Ярошевский история психологии

Библиотека Гумер

Ярошевский М. История психологии от античности до середины ХХ в.

Современное научное знание о психике, о душевной жизни человека развивается в двух направлениях: с одной стороны, оно пытается ответить на вопросы об устройстве и ценности этой жизни сегодня, в конце XX столетия, с другой – возвращается к множеству былых ответов на эти вопросы. Оба направления нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят достижения прошлого.

На извилистых, порой запутанных путях истории науки возводились несущие конструкции всей системы обусловленных логикой и опытом представлений о поведении и сознании. Помочь читателю проследить, как из века в век создавалась эта система, задача этой книги. В ней конспективно представлены наиболее значимые, на взгляд автора, результаты, полученные историками психологии, теми, кто занят изучением событий, занесенных в летопись психологического познания.

Конечно, подход каждого исследователя своеобразен, на нем сказываются приметы времени. Кроме того, историк изучает то, что уже свершилось. И все же – «ничто так не меняется, как неизменное прошлое»; оно по-разному видится в зависимости от методологических воззрений исследователя.

В смене научных теорий и фактов, которую иногда называют «драмой идей», есть определенная логика – сценарий этой драмы. Вместе с тем производство знаний всегда совершается на конкретной социальной почве и зависит от внутренних, непознанных механизмов творчества ученого. Поэтому для того чтобы воссоздать полноценную картину этого производства, любую научную информацию о психическом мире необходимо рассматривать в системе трех координат: логической, социальной и личностной.

Знакомство с историей науки имеет значение не только в познавательном плане, т.е. с точки зрения приобретения информации о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях, открытиях и заблуждениях. Оно исполнено также глубинного личностного, духовного смысла.

Человек не может осмысленно жить и действовать, если его существование не опосредовано какими-то устойчивыми ценностями, несравненно более прочными, чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой: они надежно сохраняются, когда обрывается тонкая нить индивидуального сознания. Приобщаясь к истории науки, мы ощущаем причастность к великому делу, которым веками были заняты благородные умы и души и которое незыблемо, пока существует человеческий разум.

Этим установкам автор стремился следовать в своих историко-психологических работах, многие положения которых использованы в данном пособии.

Источник:
Библиотека Гумер
электронная библиотека — книги разделов история, культурология, философия, психология, политология, социология, религия
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Jaroschev/

Ярошевский история психологии

от античности до середины ХХ в.

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ: ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ

Психологическая наука и ее предмет

Теоретическое и эмпирическое знание

Предмет истории психологии

Научная деятельность в трех аспектах

Логика развития науки

Общение – координата науки как деятельности

Задачи истории психологии

ОБЩИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРИРОДУ ПСИХИЧЕСКОГО

Гераклит: душа как «искорка Логоса»

Демокрит: душа – поток огненных атомов

Гиппократ: учение о темпераментах

Алкмеон: мозг – орган души

Анаксагор: «ум» как начало вещей

Софисты: учителя мудрости

Сократ: познай самого себя

Платон: душа и царство идей

Аристотель: душа – способ организации тела

Психологические воззрения в эпоху эллинизма

Проблемы нравственного поведения и воспитания

Филон: пневма как дыхание

Плотин: понятие о рефлексии

Августин: понятие о внутреннем опыте

ИТОГИ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVII ВЕКА

Рене Декарт: рефлексы и «страсти души»

Бенедикт Спиноза: Бог – Природа

Готфрид-Вильгельм Лейбниц: проблема бессознательного

Томас Гоббс: ассоциация идей

Джон Локк: два вида опыта

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Давид Гартли: основоположник ассоцианизма

