Восприятие времени психология

Восприятие времени

Все явления окружающего нас мира представляют собой процессы, закономерно развивающиеся и изменяющиеся во времени. Восприятие временных отношений объективных явлений состоит в отражении их последовательности и длительности.

Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими. Одни явления отражаются в сознании как непосредственно на нас действующие в данный момент, другие — как уже ранее воспринимавшиеся, третьи — как ожидаемые и еще не наступившие.

Восприятие последовательности явлений связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе: закономерная смена дня ночью и ночи днем, смена времен года и т. д. Однажды воспринятое явление остается в памяти в виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то это восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое и осознается как прошедшее.

Неоднократное повторение при определенных условиях ранее бывших восприятий приводит к образованию своеобразного условного рефлекса: появление данного раздражителя является сигналом появления и других раздражителей, которые были связаны с ним в прошлом опыте. Образование и закрепление этого условного рефлекса необходимо также и для возникновения представлений о будущем.

Восприятие последовательности явлений опирается, таким образом, на обобщение предшествующего опыта и почти всегда характеризуется большой правильностью. Некоторые ошибки могут иметь место в представлении о последовательности давно прошедших событий благодаря выпадению из памяти отдельных представлений. Восстановление в памяти этих представлений, касающихся побочных обстоятельств, обыкновенно приводит к уточнению последовательности событий.

Восприятие длительности явлений. Это восприятие опирается на представления о начале и конце явления, т. е. на представления о моменте, который уже прошел и с которого начинается отсчет времени (при беге такую роль играет момент старта), и о моменте, которым завершается данное явление и с которого прекращается счет времени (при беге таким моментом будет финиш). Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки. Так, при беге на длинные дистанции общее время преодоления всей дистанции может быть разбито на отдельные отрезки, соответствующие количеству времени, затрачиваемому на пробег каждого круга.

Восприятие времени длительных событий есть в собственном смысле не восприятие, а представление об этой длительности. Только очень малые промежутки времени (не более 0,75 сек.) могут быть восприняты непосредственно: это такие промежутки, в которых нервные возбуждения, вызванные началом события, еще продолжают существовать, в то время когда возникают возбуждения, вызванные его концом. Во всех же других случаях мы отражаем начало события только в своем представлении о нем на основании следов ранее бывших возбуждений.

Поскольку восприятие длительности всегда связано с целым рядом всплывающих в памяти представлений, оно отличается большой неточностью. Оцениваемые отрезки времени никогда не бывают пустыми, они всегда заполнены какими-либо промежуточными событиями. Представление только о начале и конце без представления каких-либо промежуточных действий или событий (хотя бы тех, на фоне которых совершалось данное явление) не может вызвать представления длительности потому, что в этом случае начало и конец слились бы в одно представление. Заполненность данного отрезка времени той или другой деятельностью, теми или иными событиями является необходимым условием для оценки его длительности.

Отрезки времени, заполненные большим количеством разнообразных и интересных событий или собственных действий, воспринимаются как очень быстро проходящие. Наоборот, промежутки времени, заполненные небольшим количеством событий или действий, особенно если они при этом однообразны и неинтересны, воспринимаются как очень медленно идущие.

В этих случаях мы не воспринимаем длительности всего данного отрезка времени от его начала и до конца, а судим о нем по непосредственному восприятию его «плотности» (заполненности событиями) в каждый данный краткий момент.

Оценка длительности временных промежутков по представлениям о них диаметрально противоположна суждению о них по непосредственному восприятию: заполненные отрезки времени оцениваются при воспроизведении в памяти (т. е. по представлению о них) как очень длительные, так как они богаты событиями; незаполненные же кажутся прошедшими очень быстро, так как они бедны событиями, и воспроизведение в памяти их длительности не требует большого труда и времени.

Отражением сложных форм временных отношений являются восприятия темпа и ритма.

