Возрастная психология

Возрастная психология

ВП изучает особенности психического развития человека в онтогенезе. Так как она делает акцент на динамике развития, ее иногда называют генетической психологией (от греч. «генезис» – происхождение, становление).

Предметом исследования ВП является возрастная динамика, ведущие закономерности и факторы развития и формирования личности на разных этапах его жизненного пути – от рождения до старости. В возрастной психологии обычно выделяют следующие разделы: детская психология (психология дошкольника), психология младшего школьника, подростковая и юношеская психология, психология взрослого человека и геронтопсихология (геронтология – наука о старости).

ВП тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией.

Итак, ВП – особая область психологических знаний. Рассматривая процесс развития ребенка, она дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство».

Возраст – определенная эпоха, ступень развития, относительно замкнутый период развития, который характеризуется качественным своеобразием (Л.С. Выготский). Границы возраста подвижны.

Новообразования – психические и социальные изменения, которые впервые возникают на определенной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, весь ход развития в данный период.

В систематике возрастных этапов оправданно использовать метод «перехлестывания» возрастных периодов, а главным является последовательность стадий. Каждая стадия является периодом эволюции психики и одновременно типом поведения человека.

В нашей стране принята следующая периодизация возраста:

младенчество – от рождения до конца первого года жизни;

раннее (преддошкольное) детство – от 1 до 3 лет;

дошкольное детство – от 3 до 6-7 лет;

младший школьный возраст – от 6 до 10 лет;

подростковый возраст – от 10 до 15 лет;

юность – от 15 лет до 21 года, включает:

а) первый период (старший школьный возраст) от 15 до 17 лет;

б) второй период – от 17 до 21 года;

а) первый период – от 21 до 35 лет;

б) второй период – от 35 до 60 лет;

пожилой возраст – от 60 до 75 лет;

старческий возраст – от 75 до 90 лет;

10) долгожители – от 90 лет и старше.

Начальный возрастной период образует детство целая эпоха, которая по своей сути является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду. Детство – явление историческое и его содержание и продолжительность изменялись на протяжении веков.

Детство в первобытном обществе было коротким, в средневековье оно изменялось (удлинялось), на современном этапе растянулось во времени, наполнилось сложными видами деятельности, которые копируют в своих играх отношения взрослых – профессиональные, семейные отношения и осваивают основы наук.

Специфика детства определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества, в котором живет, воспитывается и обучается ребенок.

Традиционно детство, как первая часть ВП, охватывает процесс развития ребенка от 0-7 (6) лет, но современное детство продолжается и после поступления в школу. Ряд психологов рассматривают и подростковый возраст как «затянувшееся детство».

Какой бы точки зрения мы не придерживались по данному вопросу, приходиться констатировать факт, что настоящая взрослость ждет ребенка только за школьным порогом в 15-17 лет.

Детство период самого интенсивного человеческого развития. Ни в каком другом возрасте человек не приобретает так много, как в раннем и дошкольном возрасте: за 5-6 лет он превращается из беспомощного младенца в достаточно сформировавшегося человека со своими интересами, чертами характера, взглядами на жизнь. Быстрота успехов и скорости проявления новых способностей, не сравнимы ни с каким другим периодом.

Детство период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить процесс развития (Вильям Штерн, Жан Пиаже).

«Парадоксы в детском возрасте – загадки развития, которые ученым еще предстоит разгадать» – Д.Б. Эльконин.

ОСНОВНЫЕ ПАРАДОКСЫ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни, но по физическому строению, организации НС, типом деятельности и способом ее регуляции – наиболее совершенное существо в природе. Чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длиться его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

В ходе исторического развития происходит обогащение материальной и духовной культуры общества. За тысячелетие человеческий опыт возрос во много раз, но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологических исследований об анатомо-морфологическом сходстве современного европейца и кроманьонца, можно предположить, что новорожденные не отличались друг от друга внешне, но их уровень психического развития разный.

Источник:
Возрастная психология
ВП изучает особенности психического развития человека в онтогенезе. Так как она делает акцент на динамике развития, ее иногда называют генетической психологией (от греч. «генезис» – происхождение,
http://www.studfiles.ru/preview/3567450/

Возрастная психология

Кагермазова Л.Ц., д.психол.н.,

профессор кафедры педагогики и психологии ДПО КБГУ

Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным. Предлагаемый учебник может быть использован при подготовке студентов по дополнительной квалификации «Преподаватель».

