Здоровый эгоизм необходимая черта личности

Детский эгоизм, коррекция поведения ребенка

Каждый любящий родитель хочет дать своему милому чаду все самое лучшее. Для него очень важно правильно воспитать свое сокровище, чтобы малыш рос послушным, жизнерадостным и целеустремленным, а не вырос ребенок-эгоист благодаря чрезмерным стараниям. Задача воспитания ребенка является далеко не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Для гармоничного развития малыша родителям придется приложить немало стараний, направляя его способности в нужное русло, но при этом воспитывая в нем лучшие человеческие качества. Совсем недостаточно вашего желания – нужно заинтересовать ребёнка. Осмысленная, а не слепая любовь по отношению к своему чаду окупится сторицей, и такого ребенка никогда не коснется детский эгоизм.

Многие вопросы тревожат родителей в процессе воспитания маленьких детей, один из которых касается детского эгоизма. В каком возрасте могут проявляться первые признаки, с какими качествами их можно перепутать и как предупредить его развитие? Все эти вопросы очень важно рассматривать своевременно, чтобы ребенок не вырос эгоистом.

В совсем маленьком возрасте дети озабочены своим личным комфортом и защитой маленького, благополучного окружения. До года такая защита является эмоциональной, а стремление выжить в этом мире обусловлено генетической задачей, с которой каждый малыш появляется на свет.

О каждом своем неудобстве ребенком будет заявлено во всеуслышание, но при этом никто не подумает сказать, что маленький человечек эгоист, ведь ему необходима забота родителей, как фактор выживания. Родители терпеливо и ежечасно уделяют ему внимание, обеспечивая комфортным сном, уходом, едой, развлечениями, игрушками и прогулками.

В последующие два года малыш знакомится с окружающим миром, пытается ужиться с окружающей действительностью. Он адаптируется к миру, все крутится вокруг него одного, поскольку он в силу отсутствия самостоятельности находится в центре всеобщего внимания.

В возрасте трех лет для ребенка самое важное игра, ему нужно движение и общение для правильного развития, поэтому вопрос комфорта окружающих его тоже мало беспокоит. В психологии это называют здоровым эгоизмом, который вполне нормален, так как является адекватной реакцией.

Сознание собственного «Я» происходит в трехлетнем возрасте или несколько позже, когда ребенок вместо местоимения «он» употребляет «я», а также может произносить свое имя в третьем лице. В это время происходит зачатие нездорового взрослого эгоизма.

Малыш представляет свои корыстные интересы, не учитывая потребности и желания других людей. Вначале родитель может не заметить, что его чадо начинает вести себя, как ребенок эгоист, поскольку в таком возрасте эта черта еще мало заметна, будучи замаскированной адаптацией к социальной среде.

Как предупредить первые проявления и как бороться с детским эгоизмом

В возрасте 3-х лет ребенок получает собственный жизненный опыт в отношениях с людьми, который может быть:

  • положительным, когда здоровый эгоизм способствует самоутверждению и росту. Здесь выступает потребность заявить о себе без хвастовства и зазнайства, где оценка со стороны научит адекватно относится к себе;
  • отрицательным, когда значение личности ребенка в семье преувеличивают, формируя чрезмерное себялюбие и эгоизм.

Ошибки родителей, из-за которых вырастает ребенок эгоист:

  • неадекватная оценка личности ребенка – беспричинное восхваление, потакание прихотям и капризам;
  • лишение собственной инициативы — выполнение за них дел;
  • снижение мотивации и интереса к жизни – навязывание собственных прагматичных установок;
  • неопределенные нравственные представления – из-за личностного примера эгоизма;
  • подавление и снижение самооценки, которая становится причиной психологической незрелости, то есть чрезмерная воспитательная активность;
  • снижение творческого потенциала, восприятие морально-этических принципов в денежном выражении – подкуп детей.
  • нельзя навешивать на малыша ярлык «эгоист», формируя детские страхи, угнетающие ребенка, ведь таким образом родители вырабатывают дальнейшее неверное поведение;
  • нельзя путать задатки лидерства и эгоизма;
  • понимайте мотивы в поведении ребенка, чтобы правильно его скорректировать, хвалите ребенка по заслугам;
  • не высказывайтесь грубо, чтобы не оттолкнуть малыша, поскольку любая агрессия имеет плохие последствия;
  • оказывайте моральную поддержку во всех начинаниях;
  • не упрекайте ребенка в его неправоте, старайтесь, чтобы он хотел советоваться с вами, говорите по душам с ним;
  • не унижайте и не подшучивайте при друзьях, так как большая ошибка заставит его смущаться;
  • организуйте ему личное пространство (комнату или уголок) в котором бы присутствовал его рабочий стол, стеллаж для книг и место для его личных вещей, пусть даже игрушек;
  • не вынуждайте его обманывать вас;
  • помогайте в просьбах, наблюдая со стороны за его действиями.

