Закономерности общения

Закономерности общения

Понятие культуры речи. В лингвистической науке не существует однозначного понимания термина «культура речи». Обычно выделяются два в известном смысле связанных денотата: качество речи и наука о пользовании языком.

Так, например, в «Словаре-справочнике лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой дается следующее толкование термина «культура речи»: «1. Раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху. и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей. 2. Нормативность речи, ее соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период, соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений. Нормативность речи включает в себя также такие ее качества, как точность, ясность, чистота».

Профессор Б.Н. Головин в книге «Основы культуры речи» расширяет и детализирует термин «культура речи» во втором значении, различая, с одной стороны, систему качеств речи с другой – уровень овладения ими отдельным носителем языка: «а) культура речи – это прежде всего какие-то ее признаки и свойства, совокупность и система которых говорят о ее коммуникативном совершенстве; б) культура речи – это, во-вторых, совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения».

Признанный специалист в области стилистики и культуры речи профессор Г.О. Винокур выдвинул идею о разграничении двух пластов, двух уровней в овладении культурой речи: «Понятие культуры речи можно толковать в двояком смысле в зависимости от того, будем ли мы иметь в виду одну только правильную речь или же также умелую, искусную».

Развивая этот подход, профессор Л.И. Скворцов дает определение, согласно которому культура речи – это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».

Л.И. Скворцов различает две ступени освоения литературного языка: правильность речи и речевое мастерство. Под правильностью понимается соблюдение норм современного русского литературного языка, а под речевым мастерством – не только следование нормам литературного языка, но и «умение выбирать из сосуществующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически уместный, выразительный, доходчивый и т. п.».

Фактически автор говорит о культуре речи как о совокупности навыков и знаний человека, уровне овладения индивидуумом законами речевого поведения и использования языка как средства общения, которые существуют в данном обществе в данный отрезок времени. Повседневная практика убеждает нас, что при определении качества речи конкретного индивидуума не следует ограничиваться только степенью соответствия этой речи нормам и законам языковой системы.

При восприятии двух основных форм речи – говорения и письма – имеют значение также и следующие факторы: техническая сторона (владение речевым аппаратом, дикция), графическая оформленность (почерк, соблюдение норм правописания), формально-содержательная сторона (соответствие композиционных форм речи ее содержанию).

Естественно, что культура речи как лингвистическая дисциплина имеет своим предметом «языковую сторону речи в ее коммуникативном воздействии». Таким образом, реализация основной функции языка – общения – порождает речь. Коммуникативная направленность речи предполагает, что хорошей речью может быть признана такая, которая в наибольшей степени удовлетворяет потребности общения, способствует формированию, выражению и восприятию информации.

Принцип коммуникативной целесообразности выдвинут и обоснован в ряде работ А.А. Леонтьевым, В.Г. Костомаровым, Б.Н. Головиным. Суть его заключается в том, что нормативной, правильной признается единица, в наиболее полной степени удовлетворяющая требованиям общения. И более широко – хорошая речь также определяется принципом коммуникативной целесообразности. Такие качества, формирующие правильную, хорошую речь, получили в научной литературе название коммуникативных качеств речи.

Язык, речь, речевая деятельность. Язык представляет собой систему знаков, единиц различного уровня (фонетических, лексических, грамматических), которая предназначена для общения между людьми и способна выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире.

Речью называется процесс говорения (письма), использования, реализации языка в целях общения, способ формирования и формулирования мысли. В последнее время часто для обозначения этого понятия используется термин «речевая деятельность» (речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой (друг с другом)).

Речевая деятельность реализуется в таких ее видах, как говорение, слушание, чтение, письмо.

Речью также называют и речевые произведения, т. е. устные и письменные тексты: книги, статьи, лекции, выступления, рассказы, письма и т. д. Психологи подразделяют речь (как процесс) на внутреннюю и внешнюю в зависимости от выявленности речевой деятельности вовне.

Внешняя речь бывает письменной или устной, монологической или диалогической. Кроме того, она дифференцируется по стилям и жанрам. Речевые жанры чрезвычайно многообразны, поэтому выбор их в данной ситуации общения зависит от множества факторов: учитывается частный или публичный характер общения, положение и взаимоотношения его участников, их цели, уровень владения языком вообще и конкретной его стилевой разновидностью и т. д.

При определении качества речи конкретного носителя языка не следует ограничиваться только степенью соответствия этой речи нормам и законам языковой системы. При восприятии говорения и письма имеют значение также и следующие факторы: техническая сторона речи (для устной – владение речевым аппаратом, дикция, а для письменной – графическая оформленность, почерк, соблюдение норм правописания), формально-содержательная ее сторона (соответствие композиционных форм речи ее содержанию).

Таким образом, реализация основной функции языка общения порождает речь. Ее коммуникативная направленность предполагает, что хорошей речью может быть признана такая, которая в наибольшей степени удовлетворяет данной потребности, способствует формированию, выражению и восприятию информации.

Устная и письменная речь. Публичная речь существует в двух формах – устной и письменной. Во многих работах (М.Р. Львов, П.С. Пустовалов, М.П. Сенкевич, Т.А. Ладыженская) противопоставленность письменной и устной речи фактически сводится к противопоставленности книжных и разговорного стилей.

Иной точки зрения придерживаются авторы серии монографий «Русская разговорная речь» под общей редакцией профессора Е.А. Земской. Отмечается, что «форма речи (устная/письменная) сама по себе, хотя она и определяет ряд важных особенностей строения вербального общения, не является тем определяющим (формирующим главнейшие особенности построения и функционирования языковых единиц) в тексте признаком который позволяет провести резкую границу между разными реально наблюдаемыми в жизни языковыми сферами. Более важную роль, чем форма речи, играют иные условия, а именно условия функционирования и обнаружения тех или иных речевых манифестаций».