Раздел первый. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии

§ 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки

§ 2. Проблема детерминации психического развития

§ 3. Основные понятия возрастной психологии

Глава II. Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии

§ 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития

§ 2. Метод наблюдения

§ 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования

§ 4. Исследовательские стратегии: констатация и формирование

§ 5. Вспомогательные методы исследования

§ 6. Схема организации эмпирического исследования

Раздел второй. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава III. Возникновение возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки

§ 1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки

§ 2. Начало систематического изучения детского развития 36

§ 3. Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX — начале XX в

Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.: постановка проблемы факторов психического развития

§1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии

§ 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма

§ 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный

§ 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды

Раздел третий. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход

§ 1. Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда

§ 2. Психоанализ детства

§ 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей . . .

Глава VI. Психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности Э. Эриксона

§ 1. Эго — психология Э. Эриксона

§ 2. Методы исследования в работах Э. Эриксона

§ 3. Основные понятия теории Эриксона

§ 4. Психосоциальные стадии развития личности

Глава VII. Психическое развитие ребенка как проблема научения правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского развития

§ 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении

§ 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона .

§ 3. Оперантное научение

§ 4. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера

Глава VIII. Психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального научения

§ 1. Социализация как центральная проблема концепций социального научения

§ 2. Эволюция теории социального научения

§ 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание

§ 4. Диадический принцип изучения детского развития

§ 5. Изменение представлений о психологической природе ребенка

§ 6. Социокультурный подход

Глава IX. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже

§ 1. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже

§ 2. Ранний этап научного творчества

§ 3. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже

§ 4. Критика основных положений теории Ж. Пиаже

Раздел четвертый. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава X. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа

§ 1. Происхождение и развитие высших психических функций

§ 2. Проблема специфики психического развития человека

§ 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития человека

§ 4. Проблема «обучение и развитие»

§ 5. Две парадигмы в исследовании психического развития

Глава XI. Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе

§ 1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно — исторический феномен

§ 2. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского

§ 3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина

§ 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития 1

Раздел пятый. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ

Глава XII. Младенчество

§ 1. Новорожденность (0—2 месяца) как кризисный период

§ 2. Младенчество как период стабильного развития

§ 3. Развитие общения и речи

§ 4. Развитие восприятия и интеллекта

§ 5. Развитие двигательных функций и действий с предметами

§ 6. Созревание, обучение и психическое развитие на первом году жизни

§ 7. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года

Глава XIII. Раннее детство

§ 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым

§ 2. Развитие предметной деятельности

§ 3. Зарождение новых видов деятельности

§ 4. Познавательное развитие ребенка

§ 5. Развитие речи

§ 6. Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве

§ 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет

Глава XIV. Дошкольное детство

§ 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

§ 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста

§ 3. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная)

§ 4. Познавательное развитие

§ 5. Общение со взрослыми и сверстниками

§ 6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие

§ 7. Характеристика кризиса дошкольного детства

Глава XV. Младший школьный возраст

§ 1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению

§ 2. Адаптация к школе

§ 3. Ведущая деятельность младшего школьника

§ 4. Основные психологические новообразования младшего школьника.

§ 5. Кризис отрочества (предподростковый)

Глава XVI. Подростковый возраст (отрочество)

§ 1. Социальная ситуация развития

§ 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте

§ 3. Специфические особенности психики и поведения подростков

§ 4. Особенности общения со взрослыми

§ 5. Психологические новообразования подросткового возраста

§ 6. Развитие личности и кризис перехода к юности

Глава XVII. Юность

§ 1. Юность как психологический возраст

§ 2. Социальная ситуация развития

§ 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте

§ 4. Интеллектуальное развитие в юности

§ 5. Развитие личности

§ 6. Общение в юности

Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость

§ 1. Взрослость как психологический период

§ 2. Проблема периодизации взрослости

§ 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости

§ 4. Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы взрослости

§ 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости

Глава XIX. Взрослость: старение и старость

§ 1. Старость как биосоциопсихологическое явление

§ 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем

§ 3. Теории старения и старости

§ 4. Проблема возрастных границ старости

§ 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости

§ 6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости

§ 7. Личностные особенности в старости

§ 8. Познавательная сфера в период старения

Комплект лекций по курсу: «Возрастная психология»

В Приложении приводится общая схема возрастной периодизации психического развития человека. Каждая глава сопровождается вопросами и заданиями, которые призваны обратить внимание учащихся на ключевые моменты темы. Содержание глав включает примеры из психологических исследований, литературные и жизненные иллюстрации, что облегчает восприятие теоретического материала и позволяет обратиться к собственному опыту каждого читателя, побудить поразмышлять над теми или иными важными проблемами, имеющими и теоретическое, и прикладное значение, связать теорию с практикой, перекинуть мостики от классических теорий к современным актуальным проблемам психологии развития.