Восприятие темпа. В этом восприятии отражается скорость, с которой сменяют друг друга отдельные элементы совершающегося во времени процесса, например чередование звуков. Темп характеризует это чередование только с одной стороны — быстроты следования одних элементов за другими.

Восприятие ритма. В этом восприятии отражается структура периодически повторяющегося во времени сложного явления, называемая ритмической фигурой. Примерами могут служить различные ритмы в музыке. Мы различаем ритм вальса и ритм польки по характерным особенностям их ритмических фигур. У вальса эта фигура состоит из трех, у польки — из четырех элементов.

Ритм составляют как количество входящих в ритмическую фигуру элементов, так и временные и динамические соотношения их друг с другом. Эти элементы могут быть разъединены более или менее длительными промежутками — паузами; каждая из них может иметь большую или меньшую длительность. Все это придает ритмической фигуре определенное своеобразие.

Отдельные элементы, составляющие ритмическую фигуру, неравноценны. Некоторые из них выделяются, подчеркиваются, что иногда делается с помощью звука или данного движения. Так, в ритме вальса такой акцент падает на первый из трех основных элементов ритмической фигуры. Сочетая количество элементов, их длительность, способ акцентирования, можно создать очень большое разнообразие ритмических соотношений.

Восприятие ритма имеет большое значение в разных видах деятельности, в том числе и в спорте. Оно отличается большой сложностью. Развитие и совершенствование этого восприятия достигается в процессе практической деятельности, а также путем специального воспитания.

Источник:
Восприятие времени
Хотите узнать как человек воспринимает время?! Тогда статья для Вас
http://psyznaiyka.net/view-vospriyatie.html?id=vospriyatie-vremeni

Восприятие времени

Рис. 7.27. Зависимость длительности субъективной минуты от температуры тела (по Хоглаиду, 1933)

Аналогичные данные были получены в последующие годы, в том числе с применением различных фармакологических средств. Так, у больных, которые получали стимуляторы, складывалось ощущение, что время субъективно ускоряется, а у тех, кто принимал релаксанты, время субъективно замедлялось. Давайте задумаемся, в чем может быть адаптивное значение подобных искажений? Организм в состоянии активизации предъявляет повышенные требования к темповым характеристикам деятельности, что на субъективном уровне должно осознаваться как команда «надо спешить!». Таким образом, ощущение нехватки времени дополнительно стимулирует скорость выполнения действий. И наоборот, состояние расслабления сопровождается снижением требований к темпу деятельности. Другими словами, в такой ситуации более выгодным будет сознание того, что «спешить некуда, время еще есть».

Таблица 7.8

Характеристики деятельности и восприятия времени

Источник:
Восприятие времени
Рис. 7.27. Зависимость длительности субъективной минуты от температуры тела (по Хоглаиду, 1933) Аналогичные данные были получены в последующие годы, в том числе с применением различных
http://studme.org/38587/psihologiya/vospriyatie_vremeni

Особенности восприятия пространства и времени

Пространство и время являются первичными характеристиками мира, образующими его структуру, создающие определенный порядок вещей. Субъективное восприятие пространства и времени каждого человека несет в себе ряд особенностей, обусловленных различными психологическими факторами.

В данном исследовании принимало участие 20 испытуемых (мужчин и женщин), средний возраст 19-20 лет. Применялись следующие методы и методики. Методика Келлермана-Плутчека «Индекс жизненного стиля»; методика диагностики уровня субъективного локус контроля Дж. Роттера. Была применена методика Л. С. Рубинштейна «Распределение времени» по следующим категориям: отдых, труд, саморазвитие, здоровье, межличностное общение (индекс эффективного распределения времени — соотношение фактического и желаемого расходования времени на ту или иную группу дел). Проективная методика «Автобиография» (на основе событийной концепции времени). Использовался метод свободных ассоциаций с понятиями «пространство» и «время». Полученные ассоциации были сгруппированы в следующие категории:

1) время как часы; время как период; время как процесс (движение); время как жизнь и смерть; время как ресурс (нехватка времени); время как стихия; границы времени (время как вечность); время как деятельность (работа); время как ценность (любовь, семья); время как ощущение, пространство;

2) границы пространства; пространство как целое; пространство как объект; пространство как процесс, жизнь; пространство как стихия; пространство космос; пространство как свобода, творчество. Результаты тестирования были обработаны в статистической программе (корреляционный и факторный анализ).