С одной стороны, мы рассматриваем стилистическое расслоение языка, его функциональные стили и, следовательно, стили речи как системы определенных лингвистических средств, регулярно и закономерно используемых в той или иной ситуации общения. Для конкретных функциональных стилей характерна преимущественная реализация в одной из форм речи: устной или письменной.

Специфичность устной формы книжной речи в том, что в ее основе часто лежит письменная форма (развернутый текст, конспект, тезисы, план). Это определяет то, что ряд особенностей устной разговорной речи не характерен для устной формы речи книжных стилей.

Использование письменной формы речи позволяет пишущему обдумывать свою речь, строить ее постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге применению и выработке более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи, возникновению других ее особенностей и приводит к расхождению этих двух форм речи.

С другой стороны, речь представляет собой единый феномен реализации, употребления языка, который может проявляться в двух противопоставленных и одновременно взаимообусловленных и связанных формах: письменной и устной.

Иногда в силу неустойчивости и неопределенности терминологии происходит смешение понятий «разговорная речь» и «устная речь». Здесь важно заметить, что устная речь преподавателя далеко не всегда является разговорной.

Авторы цикла монографий «Русская разговорная речь» вводят специальный термин «устная публичная речь», подчеркивая тем самым отличие устной по форме разговорной речи от речи публичной. Хотя устная публичная речь может принимать некоторые черты разговорности (по признакам: подготовленность – неподготовленность; непосредственность общения; связь с ситуацией), однако, как убедительно показано в названном исследовании, в основе устной публичной речи – кодифицированный литературный язык.

Выделяются следующие языковые особенности устной публичной речи:

– наличие звукового канала связи, а в соответствии с этим – большая роль интонации, произносительной стороны речи;

– базирование на нормах кодифицированного литературного языка (полный стиль произношения, нейтральная и книжная лексика, не разговорный характер синтаксиса);

– рассчитанность устной речи на контакт со слушателями, а значит, известная ее ситуативность, значительная роль внеязыковых средств общения: жестов, мимики.

Отбор языковых средств, как и в письменной форме, в устной речи является не результатом «устности», а происходит под влиянием ситуации общения, содержания речи. Не существует каких-то особых норм устной речи, кроме общих закономерностей функциональных стилей и требований основных коммуникативных качеств речи.

Специфика устной речи связана с ее звуковым оформлением, поэтому существенным элементом в культуре устной речи выступает техническая сторона (дыхание, голос, дикция) так же как для письменной речи весьма важно графическое и орфографическое оформление. В устной речи наряду с языковыми используются невербальные средства общения (жесты, мимика, интонация, взгляд и др.).

Результативность публичной речи. Обеспечивается целым рядом факторов разного плана.

Поскольку публичная речь, как и всякая другая, реализуется в процессе общения, то ее составляющим элементом назовем психологические факторы, а именно: настроенность говорящего на речь, на общение со слушателями, умение установить контакт с аудиторией, готовность слушателей воспринимать речь.

Следующая группа факторов, характеризующих качество публичной речи, может быть определена как информационная: умение находить источники информации, получать и отбирать ее в соответствии с целями речи.

Третья группа факторов – речевая культура, которая подразумевает знание норм литературного языка, закономерностей функциональных стилей, соблюдение основных коммуникативных качеств речи; владение речевым аппаратом и выразительностью устной речи; умение построить высказывание на основе собранной информации в соответствии с целями и условиями общения.

Источник:
Закономерности общения
Автор: Кузнецов Игорь, 6.1. Общие закономерности речевого общения — Настольная книга практикующего педагога, Серия: _проф/_педагогика
http://www.e-reading.club/chapter.php/73790/69/Kuznecov_-_Nastolnaya_kniga_praktikuyushchego_pedagoga.html

Закономерности общения

Г. В. Щёкин, Основы психологических знаний: Учеб. пособие— 4-е изд., стереотип. — К.: МАУП. — 128 с.: ил. — Библиогр. в конце разд., 2001

Глава 18 Закономерности общения и взаимодействия людей

Главная задача, которая стоит перед социальной психологией,— раскрыть конкретный механизм вплетения индивидуального в ткань социальной реальности.

Структура общественных отношений исследуется социологией. Это означает, что общественные отношения имеют безличный характер: их сущность — во взаимодействии не конкретных личностей, а конкретных ролей. Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает индивид в системе общественных отношений, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого занимающего данную социальную позицию. При этом каждый индивид всегда выполняет несколько социальных ролей (например, мужчина может быть одновременно отцом, бухгалтером, спортсменом, зятем и т. д.).

Акт же интернализации определяется рядом индивидуально-психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли.

Отсюда, природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. При этом общение всегда выступает в единстве с деятельностью. Единство общения и деятельности заключается в том, что люди общаются не просто в процессе выполнения ими различных общественных функций, но в некоторой деятельности, по поводу этой деятельности. Часто общение выступает как сторона деятельности, а деятельность — как условие общения.

Структура общения включает в себя три взаимосвязанных стороны: коммуникативную (состоит в обмене информацией между индивидами); интерактивную (заключается в организации взаимодействия, т. е. обмена не только знаниями, но и действиями); перцептивную (означает процесс восприятия друг друга партнерами и установление взаимопонимания). В общении выделяются также три функции: информационно-коммуникативная; регуляционно-коммуникативная; аффективно-коммуникативная.

П Общение как обмен информацией

В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Различают коммуникацию вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются различные неречевые знаковые системы).

