот период? Очевидно, в памяти остается что-то, что нас формировало прежде всего: какая-то особая атмосфера родного дома, связанная со многими ежедневными незначительными событиями, или страх, который мы переживали в связи со многими, непонятными для нас событиями. Именно такая спокойная и радостная или напряженная, полная опасения и страха атмосфера больше всего действует на ребенка, на его рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на все его последующее развитие.

Само собой разумеется, что семейный климат меняется; на нем отражаются трудности, с которыми люди встречаются, что здесь не все время стоят солнечные дни. Многое меняется по мере того, как дети подрастают, а силы родителей убывают, они стареют. Как в природе, например, меняется погода, так меняется и семейная атмосфера -один день может быть ясным и солнечным, а другой — пасмурным, иногда может разразиться и гроза. И все-таки можно говорить о существовании определенного климата, характерного для той или иной семьи, он и составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.

Методы воспитания. Мы уже говорили, что в воспитании ребенка решающую роль играет семейный климат, обусловленный взаимоотношениями членов семьи. Однако нельзя полностью отрицать значения воспитательных методов и приемов, с помощью которых родители целенаправленно воздействуют на ребенка. Разные позиции, с которых взрослые подходят к воспитанию своих детей, можно охарактеризовать следующим образом: прежде всего -это различная степень эмоционального участия, авторитетности и контроля за воспитанием детей, и, наконец, — это степень участия родителей в переживаниях детей.

Холодное, эмоционально нейтральное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его, обедняет, ослабляет. В то же время эмоциональное тепло, в котором ребенок нуждается так же, как и в пище, не следует выдавать в избыточном количестве, заваливая малыша массой эмоциональных впечатлений, привязывая его к родителям в такой мере, что он становится неспособным оторваться от семьи и начать жить самостоятельной жизнью. Воспитание не должно стать идолом разума, куда чувствам, эмоциям вход запрещен. Здесь важен комплексный подход.

Следует подробнее остановиться на вопросах авторитета в воспитании детей. Еще в начале прошлого века воспитание ребенка сводилось к тому, что малыш должен был научиться, прежде всего, слушаться родителей, слушаться беспрекословно, ему следовало слушаться точно так же своих учителей, мастера, начальника, беспрекословно соблюдать законы, действовавшие в его обществе. Этот дух абсолютного слепого послушания сейчас полностью или частично исчез из наших семей. Сегодня мы являемся свидетелями уважительного отношения родителей к своим детям, большей демократичности их взаимоотношений. Демократизация общественных отношений, естественно, способствовала и развитию демократизации внутри семьи.

Однако не следует забывать, что семья является особым общественным институтом, где между родителями и детьми не может быть такого равенства, как между взрослыми членами общества. И хотя мы считаем, что сегодня следует предоставлять ребенку больше свободы, чтобы он был более самостоятельным, мог действовать с большей ответственностью, все-таки не следует забывать, что жизненный опыт ребенка еще слишком ограничен. Поэтому он должен знать, что есть определенная область, где он волен действовать свободно, но есть и другая, где он должен подчиниться. В тех семьях, где отсутствует контроль за поведением ребенка и он не знает, что правильно, а что — нет, из этой неуверенности вытекает и его собственная нетвердость, а иногда даже и страх.

Из сказанного вытекает и наш взгляд на роль наказаний в воспитании детей. Ребенок учится многое понимать таким образом, что ему ясно дают знать, что является правильным, а что — нет: он нуждается в поощрении, признании, похвале или иной форме одобрения в случае, если он поступает правильно, и в критике, несогласии и наказании в случае неправильных поступков. Дети, которых хвалят за хорошее поведение, но которых не наказывают при неправильных действиях, обычно учатся всему более медленно и с трудом. Такой подход к наказанию имеет свою обоснованность и является вполне резонной составной частью воспитательных мер.