Вина в том, что ребенок вырастает эгоистом, полностью лежит на родителях, как показывают многочисленные исследования, ведь именно в семье воспитываются и корректируются черты характера и нюансы поведения.

Дайте малышу возможность принимать самостоятельные решения, получать пусть даже отрицательный (только в случае безопасности для его жизни), но личный опыт.

Помогите расширить его социальную сферу, интересуйтесь его делами, поощряйте его положительные оценки в адрес других людей и приучайте его к посильной помощи – такие несложные шаги помогут вам вырастить гармоничную личность, имеющую уважение и к себе, и к окружающим.

Источник:
Детский эгоизм, коррекция поведения ребенка
Проявление детского эгоизма и коррекция поведения. Осмысленная, а не слепая любовь по отношению к своему чаду окупится сторицей, и такого ребенка никогда не коснется детский эгоизм
http://mumbaby.ru/bigbaby/detskiy-egoizm-i-korrekciya-povedeniya.php

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это система поведения разумного человека (умеренность во всем, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно—религиозных и национальных традиций, которая необходима для физического, душевного, духовного и социального благополучия и активного долголетия. Однако, не стоит путать здоровый образ жизни с движением ЗОЖ, продвигающим неоязыческие идеи. Для того, чтобы заниматься физкультурой, для того, чтобы вести здоровый образ жизни, вовсе не нужно становиться неоязычником.

Существуют и другие определения, которые не учитывают важнейшую духовную составляющую Человека:

Здоровый образ жизни это прежде всего культурный, активный образ жизни, гуманистический и цивилизованный, напрямую связанный со здоровьем, долголетием, благополучием человека, его счастьем, почетом и богатством.

Здоровый образ жизни — это жизненная позиция, поведение или деятельность человека, направленные на укрепление своего здоровья.

Кто автор современного термина «здоровый образ жизни» трудно сказать. Вероятно первым употребил это словосочетание применил академик Николай Михайлович Амосов; он сформировал основные принципы концепции здорового образа жизни — Режим Ограничений и Нагрузок, как образ жизни, обеспечивающий оптимальное здоровье. [1] В 80—х годах этот термин подхватили европейцы, американцы (healthy life—style) и прочие народы.

Исторически корни науки о здоровом образа жизни были оформлены в виде традиционных систем поведения, образа жизни, питания, которые в дальнейшем были в той или иной форме отражены в религиозных наставлениях, священных книгах и т. п.

В период расцвета греческой и римской культуры сформировалась гигиена, ставшая впоследствии одной из медицинских научных дисциплин.

Занятия физической культурой для школьников были следствием идеологии ХIХ — начала ХХ века, когда в Германии, а затем во Франции, в России и др. странах врачи обратили внимание на плохое физическое состояние подростков. Одной из существенных причин такого внимания был запрос армии на здоровых рекрутов, который выполнялся с большим трудом.

В СССР в 70-х — 80-х гг. ХХ века, а позже — в России и странах СНГ в школьный курс был введены учебные предметы «Гигиена семейной жизни», «Валеология», «Половое воспитание российских школьников» и др.

В настоящее время в средних школах преподавание валеологии преимущественно вышло из моды, но существуют отдельные, хотя и плохо систематизированные курсы, типа «Основы здоровья», «Гигиена школьника».

Православная церковь благославляет здоровый образ жизни, понимая под этим не только правильное питание, достаточную двигательную активность, отсутствие вредных привычек и закаливание, но и духовно—нравственное благополучие.