Интерпретация данных позволила выявить ряд корреляционных связей и сделать следующие заключения. Испытуемым с сильно выраженной психологической защитой по типу вытеснение характерна менее насыщенная (эмоционально и событийно) автобиография (r = 0,55, -0,66). Время как вечность, не разделенное на периоды или отрезки, воспринимается испытуемыми с выраженными защитами по типу регрессия, компенсация, проекция (r = 0,53, 0,57). При выраженном механизме защиты «отрицание» испытуемым характерно отдавать работе больше фактического времени, чем им хотелось бы (r =0,49). У испытуемых с выраженным механизмом защиты «компенсация» недостаточное распределение времени в отношении здоровья (r = -0,57). У испытуемых, автобиография которых представлена большим количеством событий, время воспринимается преимущественно как деятельность (r = 0,49).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень субъективного локус контроля связан либо с восприятие времени и пространства как части окружающего мира (экстернальность), либо с построением субъективного пространства и индивидуального времени (интернальность). Автобиография также является частью субъективного пространства, и обладает свойством целостности.

Источник:
Особенности восприятия пространства и времени
Особенности восприятия пространства и времени
http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3687

Психология восприятия

Психология восприятия. — Восприятие времени и движения.

Восприятие времени и движения.

Восприятие времени. Время, как и пространство, — одна из основных форм существования материи. Восприятие времени есть отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Отражая объективную реальность, восприятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. Время – это человеческая конструкция, которая позволяет нам размечать, распределять свою человеческую деятельность. Однако мы можем надежно воспринимать только очень короткие отрезки времени в пределах между 1/18 и 2 секундами. Под нижней границей моменты не воспринимаются больше как таковые: например, 18 изображений в секунду сливаются в одно непрерывное движение, 18 вибраций воздуха в секунду превращаются для нашего уха в один звук (самый низкий), а 18 легких ударов по коже воспринимаются как одно надавливание.

Ориентировка во времени у человека осуществляется с помощью корковых отделов мозга. Многочисленные данные клинических наблюдений убедительно показали, что нет оснований предполагать существование очаго­вой локализации восприятия времени в коре, специального центра отсчета времени. Расстройство временных восприятий наблюдается при поражении различных отделов коры. Восприятие времени осуществляется при помощи ряда анализаторов, объединяющихся в систему, действующую как единое целое. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения, затухание возбудительного и тормозного процессов в центральной нервной системе, в больших полушариях головного мозга.

В восприятии времени участвуют различные анализаторы, однако наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестези­ческие и слуховые ощущения. И.М. Сеченов называл кинестезический анализатор органом восприятия пространственных и временных отношений. Двигательные ощущения обеспечивают достаточно точное отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Особую роль играет кинестезический анализатор в восприятии ритма. Под ритмом с психологи­ческой точки зрения понимается восприятие серии объектов как серии группы стимулов. Последовательные группы обычно строятся по одному образцу и воспринимаются как повторение. Характер воспринимаемой группировки в значительной степени определяется особенностями серии стимулов: относительная интенсивность стимулов, их абсолютная и относительная длительность, расположение во времени.

Если серия состоит из физически идентичных и единообразно расположенных во времени стимулов, то восприятие ритма определяетсясубъективными факторами. Испытуемый обычно воспринимает серию групп, в каждой из которых акцентированы определенные элементы. Воспринимае­мый при этом ритм называется субъективным ритмом, а ударение — субъективным ударением.

Восприятие ритма обычно сопровождается двигательным аккомпанемен­том. Чувство ритма в основе своей имеет моторную природу. Переживание ритма по самому существу своему активно. Нельзя просто “слышать ритм”. Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его “сопроизводит”, “соделывает”. “Восприятие ритма с психологической стороны представляет особенный интерес именно потому, что в нем с чрезвычайной яркостью обнаруживается, что восприятие есть процесс активно действенный”.