При этом не следует забывать, что положительные эмоциональные переживания должны преобладать над отрицательными в процессе воспитания детей, поэтому ребенка следует чаще хвалить и поощрять, чем бранить и наказывать. Об этом родители часто забывают. Им иногда кажется, что они могут испортить ребенка, если лишний раз похвалят его за что-то хорошее; хорошие поступки они считают чем-то обычным и не видят того, с каким трудом дались они малышу. И родители наказывают ребенка за каждую, плохую отметку или замечание, принесенные им из школы, тогда как успеха (хотя бы относительного) они не замечают или намеренно недооценивают. На самом же деле им бы следовало поступать наоборот: за каждый успех ребенка надо похвалить и постараться не заметить его неудач, которые случаются с ним не так уж часто.

Далее в вопросе о наказании не следует забывать о том, что оно должно следовать сразу же за проступком. Если ребенок не знает, за что его наказывают, то и наказание не имеет никакого смысла и даже может принести ребенку вред.

Естественно, наказание никогда не должно быть таким, чтобы оно нарушало контакты между ребенком и родителями. Физические наказания, кроме скорее символических шлепков совсем маленького ребенка, не должны применяться, чаще всего они свидетельствуют о бессилии воспитателя. Физические наказания вызывают в детях чувство унижения, стыда и не способствуют развитию самодисциплины: дети, которых наказывают подобным образом, как правило, бывают послушными лишь под надзором взрослых, и ведут себя совсем по-другому, когда рядом с ними их нет.

Развитию сознательности скорее способствуют наказания «психологические»: если мы дадим ребенку понять, что не согласны с ним, что хотя бы на какой-то момент он не может рассчитывать на нашу симпатию, что мы на него сердимся и т. п. Чувство вины, пробужденное нами в ребенке, является сильным регулятором его поведения и тогда, когда ребенок остается без надзора взрослых. Необходимо помнить, что и чувство вины может быть слишком сильным, отчего начинает страдать любая активность ребенка. Каким бы ни было наказание, оно не должно вызывать в ребенке чувство, что он потерял родителей, что его личность унижена и отвергнута. Итак, можно сказать, что хотя наказание и играет определенную роль в воспитании детей, к нему следует прибегать с большой осторожностью.

Дети вообще очень верно изображают поведение своих родителей и весь семейный климат с помощью типичных ситуаций каждодневной семейной жизни. Некоторые ребята на предложенную тему: «Отдых семьи в воскресенье» рисуют сценку отдыха семьи, где все довольны и держатся за руки. Другие дети изображают семью, дружно сидящую за столом, где все вместе заняты чем-то интересным. Темой же иных детских рисунков становятся проявления взаимной грубости членов семьи, битье и угрозы. Не являются редкостью и рисунки, на которых ребенок изображает себя одиноким, изолированным от всех людей, или рисунки, где люди вообще отсутствуют, где родной дом пуст, похож на какую-то ночлежку, куда люди приходят лишь переночевать.

Отношения между братьями и сестрами. Семья с одним ребенком была раньше исключением, сегодня таких семей очень много. В некотором роде одного ребенка воспитывать легче, родители могут уделить ему больше времени и сил; ребенку также не приходится с кем-то делить любовь родителей, у него не возникает повода для ревности. Но, с другой стороны, положение единственного ребенка незавидное: ему не хватает важной жизненной школы, опыт которой лишь частично может восполнить его общение с другими детьми, но которую в полной мере нельзя заменить.

Однако влияние братьев и сестер на развитие ребенка не столь сильно, чтобы можно было утверждать, что единственный ребенок в своем социальном развитии обязательно должен отставать от ребенка из большой семьи. Дело в том, что жизнь в большой семье несет с собой ряд конфликтных ситуаций, которые не всегда удается правильно решить детям и их родителям. Прежде всего это взаимная ревность детей: наблюдения показали, что в больших семьях это обычное явление, что просто нет таких братьев и сестер, которые бы не ревновали друг друга. Однако большинство детей умеет преодолеть это чувство, найти путь к урегулированию своих взаимоотношений, хотя, может быть и не сразу.

Проблемы, обычно, возникают там, где родители неразумно сравнивают детей друг с другом и говорят, что один из детей лучше, умнее, милее и т. п. Очень часто ссоры между братьями и сестрами родители пытаются решить так, что ответственность за них обычно сваливают на старшего ребенка, который, с их точки зрения, должен быть разумнее, который во всем, что бы ни случилось, бывает виноват. Если ребенка все время и не в его пользу сравнивают с его братом или сестрой, если вину постоянно сваливают на него, у него возникает чувство несправедливости, горечи, гнева против того, кто к нему так относится.