«Здоровый образ жизни — норма для православной традиции, так как верующий человек сознаёт, что его тело — это храм Божий, в котором живет Святой Дух (1 Кор. 3, 16), как об этом пишет апостол Павел, и христианин призван соблюдать своё тело в чистоте нравственной и физической. Ограничивая заботу о теле самым необходимым, то есть не превращая это попечение в похоти (Рим. 13, 14), упражняясь в телесных подвигах, он укрепляет волю и собирает силы души воедино, устремляя их к источнику всех благ, к Богу.» [2]

Валеология — «наука» о здоровом образе жизни [ править ]

В 1980 году была создана (придумана) наука «Валеология» с самыми благими намерениями. Сама по себе идея хорошая, но получилось всё в точности по английскому афоризму «благими намерениями вымощена дорога в ад», или как выразился главный большевик Ленин: «По форме верно, по сути — издевательство». Авторы и пропагандисты Валеологии (И. Брехман, А. Асмолов, И. Кон, Б. Шапиро, Н. Винник, А. Нуйкин, А. Гербер, В. Петленко, Г. Апанасенко, В. Войтенко, П. Горбенко) обьединили моральные принципы из рамых разных религиозных и оккультных учений с физической культурой (точнее с фитнесом) и физиологией человека, добавили экологию, психологию и гигиену. Желая того или нет, авторы валеологии создали какую то свою религию здоровья — винигрет из буддизма, даосизма и сектанского учения «бога земли» Порфирия Иванова. Из христианства там только ссылки на ветхозаветные заповеди.

Новая наука Валеология быстро развивалась в ельцинской «демократической» России, быстро появилась целая армия валеологов. Валеологами становились биологи, инженеры, преподаватели школ, представители нетрадиционной медицины и даже оккультисты. Были и врачи—валеологи. Новая наука процветала, ее преподавали в школах, ВУЗах, создавали институты Валеологии.

Валеология критиковалась Православной церковью и академической наукой. В 2001 году Министерством образования России было принято решение об исключении предмета и специальности «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.

Актуальность ЗОЖ обусловлена существенным увеличением продолжительности жизни, изменением среды обитания и самого Человека.

Стали очевидны три главных врага современного человека — депрессия, гиподинамия и плохая мораль:

— Научно-технический прогресс упростил быт и избавил человека от необходимости добывать свой хлеб «в поте лица». Но человек по-прежнему инстинктивно пытается ублажить свою ненасытную плоть: он стремится к комфорту, к вкусной еде, к душевному и телесному покою. Но получая все это, — человек слабеет, толстеет, глупеет, развращается, болеет и умирает раньше времени. Разумный человек вынужден ограничивать свои желания ради сохранения здоровья.

— Современный человек стал долго жить, мало двигаться, много есть, он имеет много свободного времени, приобрел множество новых вредных привычек, утратил духовность, и в результате этого он начал дряхлеть, болеть и тосковать.

— Свободное время, материальная независимость и духовная «свобода» породили состояние праздности. Праздность, характерная черта современного человека, — благоприятная почва для дурацких поступков, вредных привычек и депрессий.

— Человек приобрел личную свободу, но утратил совесть. Современный человек «чтобы совесть не мучила» прибегает к порочной практике нейтрализации совести при помощи психотехник, алкоголя или ложной идеологии, вместо того, чтобы изменить себя и «жить по совести». Плата за обман совести — чрезвычайно высокий уровень невротизации и невроз — обычные спутники жизни современного человека.

— Человек утратил важные жизненные ценности, которые определяли уклад его жизни до середины прошлого столетия (семья, вера, община), и приобщился к новым бездуховным «ценностям» (материальные блага, успех, свобода личности и совести…).

— Люди научились бороться с инфекциями, но стали страдать и умирать от иных болезней, которые называют «болезни цивилизации». Это сердечно-сосудистые, онкологические заболевания и болезни опорно-двигательной системы. Развите и исход этих болезней зависят не только от внешних причин, но от образа жизни самого человека.

— Медицина и здравоохранение достигли уровня, при котором они больше не могут существенно улучшить жизнь человека, и стала очевидной необходимость поиска иного пути оздоравливания населения. Этот путь собственно и есть здоровый образ жизни, суть которого — достижение морально-нравственного и физического здоровья за счет самоограничений и специальных упражнений.