При вербальной коммуникации не просто передается информация посредством речи, но ее участники особым способом воздействуют друг на друга. При этом могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению: личностно-речевая и социально-речевая. Невербальная коммуникация включает такие системи знаков оптико-кинетическую (жесты, мимика, пантомимика), паралингвистическую (система вокализации, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность и т. д.) и экстралингви- стическую (включение в речь пауз или других вкраплений, например покашливания, плача, смеха и т. п.). Пространство и время также являются особой знаковой системой (их изучает проксемика — пространственная психология), а “контакт глаз” является системой знаков, имеющей значение в визуальном общении.

Информация, исходящая от коммуникатора (индивида, направляющего информацию), может быть двух видов: побудительная (выражается в приказе, просьбе, совете, т. е. направлена на стимуляцию действия) и констатирующая (выступает в форме сообщения). При этом стимуляция выступает или как активация, т. е. побуждение к действию, или как интердикция, т. е. запрещение действия, или как дестабилизация — рассогласование некоторых автономных форм деятельности.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры, носящие либо социальный, либо психологический характер. Например, информация в обществе распространяется через “фильтр” доверия или “недоверия”. Этот фильтр действует так, что истинная информация может оказаться непринятой, а ложная — принятой. Существуют средства, ослабляющие действия фильтров. Совокупность таких средств называется фасцинацией. Эти средства выполняют роль сопроводителя информации, создают благоприятный “фон” (например, музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи).

П Общение как взаимодействие

Интерактивная сторона общения связана с непосредственной организацией совместной деятельности людей. Основные типы взаимодействия — кооперация и конкуренция. Различают также соревнование и конфликт.

Выделяют три основные формы организации совместной деятельности: 1)

совместно-индивидуальную (бригада, где у каждого имеется свое задание); 2)

совместно-последовательную (например, производственный конвейер); 3)

совместно-взаимодействующую (например, спортивные команды).

Имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность: именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию во взаимодействии. Таким образом, для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида накладываются на представление о партнере по взаимодействию и как то и другое проявляется в организации совместной деятельности.

П Общение как восприятие людьми друг друга

Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотношение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Осознание себя через другого человека включает две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению). Близким к идентификации явлением есть эмпатия — стремление эмоционального отклика на проблемы другого человека.

В условиях дефицита информации люди начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и более общие характеристики. Приписывание происходит либо на основе сходства поведения воспринимаемого человека с каким-то другим образцом поведения, имевшимся в прошлом опыте, либо на основе анализа собственных мотивов (каузальная атрибуция).

Различают три эффекта при восприятии людьми друг друга: ореола (галоэффект), когда общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам неизвестных качеств воспринимаемого индивида, и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок; новизны и первичности при восприятии незнакомого человека возобладает ранее предъявленная информация — эффект первичности (например, если сказать, что этот человек интроверт, а потом экстраверт, то будет преобладать первое), при восприятии знакомого человека действует эффект новизны — последняя, т. е. более новая, информация оказывается наиболее значимой; стереотипизации, которая часто возникает относительно групповой принадлежности человека, например профессиональной (бухгалтер, учитель, военный и т. д.). Стереотипизация может привести к предубеждению (например, формированию негативных этнических стереотипов).

Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют друг к другу определенные отношения. Область исследований, связанная с выяснением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, называется аттракцией. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки (аттитюд) на другого человека.

П Психологические способы воздействия в процессе общения

Заражение — это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям (ситуации паники, большие открытые аудитории при музыке и т. д.). Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. В условиях массовых зрелищ стимулом, включающим предшествующую заражению общность оценок, являются аплодисменты.

Внушение — целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу людей. При внушении осуществляется передача информации, основанная на некритическом ее восприятии. При этом дети в большей мере поддаются внушению, чем взрослые, а утомленные люди — легче, чем чувствующие себя хорошо. Решающим условием эффективности внушения является авторитет внушающего (суггестора).

Специфика подражания состоит в том, что индивид не просто принимает внешние черты поведения другого человека или массовые психические состояния, а и воспроизводят черты и образцы демонстрируемого поведения. Законы подражания: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (например, духу религии подражают раньше, чем религиозным обрядам); низшие подражают высшим, периферия — центру и т. д.

Аттитюд (социальная установка) — готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им

определенного объекта (или ситуации) и обеспечивающая целенаправленный характер протекания деятельности относительно данного объекта.

Аттракция (от лат. “привлекать”, “притягивать”) — понятие, означающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привлекательности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни — до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека.

Барьеры психологические — психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм этого явления состоит в усилении отрицательных переживаний и установок — стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, “страх сцены”). В социальном поведении индивида психологические барьеры представлены коммуникативными, т. е. барьерами в общении, проявляющимися в отсутствии эмпатии, не гибкости межличностных социальных установок и т. д., а также барьерами смысловыми.

Коммуникация (от лат. “делаю общим”, “связываю”, “общаюсь”) — смысловой аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, называют коммуникативными. Основные функции коммуникативного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

Контроль социальный — формы и способы воздействия, применяемые обществом и социальными группами для регулирования поведения входящих в них людей.

Конфликт (от лат. “столкновение”) — столкновение противоположно направленных, несовместимых тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными переживаниями. В психологии выделяют следующие виды конфликтов: внутриличностный (столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных мотивов); межличностный (ситуация взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм); межгруп- повой (конфликтующими сторонами являются социальные группы).

Межличностные отношения — субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т. е. во взаимных влияниях, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения.

Роль в социальной психологии — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе в системе межличностных отношений.

Совместная деятельность — организованная система а к т и в- н о с т и взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры.