Иногда родители считают, что ревности между братьями и сестрами не будет, если они справедливо разделят все между детьми и каждому из них дадут одинаковую долю вкусных вещей, игрушек, подарков и т. д. Однако вещи и предметы — это скорее повод для спора и зависти, чем их прямая причина. Очевидно, не так важно справедливо делить вещи, как сделать то же самое в отношении симпатии, похвал, — признания и восхищения, точно так же, как и брани и наказаний. Невыгодное положение старшего и младшего ребенка в семье также несет с собой ряд проблем. Конечно, у старшего ребенка должно быть больше обязанностей, но взрослым не следует забывать похвалить его, признавать его авторитет, что укрепит в нем чувство собственной значимости.

Однако надо следить и за тем, чтобы обязанности, которые возлагаются на старших детей, были им под силу и не в ущерб занятиям другими интересными делами. Старшие дети, сравнивая себя со своими товарищами, часто таят обиду на своего младшего братишку или сестренку, которых им приходится «таскать за собой», а оставшись с ним наедине, они могут и обидеть их. Младшие дети в таком случае в отместку начинают реветь громче обычного, жаловаться по каждому пустяку.

Родители, которым приходится решать мелкие детские споры, должны вести себя дипломатично. Им следует обращать внимание детей и на то, что какие-то невыгодные стороны, связанные с существованием братьев и сестер, компенсируются многими выгодными моментами. Хуже всего, конечно, если споры между детьми перерастают в конфликт между родителями, которые начинают упрекать друг друга в неумении воспитывать, в слишком снисходительном отношении к ребенку, в результате внутри семьи возникают враждебные группировки. Обвинять человека в том, что он плохо что-то делает — это значит вызвать чувство горечи или резкую реакцию с его стороны, что обычно не приводит ни к чему хорошему. Родители, умеющие жить в мире и согласии, являются лучшей моделью хороших отношений между детьми. Итак, семейные отношения учат ребенка умению найти путь к сосуществованию с другими людьми в духе дружбы и сотрудничества.

Роль бабушек и дедушек в воспитании детей. Семья -это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.

Прежде всего следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.

Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то «мистическая связь»: сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна. Однако не всегда она положительна.

Нередко многие бабушки и дедушки портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками и чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону. В отношениях бабушек и дедушек со своими внуками есть и другие «подводные рифы». Дело в том, что они подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что они запретили. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, заслоняя собой настоящую мать ребенка. Иногда бабушки и дедушки требуют, чтобы все с ними делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, все решать сами, во все вмешиваются и т.п. Главная трудность здесь в том, что они оказывают иногда решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не несут, и когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.

Трудности, связанные с влиянием на детей бабушек и дедушек, конечно, в каждой семье бывают разными, многое зависит от близости отношений (совместное или отдельное проживание), от периода жизни семьи (самым серьезным является период начального приспособления), от того, чьи это родители (матери или отца), от социальной зрелости семьи и от многий других обстоятельств. Для молодых и старых сегодня, идеальной представляется модель «близкие отношения на известном расстоянии»: молодая семья живет отдельно, но ходит в гости и пользуется услугами старых родителей, в свою очередь, молодые помогают старикам пережить болезни и одиночество.

Однако в любом случае совместное сосуществование поколений является школой личной зрелости, иногда суровой и трагической, а иногда — приносящей радость, обогащающей взаимоотношения людей. Больше, где бы то ни было, люди здесь учатся взаимопониманию, взаимной терпимости, уважению и любви. И та семья, которой удалось преодолеть все трудности отношений со старшим поколением, дает детям много ценного для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития.

Современная семья. Не только сам ребенок, но и семья как социальная единица в своем развитии проходит через какие-то трудности, иногда переживая и серьезные кризисные моменты. В некоторых случаях трудности, наблюдаемые в развитии ребенка, являются отражением проблем семьи, признаком нарушения нормальных семейных отношений. И чтобы помочь ребенку, надо прежде всего помочь его семье.