Пример дурацкого образа жизни — подражание сектанту Порфирию Иванову с его «деткой». Купание в холодной воде, ходьба босиком, любовь к природе, — все это хорошо. А вот его духовные назидания вызывают сомнение:

  • «Я даю вам силу, которая изгоняет болезни. Моя система пробуждает центральную нервную систему. У людей есть силы, но они спят, и их нужно пробудить, нужно, чтобы человек начал сам себе помогать — осознанно, умело, терпеливо, творчески»
  • «Здесь живёте — остальное сон, мы живём в природе один раз, а потом умираем на веки веков»
  • «Вы все люди через Меня, как Бога, добьётесь бессмертия, умирать перестанете. Вы будете жить вечно из—за славы вашей»
  • «Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплёвывай из себя ничего. Привыкни к этому — это твоё здоровье»

Примерами здорового образа жизни является жизненный путь, таких разных на первый взгляд, знаменитых людей, таких как полководец Александр Суворов, писатель Лев Николаевич Толстой, врач Николай Михайлович Амосов…

Абсолютно здоровый образ жизни вел Иисус Христос. И физически, и духовно Он был таким, каким Господь хотел видеть все человечество, если бы человек следовал Его завету: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

Образ жизни Александра Васильевича Суворова до сих пор является примером для нынешнего поколения. Денщик прославленного полководца А. Суворова отмечал аскетизм и величайшую силу духа и смирение этого замечательного человека: «Его простота, воздержность, терпеливость, чуждая всякой неги, сродняли его с воинами, любившими его, как отца. Он примером своим учил, их переносить все трудности жизни. — Любя простоту, даже до первобытной бедности человечества, Суворов иногда показывался во всем своем блеске, во всех своих звездах и орденах, по это было в торжественные Царские дни, в святой Церкви, где он преклонял седое чело до земли, и пел за дьячка духовныя песни» [4]

Другое дело врач Амосов, как настоящий учёный, он экспериментировал над самим собой, разработал основные принципы здорового образа жизни, систему оздоровительной физкультуры.

В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.

Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней.

Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закалка, время и умение отдыхать. И еще пятое — счастливая жизнь! К сожалению, без первых условий она здоровья не обеспечивает. Но если нет счастья в жизни, то где найти стимулы для усилий, чтобы напрягаться и голодать? Увы!

Природа милостива: достаточно 20-30 минут физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. Если это время удвоить, то будет вообще отлично. [6]

Амосов неоднократно отмечал, что физкультура не главное, чтобы быть здоровым надо быть честным, много работать и ясно мыслить. Он писал в дневниках: «эксперимент с физическими супернагрузками нужен мне для того, чтобы телесная немощь не помешала трудиться голове».

  1. ^ Амосов Н.М. «Раздумья о здоровье.—» // 3—е доп., перераб.—М.:Физкультура и спорт. — 1987. — С. 64.
  2. ^«Слово Святейшего Патриарха Алексия на Всероссийской конференции «Национальная сфера ответственности: власть, Церковь, бизнес, общество — против наркотиков»» // Официальный сайт Московского Патриархата.
  3. ^ А. Кураев «Осторожно: Валеология» // Миссионерский портал диакона Андрея Кураева. — С. [1].
  4. ^ Сергеев И. Домашние привычки и частная жизнь Суворова. Из записок отставного сержанта Ивана Сергеева, находившегося при Суворове шестнадцать лет безотлучно // Маяк, журнал современного просвещения, искусства и образованности // 1842. — Т. 1. — Кн. 2. — С. 100—108. [2].
  5. ^ Сергей Поляков «Лев Толстой: ‘Ел лишнее — стыдно’».
  6. ^ Амосов Н. М. Раздумья о здоровье — М.: Физкультура и спорт, 1987.-64 с.

1. «Прозрение», Н.Н. Острожная, О.П. Мазурова. 2. Все о здоровом образе жизни. Ридерз Дайджест 1998г 3. Шаталова Г.С. Философия здоровья. М, 1997. 4. И.П. Березин, Ю.В. Дергачев. Школа здоровья.