Статус в социальной психологии (от лат. “положение”, “состояние”) — положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

Источник:
Закономерности общения
Глава 18 Закономерности общения и взаимодействия людей: Главная задача, которая стоит перед социальной психологией,— раскрыть конкретный механизм вплетения индивидуального в ткань социальной реальности.Структура общественных отношений исследуется социологией. …
http://www.med24info.com/books/osnovy-psihologicheskih-znaniy-ucheb-posobie-4-e-izd-stereotip-k-maup-128-s-il-bibliogr-v-konce-razd/glava-18-zakonomernosti-obscheniya-i-vzaimodeystviya-lyudey-11142.html

Закономерности общения

13.2. Общие социально-психологические закономерности профессионального общения юриста

Для того чтобы эффективно, с максимальной пользой участвовать в межличностных отношениях, плодотворно вести диалог, необходимо учитывать закономерности, лежащие в основе коммуникативных процессов. Знание, учет этих закономерностей, свободное владение навыками общения составляют такое профессионально важное качество личности юриста, как коммуникативная компетентность.

Общие закономерности, лежащие в основе любых межличностных отношений, в совокупности составляют так называемый психологический (эмоциональный) контакт. Эти закономерности следующие.

1. В процессе общения юрист всегда выступает в строго определенном социальном контексте, который выражается системой его отношений с обществом, государственно-правовыми институтами, должностными лицами, отдельными гражданами. Такие отношения обусловлены объективно заданной ему социальной ролью (следователя, судьи, защитника, юрисконсульта и т. д.).

2. Нарушение правил ролевого поведения юристом, выполнение им несвойственных данной коммуникативной ситуации функций чаще всего вступает в противоречие с ролевыми ожиданиями окружающих, непосредственного партнера по общению, что рождает взаимное непонимание, плохо скрываемый антагонизм, а порой приводит и к открытому конфликту.

3. На ролевые отношения сторон большое влияние оказывает социальный статус носителей этих социальных ролей. Социальный статус человека определяется его должностным положением, профессиональным опытом, служебным авторитетом, личными заслугами, возрастом и т. д. Недооценка их в ходе общения, как правило, приводит к малопродуктивному, конфликтному диалогу.

4. Рассматривая механизм ролевого взаимодействия в условиях служебных отношений, нельзя не заметить той социальной установки доминировать, которая формируется у юриста с приобретением профессионального опыта. Такая установка может проявиться во время общения и со стороны различных должностных лиц, компетентных в сфере своей служебной деятельности, также имеющих достаточно высокий социальный статус и соответствующую (а иногда и несколько завышенную) самооценку. При одинаковой личностно значимой доминантности партнеров по общению в ситуации отстаивания каждым из них своей позиции могут возникать напряженно-неустойчивые отношения.

Одной из составляющих профессионального общения является его коммуникативная сторона. Рассмотрим ее более подробно.

Под коммуникативной стороной общения понимается сам процесс обмена информацией между людьми. Этот обмен осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.

Вербальная коммуникация предполагает использование речи с ее богатой фонетикой, лексикой, синтаксисом. Речь – важнейший инструмент профессионального общения, форма существования языка, который функционирует и непосредственно проявляется в ней. Основными функциями языка и речи являются:

– мыслеобразующая функция, связывающая слово, предложение с образами сознания, с мышлением, в силу чего с помощью языка и речи формируется и выражается мысль; именно поэтому речь является орудием мышления;

– коммуникативная функция, определяющая передачу знаний, мыслей, чувств в процессе общения людей, в ходе установления между ними контактов;

– прагматическая функция, или функция управляющего воздействия участников диалога друг на друга, которая проявляется в том, что речь очень часто бывает направлена на программирование тех или иных действий собеседника;

– регулятивная функция, организующая собственные процессы, эмоциональные состояния, действия человека, т. е.

речь служит средством регуляции (организации) собственных психических процессов человеком.

В психологии различают внутреннюю и внешнюю речь. Внутреннюю речь не следует рассматривать упрощенно, в виде проговаривания отдельных слов или фраз «про себя». Она представляет собой более сложный процесс, подготавливающий развернутое речевое высказывание. Внешняя речь имеет устную или письменную форму.

Самой простой формой устной речи является аффективная речь, состоящая из отдельных восклицаний, привычных речевых штампов. Побудительным моментом такой речи является аффективное напряжение говорящего. В ней зачастую отсутствуют четкий замысел, осознанный мотив. Поэтому, анализируя подобные аффективно окрашенные высказывания, можно в какой-то мере судить о психическом состоянии лица. В отдельных случаях подобные фразы могут иметь и симулятивный характер, когда свидетель, например, пытается ввести следствие, суд в заблуждение относительно своего истинного эмоционального состояния, действительного отношения к происходящему.

Наиболее распространена устная диалогическая речь – основной вид речи, используемый в процессе общения следователя, судьи, прокурора, адвоката с участниками уголовного и гражданского процессов, различными должностными, иными лицами.

Особым видом устной речи является монологическая речь, представляющая собой развернутое изложение системы взглядов, мыслей, знаний человека. Монологическая речь, как правило, имеет четкий замысел. Обычно она готовится заранее.

Еще одной разновидностью внешней речи является письменная речь – наиболее сложный вид монологического высказывания, требующий точного знания предмета изложения, правильного использования лексико-грамматических кодов языка.

В уголовном, гражданском процессе письменная монологическая речь используется при составлении процессуальных документов, в которых выражается позиция их составителя, анализируются доказательства, излагается мотивировка принятых решений.