Но, несмотря на потери и кризисные ситуации, которые приходится, переживать и преодолевать семье, приспосабливаясь к новым общественным условиям, значение ее не исчезает, а скорее даже возрастает. Нет никаких сомнений в том, что семья, как правило, является лучшей средой для воспитания детей, а часто и прочным эмоциональным «убежищем» для взрослых. Усилия помочь семье в решении ее экономических, социальных и других проблем являются в настоящее время более уместными, чем разговоры, осуждающие семью как изживший себя и устаревший институт.

Однако нельзя проходить мимо тяжелого нравственного ущерба, наносимого ребенку постоянными ссорами, грубостью, упреками, взаимными обвинениями родителей. Любой ценой сохранить семью ради ребенка — это не всегда лучшее решение для детей. Развод с договоренностью о взаимных контактах родителей с ребенком может стать разумным выходом из сложной ситуации, часто и ребенок в таких случаях становится более спокойным. Перед неполной семьей или семьей, претерпевшей изменения, в вопросах воспитания стоят более трудные задачи, многие проблемы здесь как бы возводятся в степень. Но если ей удастся создать для ребенка спокойную обстановку, удовлетворить его самые элементарные эмоциональные потребности, то и эта семья может обеспечить ему не только счастливое детство, но и явится хорошим примером правильного выполнения родительских обязанностей, что пригодится ему в будущей жизни.

В настоящее время задачи воспитания стали более сложными. Дело в том, что во всех областях жизни происходят сегодня резкие изменения. В течение жизни одного поколения полностью изменился образ жизни людей. Если раньше родители готовили своих детей для вступления в мир, который они хорошо знали, который был таким же, как и тот, в котором они жили сами, где действовали те же самые законы и требования, то сегодняшние родители готовят своих детей для вступления в жизнь, которой они не могут знать, о требованиях которой они не имеют понятия. Недостаточно сегодня дать детям одни лишь готовые знания: через двадцать-тридцать лет они, возможно, не будут иметь никакой цены; привитые навыки и умение их тоже вряд ли выручат, т.к. в корне изменится все производство и весь образ жизни; едва ли им поможет и послушание — кого они будут слушать, став взрослыми?

Думается, что здесь есть только один выход: учить ребенка с малых лет самостоятельному, творческому мышлению, помогающему находить новые решения в новых ситуациях, учить его критически относиться к чужим взглядам и мнениям, быть терпимым к мнению других, но принципиальным и требовательным к себе самому. Воспитание ребенка сегодня должно стать чем-то большим, чем простой передачей готовых знаний, умений, навыков и стиля поведения. Подлинное воспитание сегодня — это постоянный диалог воспитателя с ребенком, в процессе которого ребенок все в большей мере осваивает способность к принятию самостоятельных решений, что поможет ему стать полноправным членом общества, наполнит его жизнь смыслом.

Источник:
Главные условия воспитания детей в семье
Важные условия воспитания детей в семье. Правила воспитания ребенка. Важность семейных отношений. Семейные кризисы. Методы воспитания детей.
http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_030182.shtml

Семейное воспитание детей

Семья – главный институт воспитания человека. Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, регулирующаяся определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи. Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Семья является для ребенка естественной средой существования, отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему предстоит взаимодействовать в дальнейшей жизни. Какова роль семьи и семейных традиций в воспитании детей? Чем отличается семейное воспитание от воспитательных процессов, реализуемых прочими образовательными и воспитательными институтами?

Семейное воспитание детей: общие принципы и положения

Семейное воспитание детей – это совокупность методов и мер, предпринимаемых членами семьи последовательно и регулярно с целью формирования у ребенка социальных и личностных норм поведения, моральных и нравственных ценностей и устоев, общегражданских и общечеловеческих идеалов.

Семейное воспитание детей – один из основных механизмов, обеспечивающих подготовку личности к интеграции в современное общество. Именно в семейной среде ребенок получает первые представления о взаимодействии личности и общества, об интересах и приоритетах, о выгодах обеих сторон.