Источник:
Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни. «Традиция», свободная русская энциклопедия Другие названия: РБ:Здоровый образ жизни, ЗОЖ
http://traditio.wiki/%D0%97%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8

Здоровый эгоизм необходимая черта личности

Если говорить об эгоизме как о качестве личности, то вырастает оно из такого понятия, как ЭГО. Эго — это способность индивидуума отделять себя от окружающего мира и противопоставлять себя ему, то есть постоянно сравнивать и оценивать. Эгоизм трудится в интересах личности, это её неотъемлемое качество, так как помогает самоопределиться и действовать самостоятельно, проявляя волю и характер. Обычно с термином «эгоизм» связаны не слишком положительные отзывы, однако, в психологии эгоизм считается полезным свойством человека. В определенных пределах, конечно.

Эгоизм как черта характера постоянно тянет одеяло на себя. Он борется за то, чтобы ЭГО, к которому он принадлежит, с легкостью удовлетворяло все свои желания. Любое сопротивление, препятствие или невозможность получить желаемое провоцируют гнев и возмущение, являющиеся, с точки зрения эгоиста, вполне резонными.

Сфера распространения эгоизма отдельной личности хорошо различима на примере разных видов социума. Возьмём такие группы, как человеческое общество, волчья стая и пчелиный рой. Каждый отдельный член своего общества осознаёт принадлежность к нему, но по-разному определяет свою роль и роли окружающих его собратьев. В пчелиной семье всё подчинено интересам королевы, так как она — залог существования роя. Рядовые пчелы работают на совесть и погибают без сожаления, не проявляя никакого эгоизма; для них исполнение своего долга — смысл жизни, и ни у кого не возникает мысли уклониться от обязанностей. Королева же сутки напролёт занята воспроизводством потомства и заботой о благополучии колонии. На уровне конкретного члена этого общества эгоизм не существует в принципе. Зато он проявляется на уровне всего общества, когда рой, атакованный извне, начинает защищаться, действуя, как единое целое.

У волков каждый волк в стае имеет свое положение и статус — от вожака до аутсайдера. И свой статус они регулярно подтверждают, продвигаясь вверх по иерархии или теряя позиции. Каждый желает занять место попрестижнее, видя в других соплеменниках своих соперников, но никакой волк не хочет стать одиночкой. Сам себе вожак — это не для них, так как даже вожак осознаёт, что одному в лесу не выжить. Таким образом, хотя каждый член стаи индивидуален и обладает личным эгоизмом, он вынужден смирять его перед потребностями всей группы. Со слабыми, увечными или чужаками расправляются безжалостно и быстро, считая их опасной обузой.

Как уже писалось выше, эгоизм может быть индивидуальный и групповой. Также он может быть скрытый и явный. Если при явном эгоизме человек заявляет: «Я — звезда, я требую восхищения и подчинения», то при скрытом эгоизме человек пытается поставить окружающих в зависимое положение с помощью жалости: «Я жертва, я страдаю! Кто меня не поддерживает и не приносит мне облегчения, тот отвратительный палач, достойный всеобщего порицания». Часто этим пользуются дети, симулирующие истерики, физически ослабленные и нездоровые старики, а также те, кто избегает серьезной ответственности. Скрытый эгоизм, как правило, не вызывает ответной агрессии и желания противостоять чужому напору, поэтому такие «жертвы» очень умело манипулируют окружающими в своих интересах.

Ф. Лерш выделял такие типы эгоизма:

b)поддержания уровня жизни;

Эгоизм самозащиты — основной инстинкт. Даже самые спокойные и воспитанные люди могут превратиться в обезумевших дикарей, когда возникнет опасность для их жизни. Это хорошо видно при экстремальных ситуациях, когда толпа бежит к выходу, давя всех и вся на своем пути.

В «Теории справедливости» Дж. Роуз описан эгоизм таких видов:

1) «Все должны мне»,где члены общества служат интересам отдельной личности.

2) «Я никому никогда ничего не должен», где некто, действуя в своих интересах, не считается ни с какими общественными нормами и запретами.

3) «Никто никому ничего не должен», где все действуют в личных интересах, не признавая никаких правил или ограничений.