Слуховые ощущения отражают временные особенности действующего раздражителя: его продолжительность, ритмический характер и т.п. И.М. Сеченов называл слух измерителем времени, а слуховую память — памятью времени.

Оценку протекающего времени могут изменять различные факторы. Например, повышение температуры тела может вызвать переоценку времени, а понижение температуры – наоборот, недооценку. Успокаивающие лекарства, вызывающие замедление физиологических процессов, способствуют недооценке отрезков времени, а возбуждающие лекарства и галлюциногены, ускоряющие психические процессы и переработку сигналов мозгом, напротив, влекут за собой преувеличение оценок времени.

Восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний. Обычно время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Эксперименты по ограничению сенсорной информации показали, что в условиях сенсорной изоляции наблюдается чрезвычайно медленное субъективное течение времени. Так, испытуемый, помещенный в бакообразный респиратор на специальном матраце в условиях постоянного монотонного звука, слабого искусственного света, ограничения тактильных и двигательных ощущений, сообщал, что минуты кажутся ему часами. Однако в последующем отчете соотношение может быть обратным: время, проведенное в безделии и скуке, может казаться короче, когда о нем вспоминают.

Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные — субъективно несколько растягивают временные промежутки.

Временные восприятия у детей складываются довольно поздно, проделывая значительный путь развития. С общим ходом психического развития, с овладением знаниями в процессе обучения связано и повышение точности дифференцировкн отрезков времени. Школьники лучше всего ориентируются в тех промежутках времени, которые связаны с их повседневной деятельностью.

Восприятие движения — это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Восприятие движения имеет жизненно важное значение. Для иных животных движущиеся объекты служат сигналами опасности или потенциальной пищи и вызывают быструю ответную реакцию. Некоторые особенности эволюционного развития зрительной системы сохранились в строении сетчатки человеческого глаза: периферические отделы сетчатки чувствительны только к движению. При обнаружении объекта на периферии поля зрения имеет место рефлекторный поворот глаз, в результате чего изображение объекта перемещается в центральное поле зрения, где и осуществляется различение и опознание объекта. Движение предмета мывоспринимаем в основном благодаря тому, что он, перемещаясь на каком-то фоне, вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки.

Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление. Человек может получать сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями: непосредственно воспринимая акт перемещения, и на основе умозаключения о движении объекта, который некоторое время находился в другом месте. Движение воспринимается непосредственно, если скорость движущегося объекта такова, что за единицу времени он проходит расстояние не меньше, чем могут различить глаза при данной остроте зрения и дистанции наблюдения. В противном случае мы воспринимаем не само движение, а лишь его результат. Таково умозаключение о движении минутной и часовой стрелок в часах.

С помощью зрения мы можем получать информацию о движении объектов двумя различными способами: при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз. В первом случае, когда глаз остается относительно неподвижным, движущийся объект вызывает на сетчатке быстро перемещающиеся изображения. При этом изображение объекта на сетчатке не только перемещается, но и все время изменяется. Однако мы воспринимаем объект не как серию изображений, каждое из которых представляет объект в несколько ином положении, а как один и тот же объект, находящийся в состоянии движения.

На этом основании можно было бы заключить, что для восприятия движения необходимо перемещение зрительных изображений по сетчатке глаза. Аналогичное перемещение изображений по сетчатке возникает и тогда, когда мы переводим взор, скажем, из одного конца комнаты в другой. Однако в этом случае у нас не возникает ощущения движения окружающих предметов. Когда человек ходит по комнате, то, несмотря на перемещение изображений по сетчатке глаза, он воспринимает комнату как неподвижную, а себя как движущегося. При наличии повреждений в вестибулярном аппарате подобной корректировки не производится и человеку при его движении кажется, что весь мир движется вокруг него.