Характер семейного воспитания обусловлен следующими факторами:

  • Физическое и психическое здоровье членов семьи;
  • Наследственность;
  • Материально-экономический статус семьи;
  • Социальный статус семьи;
  • Уклад жизни;
  • Количество членов семьи;
  • Условия проживания;
  • Отношения между членами семьи;
  • Культурный, моральный, нравственный потенциал семьи.

Основными задачами семейного воспитания детей являются:

  • Создание максимально благоприятных условий для умственного, физического и психического развития ребенка;
  • Передача жизненного опыта и знаний, систем ценностей;
  • Обучение детей базовым навыкам и умениям, привитие интереса к знаниям и познанию;
  • Воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «я».

Основными методами реализации семейного воспитания детей являются:

  • Убеждение (беседы, советы, внушение);
  • Личный пример;
  • Поощрение и развитие в ребенке чувства удовлетворенности своими успехами;
  • Наказание (ограничение удовольствий ребенка, однако без применения физических мер).

Основные принципы семейного воспитания детей сводятся к следующим положениям:

  • Признание ребенка равноправным членом семьи, уважительное отношение к его личности, интересам, потребностям;
  • Восприятие своего ребенка таким, каким он есть, не предъявляя завышенных требований к его деятельности и достижениям;
  • Создание благоприятной, эмоционально-комфортной, доверительной атмосферы для установления контакта с ребенком;
  • Оказание необходимой помощи ребенку, избегая при этом гиперопеки;
  • Последовательность в своих действиях и требованиях, как в воспитательном процессе, так и в повседневной жизни;
  • Построение воспитательных стратегий с учетом возрастных, гендерных и личностных особенностей ребенка.

Ребенок воспринимает семью, ее традиции и принятые в семейном кругу нормы, как должное. Семья для малыша является первым воспитательным институтом, являющимся наиболее авторитетным в отличие от каждого последующего. А также тем естественным фильтром, который имеет непосредственное воздействие на формирование личности. Так, родители в первые годы жизни ребенка определяют основной круг его интересов, круг его общения, места его пребывания и точки соприкосновения с социумом. Именно в атмосфере семьи ребенок познает первый опыт межгендерных отношений (матери и отца), опыт отношений поколений (отцы и дети). Дети подсознательно копируют поведение взрослых, принимая их модели поведения как истинные и единственно правильные. В дальнейшей жизни ребенку будет крайне сложно понять, почему у него не складываются отношения в коллективе, с друзьями, личные отношения с противоположным полом.

  • Признание материальных благ приоритетными над духовными и моральными ценностями;
  • Низкий культурный, нравственный и духовный потенциал родителей, их аморальное, безнравственное поведение;
  • Авторитаризм и безнаказанность, а также чрезмерное физическое наказание детей;
  • Тяжелая психологическая атмосфера в семье.

Семейные традиции – это совокупность принятых и соблюдаемых норм, правил, обычаев и взглядов, определяющих поведение каждого члена семьи в отдельности, а также семьи в общем, передаваемые из поколения в поколение. Семейные традиции в воспитании детей играют первостепенную роль. Это именно тот фактор, который отличает семью от других коллективов, с которыми ребенку предстоит взаимодействовать. Семейные традиции укрепляют родственные связи, развивают чувства долга и ответственности, гордости за семью и переживания за ее целостность и единство. С падением ценности института семьи в современном обществе семейные традиции являются инструментом укрепления семьи.

Соблюдение семейных традиций упорядочивает жизнь человека. Традиции объединяют поколения, позволяя детям в процессе воспитания лучше усваивать механизмы взаимоотношений поколений. Соблюдение традиций прививает ребенку чувства любви, привязанности, уважения. Совместный досуг на выходных, совместные воскресные обеды, празднование важных событий способствуют не только укреплению семейных связей и ценностей, но и формируют положительную атмосферу семьи.

Источник:
Семейное воспитание детей
Семейное воспитание детей – это идеальная система формирования личности. Любовь и внимание со стороны родителей, эмоциональный контакт позитивно влияют на развитие и социализацию ребенка.
http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6696-semejnoe-vospitanie-detej.php

COMMENTS