В связи с четкой регламентацией составления процессуальных документов в криминалистической литературе можно встретить термин «протокольный язык» («протокольный стиль изложения»). Под этим термином подразумеваются не только совокупность специальных юридических терминов и понятий, но и определенные речевые обороты, стилистические правила составления процессуальных документов, их обязательные реквизиты.

Юристам постоянно приходится прибегать к различным речевым формам, оценивать особенности речевого поведения других лиц. Прежде всего к чужой речи следует относиться как к источнику информации, в частности как к источнику доказательств по делу. Однако сообщаемая информация может приобрести силу доказательства только в том случае, если речь свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого протекает в определенном процессуальном режиме, если она обрела форму показаний. В иных случаях речь упомянутых лиц может рассматриваться лишь в качестве обычных высказываний.

Речь (устная или письменная) может также интересовать следователя, судью и как объект идентификации субъекта по ее особенностям (звук, почерк, другие признаки).

Существенное влияние на качество, полноту речи оказывает состояние эмоциональной напряженности, в котором пребывает человек, вызванный в правоохранительные органы, находящийся в зале судебного заседания.

Искажающее воздействие на речь допрашиваемого оказывает его неосознаваемое стремление мыслить так же, как думает и рассуждает вслух следователь, – явление, получившее название вербальной ригидности. Поэтому следователю необходимо ставить уточняющие вопросы, прибегая к передаче смысла сказанного с использованием других речевых оборотов, слов в виде так называемых перифраз.

По манере речевого поведения можно судить об индивидуально-психологических особенностях человека, его воспитании, развитии, особенностях мышления, психическом состоянии, характере, психических отклонениях или расстройствах психики.

Характерными нарушениями речи являются:

– логоррея – повышенная речевая активность, перескакивание с одной темы на другую, когда говорящий не дожидается ответа на свои вопросы;

– персеверация – многократная повторяемость высказываний полностью или частично;

– разорванность, бессвязность речи, отсутствие в ней смыслового содержания при внешне правильной грамматической форме;

– излишняя обстоятельность, подробность, вязкость изложения;

– резонерство, мудрствование, беспочвенность и бесплодность рассуждений вплоть до их полной бессмысленности.

Свои особенности имеет речевое поведение в криминальной среде, в которой распространен уголовный жаргон. По уголовному жаргону можно изучать как психологию личности отдельного преступника, его принадлежность к определенному преступному сообществу, так и психологию конкретных криминальных групп.

Особенности речевого поведения юриста непосредственно связаны с его образованием, воспитанием, социальным статусом. Высказывания юриста в процессе профессионального общения нередко наполнены правовыми понятиями, содержат речевые конструкции, отвечающие правилам речевого этикета, который влияет на установление и поддержание психологического контакта, взаимопонимание сторон.

Поскольку речь юриста имеет определенное общественное звучание, к ней предъявляются повышенные требования, игнорирование которых отрицательно влияет на его профессиональный авторитет. Поэтому речь юриста должны отличать:

• грамотность, понятность, доступность смысла высказываний для любой категории граждан;

• последовательность, логическая стройность изложения, убедительность, правовая аргументированность со ссылками на различные факты, доказательства, правовые нормы;

• соответствие нравственно-этическим правилам и нормам поведения;

• экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных средств воздействия: от подчеркнуто нейтральных речевых форм до эмоционально-выразительных высказываний, сопровождающихся невербальными средствами воздействия;

• вариативность высказываний: от приглашения к участию в общении до употребления фраз, наполненных категорическими требованиями в зависимости от различных коммуникативных ситуаций.

В ходе профессиональной деятельности юристу необходимо постоянно совершенствовать навыки своего речевого поведения, повышать культуру общения.

Существенно дополняют речевое поведение средства невербальной коммуникации: жесты, мимика, позы, пространственное расположение сторон общения, различные средства вокализации речи (качество голоса, его диапазон, тональность), темп речи, паузы, плач, смех, покашливание и т. п. Все эти жестово-мимические, а также интонационные и прочие сигналы помогают более точно доносить смысл передаваемой информации до партнера и поддерживать с ним продуктивный диалог.

С помощью средств невербального общения раскрываются индивидуально-психологические, характерологические особенности лиц, участвующих в общении, их социально-групповые, культурно-национальные признаки, создается доброжелательная атмосфера во время встречи, демонстрируется желание выслушать, понять собеседника.

Среди невербальных средств общения особое значение имеет контакт глаз (визуальный контакт) между партнерами, существенно дополняющий вербальную коммуникацию, помогающий раскрытию ими своего «я». Важную роль играют жесты, жестикуляция, усиливающие, а иногда и подменяющие собой отдельные слова или фразы. Среди различных жестов, сопровождающих речь, особое смысловое значение приобретают жесты акцентирующие, указательные, описывающие, замещающие.

В определенных случаях подобная жестикуляция и некоторые другие невербальные средства общения могут приобретать значение улик поведения, показывая следователю заинтересованность допрашиваемого в исходе допроса, в результатах расследования, а возможно, и свою причастность к исследуемому событию. Существенную роль в системе средств невербального общения играют позы участников диалога (как они стоят, сидят, передвигаются во время разговора), их пространственное положение относительно друг друга.

Таким образом, средства невербальной коммуникации не только существенно дополняют речь, но и значительно усиливают вербальное воздействие, демонстрируя намерения общающихся сторон. В тех же случаях, когда средства невербальной коммуникации в чем-то не соответствуют речевому поведению, их рассогласованность (неконгруэнтность) может свидетельствовать о неискренности партнера по общению.