Посттравматический эгоизм появляется, когда после перенесенной травмы или полученных увечий человек осознаёт, что стал менее продуктивен и ценен в какой-либо области, но не желает с этим смириться.

Также психологи выделяют эгоизм возрастной, связанный с этапами становления личности.

Интеллектуальный эгоизм подразумевает, что некто фанатично придерживается своих идей, считая их самой истиной. Он отказывается выслушать других и не приемлет иных точек зрения и понятий. При таком эгоизме человек замыкается на своих идеях, существуя как бы в отдельном мире.

Есть также понятие разумного эгоизма, пришедшее еще от античных мыслителей. Вкратце о нём уже говорилось. Разумный эгоизм одразумевает сотрудничество личности и общества через нахождение в обоюдных притязаниях золотой середины. Именно то, что человек разумен, даёт ему понять наличие выгоды от принадлежности к группе и отождествления успехов группы со своими собственными. Н. Г. Чернышевский, развивая теорию разумного эгоизма в своём творчестве, подчеркивал, что счастье одного индивида невозможно без благополучия всего общества, в котором тот находится.

Особый вид эгоизма — профессиональный, выраженный в желании превосходства только в конкретной сфере деятельности; он присущ людям, посвятившим себя определенному занятию. Это трудоголики и фанатики своего дела, готовые охотно пожертвовать всем остальным ради любимого занятия. В случае явного успеха такой эгоизм нередко выливается в «звездную болезнь». Главный показатель наличия эгоизма этого типа — неумение признавать поражение, зависть к тем, кто более успешен, и абсолютная уверенность в своём превосходстве. Конечно, в мире встречается немало одаренных людей, даже гениев, но некоторые сохраняют вокруг себя непринужденную атмосферу, а другие, в силу эгоизма, ослеплены собственным величием. Вот несколько разнообразных примеров гениальных личностей из истории.

Леонардо да Винчи, например, был до крайности скрытен: он не подписывал свои произведения, оставляя лишь опознавательные знаки. Он не признавал никаких авторитетов и был абсолютно уверен в своих возможностях. В общении был весел, остроумен, красноречив, любил говорить загадками и метафорами, хотя предпочитал одиночество. Для увеселения товарищей часто изобретал всякие механизмы в виде животных и птиц, которые двигались и пели.

Альберт Эйнштейн, по словам очевидцев, был самодовольно жизнерадостен. Он не терпел, когда кто-то рядом был грустен, не принимал всерьёз неудачи и не огорчался по пустякам, много шутил, считая юмор лекарством против всех бед. Не выносил лжи, несправедливости и насилия, считая самым отвратительным словом в немецком языке слово Zwang — принуждение. Ученый считал, что добиться истинного успеха может только маньяк, одержимый одной мыслью, поэтому в обычной жизни он был до крайности спокоен. Эйнштейн не был ослеплен своими успехами и допускал, что вполне может ошибаться. Врач ученого вспоминал, что Альберт терпеть не мог позировать для художников, но если кто-то из них говорил, что портрет поможет ему справиться с нуждой, Эйнштейн тут же соглашался. Альберт Эйнштейн был гуманистом, пацифистом и ярым антифашистом.

Михайло Ломоносов, являясь выходцем из крестьянского сословия, до конца своих дней оставался, по словам очевидцев, мужиковатым и прямолинейным человеком. Находясь при дворе, он не влился в императорскую свиту, так как не умел лицемерить и интриговать, напрямую высказывая в лицо человеку всё, что о нем думает, от чего нередко страдал. Очень остро переживал несправедливость, наблюдая, как осыпают наградами людей, совершенно их не заслуживающих, а те, кто имеют талант, остаются не востребованы по причине личной неприязни или из-за низкого происхождения. По характеру он был скрытен и необщителен, даже мнителен, с трудом заводил знакомства, но имел бойцовский характер, страстно и смело выступая против тех, кого считал своими недругами.

Михаил Кутузов имел от природы удивительно развитые осторожность и хитрость. Близкие и окружающие нередко упрекали его в медлительности и даже трусости, хотя на самом деле под маской спокойствия, благодушия и неторопливости скрывался детальный многоходовой расчет. Хитрость Кутузова имела не банальный утилитарный, а скорее артистический характер. Терпеть не мог чужих советов, но никогда не тратил силы на споры, благодаря чему мог сохранить нормальные отношения практически со всеми. В кругу близких и друзей был чувствителен, даже сентиментален, но в отношении иноземных захватчиков не испытывал никакой жалости, проявляя удивительные стойкость и мужество на поле боя. Также он был категорически против пролития крови русского солдата во имя освобождения Европы.