Джордж Беркли: вещь как комплекс

Дэвид Юм: субъект – пучок ассоциаций

Историческая судьба учения об ассоциациях

Психологические взгляды французских просветителей

Ростки исторического подхода

Джон Стюарт Милль: ментальная химия

Александр Бэн: пробы и ошибки

Герберт Спенсер: эволюционная психология

Иоганн-Фридрих Гербарт: статика и динамика

Появление принципа биологического детерминизма

Чарльз Роберт Дарвин: революция в биологии

«Сертификат» на независимость

Эрнст Вебер: зарождение психофизики

Густав Теодор Фехнер: основы психофизики

Франц Дондерс: время реакции

Герман Людвиг Гельмгольц: основоположник психофизиологии

Эдуард Пфлюгер: сенсорные функции

Разделение психики и сознания в исследованиях гипногогов

Вильгельм Вундт: «отец» экспериментальной психологии

Герман Эббингауз: метод бессмысленных слогов

Проблема индивидуальных различий

Френсис Гальтон: наследственность гения

Развитие метода тестов

Альфред Бине: диагностика умственного развития

Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область

Стенли Холл: рождение педологии

Джеймс Семи: ассоцианизм в детской психологии

Эрнст Мейман: педагогическая психология

Эдуард Клапаред: идея саморазвития

Арнольд Гезелл: нормальное детство

Джеймс Марк Болдуин: культурное развитие ребенка

Карл Бюлер: стадии психического развития

Маргарет Мид: этнопсихология детства

Дарвин и подъем сравнительной психологии

Психика животных и психика человека

«Закон экономии» Ллойд-Моргана

Дискуссия о вариативности поведения

Жак Леб: теория тропизмов

Можно ли приписать сознание инфузории?

Между Сциллой и Харибдой – механицизмом и антропоморфизмом

Познаваемость психических актов

СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Источник:
Ярошевский история психологии
от античности до середины ХХ в. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ: ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ Психологическая наука и ее предмет Теоретическое и эмпирическое знание Предмет истории психологии Научная
http://studfiles.net/preview/1619657/

Ярошевский история психологии

История психологии, От античности до середины XX века, Ярошевский M.Г., 1997

История психологии, От античности до середины XX века, Ярошевский M.Г., 1997.

В данном учебном пособии проанализирован исторический путь одной из основных наук о человеке — психологии — в контексте общественного развития и в ее взаимосвязи с другими отраслями знания. Специальное внимание уделено истории отечественной психологической мысли.
Пособие предназначено для студентов и преподавателей высшей школы — педагогов, философов, социологов.

История психологии от античности до середины XX в — Ярошевский М.Г.

Название: История психологии от античности до середины XX в.

Автор: Ярошевский М.Г.

В данном учебном пособии проанализирован исторический путь одной из основных наук о человеке — психологии — в контексте общественного развития и в ее взаимосвязи с другими отраслями знания. Специальное внимание уделено истории отечественной психологической мысли.

История психологии от античности до середины XX в. — Ярошевский М.Г.

История психологии от античности до середины XX в. — Ярошевский М.Г. — 1996.

В данном учебном пособии проанализирован исторический путь одной из основных наук о человеке — психологии — в контексте общественного развития и в ее взаимосвязи с другими отраслями знания. Специальное внимание уделено истории отечественной психологической мысли.

Хрестоматия по курсу Введение в психологию — Учебное пособие — Соколова Е.Е. — 1999

Хрестоматия по курсу Введение в психологиюУчебное пособиеСоколова Е.Е. — 1999

Настоящая хрестоматия представляет собой учебное пособие по курсу «Введение в психологию«, включенному в план подготовки психологов всех специальностей. Она подготовлена на основе программы курса, разработанной коллективом преподавателей кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова

Введение в психологиюПетровский А.В. — 1996

Источник:
Ярошевский история психологии
Ярошевский ? ??? История психологии, От античности до середины XX века, Ярошевский M,Г, ??? История психологии от античности до середины XX в, Ярошевский ??? История психологии от античности до середины XX в, Ярошевский
http://nashol.com/tag/yaroshevskii/

Ярошевский история психологии

от античности до середины ХХ в.

М., 1996
От автора

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ: ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
Психологическая наука и ее предмет

Теоретическое и эмпирическое знание

Предмет истории психологии

Научная деятельность в трех аспектах

Логика развития науки

Общение – координата науки как деятельности

Задачи истории психологии

ОБЩИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРИРОДУ ПСИХИЧЕСКОГО

Гераклит: душа как «искорка Логоса»

Демокрит: душа – поток огненных атомов

Гиппократ: учение о темпераментах

Алкмеон: мозг – орган души

Анаксагор: «ум» как начало вещей

Софисты: учителя мудрости

Сократ: познай самого себя

Платон: душа и царство идей

Аристотель: душа – способ организации тела

Психологические воззрения в эпоху эллинизма

Проблемы нравственного поведения и воспитания

Филон: пневма как дыхание

Плотин: понятие о рефлексии

Августин: понятие о внутреннем опыте
ИТОГИ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

АРАБОЯЗЫЧНАЯ НАУКА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVII ВЕКА

Рене Декарт: рефлексы и «страсти души»

Бенедикт Спиноза: Бог – Природа

Готфрид-Вильгельм Лейбниц: проблема бессознательного

Томас Гоббс: ассоциация идей

Джон Локк: два вида опыта

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Давид Гартли: основоположник ассоцианизма

Джордж Беркли: вещь как комплекс

Дэвид Юм: субъект – пучок ассоциаций

Историческая судьба учения об ассоциациях

Психологические взгляды французских просветителей

Ростки исторического подхода

ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Джон Стюарт Милль: ментальная химия