Второй возможный способ восприятия движения — прослеживание взором за движущимся объектом. При этом изображение движущегося объекта остается более или менее неподвижным относительно сетчатки, однако мы все-таки видим движение объекта. Очевидно, что прослеживающие движения глаз могут дать восприятие движения и при отсутствии сигналов, перемещающихся по сетчатке.

Но, как было сказано выше, само по себе смещение изображений на сетчатке в результате произвольных движений глаз не вызывает впечатления движения. При пассивных движениях глаз, которые можно вызвать, закрыв один глаз рукой, а другой осторожно сдвигая пальцем, напротив, мир будет казаться движущимся в направлении, противоположном направлению пассивного движения глаза. Значит, стабильность видимого мира обеспечивается не пассивными, а произвольными движениями глаз. В клинической практике при наличии каких-либо нарушений глазных мышц или их нервного аппарата у больных, когда они пытаются двигать глазами, появляется ощущение вращения видимого мира. Перемещение сетчаточных образов становится сигналом движения лишь в том случае, когда человек не получает кинестезических раздражений от движений глаз и головы и ощущает неподвижность собственного тела.

Возможны случаи, когда субъект приписывает движения как окружающим предметам, так и самому себе. Если наблюдатель идет или бежит, он получает огромное число кинестезических и других сигналов, и это спасает его от ошибок. Иное дело, когда он едет в машине или летит на самолете. Тогда основным источником информации становится зрительный анализатор, и эта информация нередко бывает двусмысленной. Иллюзорное, кажущееся движение на самом деле неподвижного объекта, например, светящейся точки в темноте, при длительной фиксации взора на ней в отсутствие каких-либо других видимых объектов в поле зрения получило название автокинетического эффекта.

Например, когда человек сидит в неподвижно стоящем поезде и видит в окно, как мимо идет другой поезд, то сначала наблюдателю кажется, что движется его поезд. Однако отсутствие ощущений вибрации и толчков через некоторое время убеждает человека в обратном.

При длительной фиксации взором движущихся предметов возникает отрицательный последовательный образ движения. Так, если после длительного наблюдения за местностью из окна движущегося поезда перевести взгляд на неподвижные предметы, находящиеся внутри вагона, то покажется, что они движутся в обратном направлении.

Различают движения действительные и кажущиеся. Кажущееся движение окружающих предметов ощущает человек утомленный или находящийся в состоянии опьянения.

Примером кажущегося движения является и стробоскопическое движение, на принципе которого основан кинематограф. Известно, что глаз обладает свойством инерции, которое состоит в том, что зрительное ощущение возникает не сразу, с началом действия раздражителя, и исчезает также спустя некоторое время после окончания действия раздражителя. Благодаря этой способности глаза сохранять в течение некоторого времени произведенное на него световое воздействие, мы видим в кино, при смене 24 кадров в секунду, не серию мелькающих картин, а некоторое устойчивое изображение. При этом впечатление движущегося предмета возникает в результате последовательного восприятия отдельных положений предмета, отделенных друг от друга как некоторым пространственным промежутком, так и некоторой временной паузой.

В лабораторных условиях кажущееся движение исследуют с помощью двух источников света, которые включаются последовательно один за другим. При соблюдении определенного расстояния между источниками света и определенного временного интервала между включениями можно видеть движение светового пятна от первого источника света ко второму. Это явление получило название “фи-феномен”, т. е. феноменальное, существующее только в восприятии, движение. Фи-феномен — иллюзия перемещения светящейся точки с одного места на другое, возникающая при их последовательном восприятии за короткое время и на небольшом расстоянии друг от друга.

Восприятие движения возможно с помощью слухового анализатора. При этом слышимая громкость звука усиливается при приближении к нам источника звука и ослабевает при его удалении.

Источник:
Психология восприятия
Психология восприятия. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Общее понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущений. Физиологические основ
http://libsib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-vospriyatiya/vospriyatie-vremeni-i-dvizheniya

COMMENTS