«Будьте в одиночестве, в нём секрет изобретательства; будьте в одиночестве, только в нём рождаются идеи. Большинство людей так поглощены внешним миром, что они совершенно не замечают, что происходит внутри них».

«Наши недостатки и наши добродетели неразделимы, как сила и материя. Если они разделяются — человека больше не существует».

«Сражения между людьми, точно так же, как сражения правительств и наций, неизменно являются результатом недопонимания в самом широком толковании этого термина. Недопонимания всегда вызваны неспособностью ценить и уважать другую точку зрения».

«Важна не та любовь, которую вы получаете, а та, которую отдаёте».

«Каждое живое существо — это двигатель, приводящий в движение рабочие колеса Вселенной. Хотя оно, казалось бы, влияет только на его непосредственное окружение, сфера внешнего влияния простирается до бесконечности расстояния».

«Деньги не представляют такой ценности, какой люди их наделяют. Все мои деньги были вложены в эксперименты, с помощью которых я сделал новые открытия, способные сделать человеческую жизнь немного легче».

Все талантливые люди эгоистичны хотя бы потому, что стараются защитить свое право на любимую деятельность, право заниматься ею так, как им удобнее. Очевидно, что чем более одарён человек, тем более странным и непонятным кажется он окружающим, тем больше у него необычных привычек, странных хобби и увлечений, даже фобий и зависимостей. Насколько глубок эгоизм одаренной личности, можно судить лишь в каждом конкретном случае, но нередко мы готовы прощать истинным гениям даже самый закоренелый эгоизм в обмен на удивительные плоды их таланта.

Все люди по природе являются эгоистами в разной степени, однако, на каждом возрастном этапе у человека эгоизм проявляется немного по-разному. В зависимости от возраста эгоизм бывает детский, подростковый, зрелостный, постзрелостный и старческий. Психолог Эрик Эриксон в своих трудах выделял аж восемь стадий, на которых формируются основные черты характера, положительные или отрицательные.

Детский эгоизм самый явный и самый естественный. Дети эгоистичны не потому, что желают, чтобы весь мир вращался вокруг них, просто они так воспринимают реальность. Осознание того, что окружающие люди являются такими же чувствующими и понимающими существами, имеющими свои желания и взгляды, приходит к ребёнку не сразу, во многом это зависит от воспитания. Дети, избалованные родительской лаской и всеобщим потаканием, не перерастают свой изначальный эгоизм, перенося его во взрослую жизнь и сталкиваясь с большими проблемами. Если ребенка постоянно нахваливать, убеждать, что он «самый-самый, необычный, исключительный, одаренный и т. п.», то он поверит в это как в догму, и по отношению к остальным будет чувствовать себя избранным.

Второй вариант возникновения эгоизма у детей — чрезмерная опека и потакание прихотям. Когда взрослые всё делают за ребёнка, дают ему всё по первому требованию, то малыш также принимает правила игры, осознавая, что так и положено. Он ничему не учится, а только требует. Когда же, повзрослев и попав в иную среду, он сталкивается с отказом или высказыванием: «Ты эгоист, живешь только ради себя», то недоумевает: ведь до этого сердобольные родители и иные родственники только и делали, что жили ради него. Так что же не так?

С раннего детства до подросткового периода важно втолковать ребёнку, что действовать в группе, иметь товарищей, общаться со сверстниками как с равными — это не ущемление его жизненного пространства, а веселое, выгодное и полезное умение. Многие дети в процессе общения начинают понимать это сами, некоторым приходится объяснять и даже приводить примеры, но в любом случае детский эгоизм — явление естественное и проходящее, при должном воспитании.