Александр Бэн: пробы и ошибки

Герберт Спенсер: эволюционная психология

Иоганн-Фридрих Гербарт: статика и динамика

Появление принципа биологическога детерминизма

Чарльз Роберт Дарвин: революция в биологии

РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ

«Сертификат» на независимость

Эрнст Вебер: зарождение психофизики

Густав Теодор Фехнер: основы психофизики

Франц Дондерс: время реакции

Герман Людвиг Гельмгольц: основоположник психофизиологии

Эдуард Пфлюгер: сенсорные функции

Разделение психики и сознания в исследованиях гипногогов

Вильгельм Вундт: «отец» экспериментальной психологии

Герман Эббингауз: метод бессмысленных слогов

Изучение навыков
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Проблема индивидуальных различий

Френсис Гальтон: наследственность гения

Развитие метода тестов

Альфред Бине: диагностика умственного развития
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область

Стелла Холл: рождение педологии

Джеймс Семи: ассоцианизм в детской психологии

Эрнст Мейман: педагогическая психология

Эдуард Клапаред: идея саморазвития

Арнольд Гезелл: нормальное детство

Джеймс Марк Болдуин: культурное развитие ребенка

Карл Бюлер: стадии психического развития

Маргарет Мид: этнопсихология детства

Дарвин и подъем сравнительной психологии

Психика животных и психика человека

«Закон экономии» Ллойд-Моргана

Дискуссия о вариативности поведения

Жак Леб: теория тропизмов

Можно ли приписать сознание инфузории?

Между Сциллой и Харибдой – механицизмом и антропоморфизмом

Познаваемасть психических актов
СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Внушение и подражание

Э.Дюркгейм: коллективные представления

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
КРИЗИС ПСИХОЛОГИИ
СТРУКТУРАЛИЗМ
ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
БИХЕВИОРИЗМ
НЕОБИХЕВИОРИЗМ
СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ
ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ
ТЕОРИЯ «ПОЛЯ» КУРТА ЛЕВИНА
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЖАНА ПИАЖЕ
ПСИХОАНАЛИЗ (ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

Зигмунд Фрейд: основоположник психоанализа

Карл Густив Юнг: аналитическая психология

Альфред Адлер: индивидуальная психология

Карен Хорни: образ Я

Эрих Фромм: «бегство от свободы»

Гарри Спок Салливен: межличностные отношения

Эрик Эриксон: Эго-психология
ТЕОРИЯ ШТЕРНА
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОРНИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Два направления в проблеме человека

Антропологический принцип в философии П.Г.Чернышевского

П.Д.Юркевич о душе и внутреннем опыте

К.Д.Кавелин о культурной детерминации психики

А.А.Потебня: язык народа как орган, образующий мысль

Изменение социальной ситуации в конце XIX века

Университетскае психологические школы

Вл.С.Соловьев: неохристианская концепция души

Л.М.Лопатин: психическая жизнь как духовное творчество

Н.Я.Грот: личность и свобода воли

Н.О.Лосский: теория интуитивизма и идеал-реализма

С.Л.Франк: душа человека

М.И.Владиславлев: соединение этики и эстетики

А.И.Введенский: знание и вера

Д.Н.Овсянико-Куликовский: психология творчества

Л.И.Петражицкий: правовые и нравственные чувства

РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

Г.И.Челпанов: создание Института экспериментальной психологии

Н.Н.Ланге: естественнонаучная ориентация психологии

РУССКИЙ ПУТЬ В НАУКЕ О ПОВЕДЕНИИ

Достойный памятник русского ума

И.М.Сеченой – основатель науки о поведении

И.П.Павлов – создатель учения об условно-рефлекторнай деятельности

Объективная психология В.М.Бехтерева

А.А.Ухтомский – учение о доминанте

ПУТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В 20-50-Е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ

Психология социального бытия Г.Г.Шпета

Л.С.Выготский: теория высших психических функций
ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

М.Я.Басов: человек – деятель в среде

С.Л.Рубинштейн: единство сознания и деятельности

А.Д.Леонтьев: строение деятельности

О СУДЬБАХ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Послесловие

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ: ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ

Психологическая наука и ее предмет. История психологии – это особая отрасль знания, имеющая собственный предмет. Его нельзя смешивать с предметом самой психологии как науки.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить:

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день прея нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

Источник:
Ярошевский история психологии
от античности до середины ХХ в. М., 1996 От автора ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ: ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ Психологическая наука и ее предмет Теоретическое и эмпирическое знание Предмет истории
http://nenuda.ru/%D1%8F%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BC-%D0%B3-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8.html

COMMENTS