Источник:
Закономерности общения
Автор: Иванова Альбина + Косолапова Наталья, 13.2. Общие социально-психологические закономерности профессионального общения юриста — Юридическая психология: конспект лекций, Жанр: философия
http://www.e-reading.club/chapter.php/98174/43/Ivanova,_Kosolapova_-_Yuridicheskaya_psihologiya__konspekt_lekciii.html

Закономерности общения и взаимодействия людей

Общение — специфический для людей способ взаимных отношений, форма бытия человека во взаимосвязях с другими людьми. Общение — взаимодействие между людьми, главным образом непосредственные. Понятие общения используется и для характеристики взаимодействий между различными социальными и культурными системами («межнациональное общение», «общение культур» и др.), т.е. в плане более широком, нежели межличностная связь между людьми. В любом случае общение не может осуществляться, минуя межиндивидуальные контакты.

Одна из глубинных потребностей человека — стремление к уподоблению, поиск объекта поклонения. Индивид, заброшенный в мир таинственных вещей и явлений, оказывается просто не в состоянии самостоятельно осознать назначение и смысл окружающего бытия. Он нуждается в системе ориентаций, которые дали бы ему возможность отождествить себя с неким признанным образцом.

Впервые такого рода механизмы были рассмотрены в психоаналитической концепции Фрейда, возникшей на основе патопсихологического наблюдения, а затем были распространены на «нормальную» духовную жизнь. Фрейд рассматривал идентичность как попытку ребенка (или слабого человека) перенять силу отца, матери (или лидера) и таким образом уменьшить чувство страха перед реальностью.

Современные исследования позволяют расширить представление об этом механизме. Мир человеческих переживаний чрезвычайно сложен. В основе таких эмоциональных состояний, как любовь, нежность, сострадание, сочувствие, ответственность, лежит нечто такое, что неизменно предполагает взгляд не только на самого себя, но и на других. Ведь эти чувства по самому своему проявлению открыты, направлены на другой объект. Следовательно, глубинная потребность человека состоит в том, чтобы постоянно видеть перед собой какие-то персонифицированные образцы.

В процессе развития культуры складываются разнообразные предметные и знаковые средства, с помощью которых люди осуществляют контакты между собой. В ходе общения люди обмениваются информацией. Она может быть знаковой, чувственной, образной, практической. Интеллектуальная информация кодируется знаками, абстрактными символами, уравнениями. Коммуникацией называется обмен информацией между людьми, в котором участвуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества личности.

Кто я такой? Некий парадокс состоит в том, что я ничего не могу сказать о себе, не соотнеся себя с другим. Вот почему «участ-ное мышление» преобладает во всех великих системах осознанно и отчетливо. Шопенгауэр полагал, что наша личность является первым и важнейшим условием счастья. Жизненные ориентации человека вырастают из его субъективности, из глубин его существования, из мира желаний, страстей. Индивид прежде всего хочет чего-то, реализует собственные вожделения. А раз так, то следует подчеркнуть именно эту спонтанность, независимость личности, отличие ее от стандартного мира других. В себе самом человек черпает истинное духовное и жизненное богатство.

«Вступая в общество, — пишет Шопенгауэр, — нам приходится отрекаться от 3/4 своего «Я», чтобы сравниться с другими. Истинный, глубокий мир, по его мнению, обретается в изоляции, в уеди-нении». Человек может находиться в совершенной гармонии только с самим собой — таков вывод. Чтобы подчеркнуть самодостаточность личности, ее отчужденность от других, Шопенгауэр уточняет: достичь такой гармонии нельзя ни с другом, ни с возлюбленной. Немецкий философ мыслит развертывание субъективности через разъединение с «другими».

Читая русского философа М.М. Бахтина, трудно отделаться от впечатления, что он полемизирует непосредственно с А. Шопенгауэром. Он задумывается именно над этой проблемой: что произойдет с личностью, которая преднамеренно изолирует себя. Удастся ли ей воплотить идеал тотальной одинокости? Или вопреки тому, что сказано у Шопенгауэра, как раз последовательное выстраивание собственного индивидуального мира неукоснительно рождает диалог?

В работе «Проблемы поэтики Достоевского» Бахтин написал: «Человек никогда не найдет всей полноты только в себе самом»2. Нет, речь идет здесь вовсе не о том, что каждый человек зависит от другого, не о формуле социальности. Мысль эта — открытие. В ней ключ прежде всего к самому человеческому бытию. Оно хрупко прихотливо, легко поддается деформации. Чтобы сохранить себя, ощутить окликнутость бытием, надо впитать в себя живые взволнованные голоса других.

Человеческое бытие хрупко, но стойкость его зависит от душевной и умственной отзывчивости. Услышать голос. Далекий, возможно неслышный. Но такой нужный лично мне, как весть иного равноправного сознания. Войти в мир другой человеческой вселенной. Ощутить посторонний голос как особую точку зрения на мир и на самого себя, как бытие другого человека.

Но дело не только в том, что человек не найдет всей полноты лишь в себе самом. Он вообще и не сможет вопреки Шопенгауэру остаться с самим собой. Бахтин отмечает, что человек не становится одиноким. Ведь он сосредоточивается на себе, направляя на себя лично всю мощь собственного сознания. Стало быть, возникает феномен самоосознания, предвестие диалога. Человек тяготится своим одиночеством, стало быть, он не самодостаточен. Понять личностное богатство человека можно, только выявив в нем потенциал этой общительности.

Человек обладает чудесным даром — сознанием. Кажется, нет ничего проще — вы общаетесь с другим человеком, посылаете ему пучок информации. Он воспринимает ее и шлет вам ответ. Всепроникающий, прозрачный для сознания способ общения. Однако коммуникация, едва возникнув, тут же дает сбои. На пути вашего сообщения возникают различные преграды. Смысл сообщения оказывается преображенным.