Источник:
Возрастная психология
Кагермазова Л.Ц., д.психол.н., профессор кафедры педагогики и психологии ДПО КБГУ Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и
http://studfiles.net/preview/2780632/

Возрастная психология

Возрастная психология — это одна из отраслей психологической науки. Она изучает закономерности и факты развития человека, а также его психику и ее возрастную динамику.

Объектом изучения возрастной психологии считается нормальный, здоровый, изменяющийся и развивающийся в онтогенезе человек. Она выделяет различные возрастные изменения в поведении человека и старается их объяснить, раскрыть все закономерности приобретения им знаний и опыта. В центре внимания данной отрасти психологической науки находятся разные формы психической организации, которые типичны для отдельных периодов и этапов жизни людей. Основная ее задача — изучить и исследовать психическое развитие человека от рождения до самой его смерти.

Предмет возрастной психологии — это возрастные периоды развития, механизмы и причины перехода от одного к другому, общие тенденции и закономерности, направленность и темп психического развития человека в онтогенезе.

Наиболее важная часть возрастной психологии — детская психология. Понятие предмета данной науки трансформировалось с течением времени из-за того, что менялась методология исследования. Вначале в конце 19 — начале 20 века ученые стремились к тому, чтобы накопить конкретные данные, эмпирические сведения, изучить феноменологию психического развития именно в детские годы. Их интересовало, что происходит в этот период в детском развитии, какие новые умения появляются у ребенка, в какой последовательности и когда. Эта задача выполнялась при помощи таких методов, как наблюдение и срезового эксперимента.

В середине 20 века исследователи начинают уделять больше времени тому, каковы условия, факторы и движущие силы психического развития. В настоящее время можно выделить теоретические задачи возрастной психологии. Во-первых, изучить движущие силы, механизмы и источники психического развития на протяжении всего жизненного пути человека. Во-вторых, составить периодизацию психического развития людей в онтогенезе. В-третьих, изучить различные возрастные особенности, а также закономерности протекания психических процессов (внимания, памяти, восприятия), то есть как они возникают, проходят путь становления, изменяются, совершенствуются, деградируют и компенсируются. В-четвертых, установить возрастные особенности, закономерности, возможности осуществления тех или иных видов деятельности, процесса усвоения знаний. В-пятых, исследовать возрастное развитие личности.

Большое количество ученых, которые оставили весомый след в науке, обязательно занимались вопросами, которые решает возрастная психология. Большое внимание уделил детской психологии Л.С. Выготский.

Возрастная психология имеет и ряд практических задач. Во-первых, она призвана определить возрастные нормы различных психических функций, выявить творческий потенциал человека и его психологические ресурсы. Во-вторых, создать службу контроля за всем ходом психического развития, оказания посильной помощи родителям, которые находятся в проблемных ситуациях. В-третьих, проводить возрастную и клиническую диагностику. В-четвертых, выполнять функции психологического сопровождения, помогать в периода кризиса. В-пятых, оптимально организовать учебно-воспитательный процесс.

Возрастная психология использует знания и опыт близких ей наук: общей, генетической, педагогической и социальной психологии. Кроме того, она опирается на различные знания естественных наук: геронтологии, культурологии, педагогики, медицины, социологии, этнографии, логики, языкознания, искусствоведения, литературоведения и прочих областей науки. Возрастная психология раскрывает закономерности становления психики и делает их достоянием общественности.

Источник:
Возрастная психология
Объектом изучения возрастной психологии считается нормальный, здоровый, изменяющийся и развивающийся в онтогенезе человек. Она выделяет различные возрастные изменения в поведении человека и старается их объяснить, раскрыть все закономерности приобретения им знаний и опыта.
http://fb.ru/article/3736/vozrastnaya-psihologiya

COMMENTS