Известно, что любая область знаний имеет в своем основании некое утверждение, развивая которое можно построить целый каркас дисциплины. Скажем, современная культурология начинается с утверждения, что все культуры, существующие на земле, равноправны. Каким в таком случае может быть введение в психологию общения? Изложение начнем с такого постулата: «Сообщение и его образ в сознании человека неадекватны». Иначе говоря, то, что я сейчас пишу, о чем толкую, не может быть воспринято читателем так, как мне хотелось бы.

Это кажется парадоксом. Зачем же я вообще трачу слова, если доподлинно известно, что коммуникация невозможна. Мои мысли, мои сигналы запечатлеваются в голове читателя в превратном виде. Впрочем, этот парадокс давно известен юристам. Если на месте преступления оказался человек, который с предельной точностью описывает разыгравшиеся тут события, значит, это лжесвидетель. Нормальный очевидец обязательно что-нибудь приврет, непременно добавит кое-что от себя и даже многократно нарушит протокольную точность.

Странное существо — человек. Он не способен даже воспринять посланную ему информацию в том виде, в каком она родилась. Нельзя ли, тотчас же просится мысль, как-нибудь подкорректировать человека? Устранить этот очевидный изъян? Что было бы, если индивид мог абсолютно адекватно воспринять посланную ему информацию? Он перестал бы быть человеком. Американский психолог и психиатр Э. Берн (1902—70) замечает, как бы отвечая на этот вопрос, что тогда человек напоминал бы счетную машину, делающую совершенно точные и однозначные вычисления по мере поступления на ее клавиши данных из внешнего мира. Человек оказался бы куском глины, который сохраняет верный и неизменный отпечаток любого предмета, оказавшегося на его пути.

Сообщение на своем пути встречает преграды. Психика человека многомерна. Вот, скажем, познавательные барьеры. Один человек живет умом, другой — сердцем. Число людей, способных к абстрактному мышлению, крайне ограниченно. Философы-антропологи подсказывают, что, несмотря на огромные усилия человечества расширить круг людей, причастных к образованию, число людей, способных заниматься науками, аналитическим мышлением, не увеличивается. Оно составляет примерно четырнадцать процентов от всей человеческой популяции. Многие люди вообще не способны воспринимать слова, которые оканчиваются на «ство» или «ация» (общество, рационализация).

Это означает, что у них не развито абстрактное сознание. Далее, один индивид сохраняет в своем сознании бездну информативного материала. Новое сообщение сразу встраивается в этот корпус знаний и находит свою нишу. Другой вообще не располагает такой сокровищницей. Полученные сведения не закрепляются, им не за что зацепиться. Под влиянием информации у человека формируются представления. Но иной субъект не способен сохранять четко оформленные идеи. Его учить трудно или совсем бесполезно. Таких людей называют умственно отсталыми.

Уровень подготовленности людей тоже различен. С одним можно потолковать о Хайдеггере, величайшем, хотя и трудно понимаемом — «темном» философе XX в. Другой способен оценить только обсуждение вчерашнего футбольного матча. У одного есть способность к абстракции. Он понимает отвлеченные истины. Другой, точно собака, откликается на конкретный сигнал. При фразе «Скоро наша мамочка придет» пес поднимается и виляет хвостом. У собаки нет абстрактного воображения. Он приветствует «мамочку» безотносительно к тому, что произойдет это только в будущем.

Мы теперь ведаем о многочисленных нарушениях ментальности (способности мысли создавать картины мира). Еще Платон подметил, что познание может дать поразительно неверные результаты. В «Государстве» античный мудрец пишет примерно следующее. Представим себе, что человека бросили в подземелье. Он закован и повернут спиной к входу. Теперь подумаем, как он воспринимает мир. То, что находится за пределами пещеры, человек не видит. (Разве у нас есть гарантии, что реальность представлена перед нами во всей своей универсальности? Может быть, мы наблюдаем то, что нам открыто?)

Итак, человек в пещере. Что он видит? Он наблюдает тени, которые маячат на стене скалы. И ничего другого. Что же получается?

Именно эти тени он воспринимает как реальность. (Думай, психолог, думай!) Проверь себя, не прикован ли ты к пещерной скале? Слава Богу, наконец-то тебя освободили. Оковы сняты. Ты вышел из пещеры на свет. Глаза твои слезятся. Перед тобой некий мир. Конечно, ты воспринимаешь его как призрачный. Ты же привык к другой реальности вещей. Так что осторожнее, пожалуйста, с переворачиванием мира.

Но дело не только в этом. Наши чувства ведут мысли на поводке. Нам кажется, что мы рассуждаем последовательно, логично. А на поверхности оказывается, что это псевдомышление. Сознание угодливо обслуживает работу чувств. Оно приискивает аргументы, чтобы собственное вожделение, свой импульс были «оправданы». А ведь это мы хорошо знаем по Фрейду. Слушай, слушай пациента. Как он логичен, как последователен. А ведь он изо всех сил, мобилизуя все свои умственные ресурсы, пытается оправдать собственную патологию.

На пути понимания адекватного содержания, сообщения, таким образом, рождаются барьеры.

Но в тот момент, когда в случае с интровертом объект привлекает субъекта и завладевает им, установка последнего теряет свой социальный характер. Он забывает о присутствии друга, как бы перестает включать его в себя; объект полностью поглощает его, и он уже не видит, какую скуку это наводит на его друга. Точно так же и экстраверт теряет всякое внимание к другому, как только его ожидания оправдались. Он уходит в себя, в свою субъективность и предается унынию.

Теперь барьеры социально-психологические. Скажем, фильм С. Ростоцкого (1922—2001) «А зори здесь тихие» триумфально прошел по всем экранам мира. Он был прекрасно принят даже в Китае. Но вот в мусульманских странах он не произвел положительного впечатления, а скорее наоборот. Дело в том, что в этом регионе не существует обычая совместной помывки людей. Мужчины никогда не моются вместе. А в фильме, как мы помним, есть замечательная сцена бани. Молодые женщины, которым предстоит по сюжету погибнуть, радостно плещутся на деревенском полоке, демонстрируя свои женские прелести. Это, разумеется, вызывает отрицательную реакцию у людей мусульманской веры.

Однажды в Риме я наблюдал такую сцену. Какой-то пассажир итальянец сдавал в камеру багаж. Работник, тоже итальянец, отказывался принять этот груз и отпихивал чемодан. Оба итальянца отчаянно жестикулировали как будто персонажи неореалистического фильма. Вдруг пассажир вскочил на подножку и ударил служащего по лицу. И тут произошло самое неожиданное. Работник взял чемодан и покорно понес его в складское помещение. На лице у него было написано: «Так сразу бы и сказал.»

У народов мира есть свои традиции, свои представления. Скажем, среди некоторых племен Африки до сих пор идеальными считаются черные зубы или непомерная толщина талии, что вообще было свойственно архаичным временам — толщина являлась положительным признаком внешности женщины равно как объем мускулов у мужчин, исходя из соображений естественного отбора сильнейших в борьбе за выживание в трудных условиях первобытной жизни. Изысканность линий тела и лица — это уже продукт цивилизации и мифологий.

На осмысление и восприятие сообщения оказывает воздействие ментальность. Говорят о ментальной настроенности разных эпох, разных народов, разных социальных групп. Сопоставляют мыслительные установки людей. Что же означает слово «ментальность»? Само понятие происходит от латинского слова mens — ум, мышление, образ мыслей, душевный склад. Ментальность или менталитет — это относительно целая совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-нибудь сообщества.

К примеру, различны типы мышления в европейской и африканской культурах. По мнению отечественного ученого В.А. Бейлиса, одним из главных понятий африканской культуры оказывается понятие гармонии, кооперации. Об этом свидетельствуют символы кооперации, которые существуют в различных африканских языках и этнических группах. В частности, у народа акан символом кооперации является изображение двух крокодилов, у которых головы обращены в разные стороны, но которые имеют общий желудок. Символ народа эве — изображение пяти маленьких разных голов на каждом из пяти пальцев руки и одной большой головы на ладони. Психологи-африканисты делают вывод о существовании уникальной социальной философии, которую называют «мыизм» (от слова «мы»).

Африканский мир управляется «мы-законом» и «мы-логикой». Такой закон можно назвать гомономным (греч. «мы» и «закон»). Для африканца непонятно суждение Р. Декарта (1596—1650): «Я мыслю, следовательно, существую». Согласно мистической логике, следовало бы сказать: «Я существую, потому что существуем мы, а поскольку мы существуем, существую и я». И это относится не только к узкой общине, но и к более широкой общности, в которой ради обогащения жизни взаимодействуют боги, души, природа, предки, старейшины, молодежь.

Ментальность как самостоятельный феномен следует отличать от общественных настроений, ценностных ориентаций и идеологий. Она выражает привычки, пристрастия, коллективные эмоциональные шаблоны. Общественные настроения переменчивы, зыбки, ментальность же отличается более устойчивым характером. Она включает в себя ценностные ориентации, но не исчерпывается ими, поскольку характеризует собой глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания. Ценности осознаваемы, они выражают жизненные установки, самостоятельный выбор святынь. Менталь-ность же восходит к бессознательным глубинам психики. В этом смысле она не всегда артикулируется ее носителями. Чаще всего ментальность реконструируется исследовательским путем сопоставления с другой ментальностью.

Еще один вид психологических барьеров — эстетический. Дело в том, что каждый вид искусства имеет собственную условность.

Надо знать художественный язык сообщений, чтобы адекватно его расшифровать. Как уже говорилось, молодой человек, затянутый в трико, поднимает над собой воздушную девушку и отбрасывает ее. Она начинает кружиться. И на языке балета это означает: «Я тебя люблю».

Когда был изобретен кинематограф, первые фильмы представляли собой запись театральных спектаклей. Но вот неожиданно камера приблизилась к лицу героини. И стали видны ее выразительные глаза, боль души и уникальность переживаний. Потом в кино это будут называть крупный план. Однако первые зрители не понимали, что хотел сказать режиссер. Вот стояла женщина, теперь от нее осталась одна голова. Куда же делось туловище?

Итак, сообщение, посланное другому человека, проходит череду психологических барьеров и на выходе приобретает иное содержание. В нем возникают новые смыслы, прежнее содержание во многом деформируется. Можно представить и такую ситуацию: сообщение понимается совершенно в обратном значении. Это называется эффектом бумеранга. Бумеранг — изогнутый палец, чаще всего серповидной формы. Описав кривую, бумеранг возвращается к метателю. Был распространен у австралийцев, в Юго-Восточной Азии, Южной Индии, Древнем Египте, Мексике. Эффект бумеранга — это метафора. Когда сообщение приобретает противоположный смысл, нежели тот, который был вложен метателем (инициатором сообщения), говорят об эффекте бумеранга.

Источник:
Закономерности общения и взаимодействия людей
Общение — специфический для людей способ взаимных отношений, форма бытия человека во взаимосвязях с другими людьми. Общение — взаимодействие между людьми, главным образом непосредственные. Понятие
http://psyera.ru/zakonomernosti-obshcheniya-i-vzaimodeystviya-lyudey_8095.htm

COMMENTS