Часто дети, видя, что их родители также не соответствуют «стандартам», например, не много зарабатывают или не являются авторитетами для других взрослых, стараются отдалиться от них, чтобы не попасть в число «лузеров». Многие дети в возрасте 13–16 лет стесняются своих родителей, не знакомят их с товарищами, чтобы не испортить собственного имиджа. Этот эгоизм — защитная реакция, способ сохранить свой статус. Если отношения в семье напряжённые, подростки отдаляются от неё, могут даже сбежать из дома в ту компанию, где чувствуют себя комфортно. Если же в семье отношения более-менее доверительные, то эгоизм можно смягчить или преодолеть, объяснив ребенку, что любовь и поддержка, принятие его таким, какой он есть, будет у него только тут, а правила и штампы внешнего мира слишком изменчивы и не гарантируют успеха даже при идеальном им соответствии.

Психологи говорят, что к 15 годам у индивида формируется его личность, его психика, характер. Если до этого периода человек не перерастёт свой подростковый эгоизм, то он останется в нём как часть его самого. Это ранимое ЭГО, вынужденное каждый день доказывать свое право на существование и подтверждать свой статус, ищущее одобрения и признания, будет с человеком до самой старости.

Другая форма эгоизма в этом возрасте — попытка ухода от общения. Человек знает, что не может соответствовать принятым стандартам по каким-либо причинам («я слишком плох» или «я слишком хорош, чтобы остальные меня поняли»), и старается ограничить все контакты. В любом случае он испытывает чувство обиды от того, что его не могут принять таким, какой он есть; он жалуется на всех и вся, винит в своих неприятностях кого угодно, но только не себя. Эгоизм проявляется в том, что сама личность не стремится к переменам; каким бы плохим или хорошим ни считал себя человек, для себя он значимее, чем окружающие, поэтому меняться и подстраиваться должны они.

В большинстве случаев старческий эгоизм «поедает» тех людей, которые в течение своей жизни не наполнили ничем свой внутренний мир. Духовные интересы, любимое дело, осознание смысла жизни — всё то, на что человек опирается, когда внешнее, материальное теряет смысл, когда он остается один. Умение себя занять, найти новую цель, найти силы изменить что-то в себе для общей пользы, сблизиться с людьми, которые ценят тебя за твои личные качества, умение стоически переносить трудности и не жаловаться, не винить в бедах других — всё это не даст эгоизму овладеть вами на склоне лет.

Многие люди скажут, что эгоизм — это однозначно вредно. Но так ли это на самом деле? Мы уже рассказывали о теории разумного эгоизма, совмещающего интересы общества и личности, а также эгоизма детского, помогающего малышу определиться как индивидуальности.

Источник:
Здоровый эгоизм необходимая черта личности
Эгоизм, как уже говорилось, — проблема духовного характера, значит и решать её надо соответствующими методами. Задаваясь вопросом, как бороться с эгоизмом, многие сразу представляют себе семинары и тренинги, визиты к психологу, различные программы, расписанные по дням, но эгоизм — черта характера, присущая всем людям изначально, поэтому «разовая терапия» здесь не поможет. Искоренять эгоизм человеку придется долго и основательно, потратив на эту борьбу всю свою жизнь.
http://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/egoizm-a-chto-my-znaem-o-nem/

Здоровый эгоизм необходимая черта личности

14.1. Здоровый образ жизни

Одним из ведущих направлений профилактики нарушений здоровья, функциональных расстройств, и в частности стресса, является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ). Он служит важнейшим условием осознанного поддержания психосоматического здоровья человека, высокой его работоспособности, устойчивости к воздействию неблагоприятных экологических, психологических, техногенных и социальных факторов среды, продления долголетия.

По определению Г.И. Царегородцева и И.А. Гундарева, «ЗОЖ – это жизнедеятельность человека, обеспеченная в соответствии с гигиеническими нормативами рациональным режимом труда, быта и отдыха, а также жильем, питанием, медицинским обслуживанием, способствующими укреплению адаптационных способностей человека и представляющими ему возможность полноценного выполнения социальных функций и достижения активного долголетия» [220, с. 10]. Но помимо объективного, материального аспекта, по мнению авторов, ЗОЖ имеет и субъективный личностный аспект. Последний включает осознанную активную установку человека на то, чтобы основные проявления его жизнедеятельности не противоречили научно обоснованным гигиеническим нормам и требованиям.

Тесная, гармоничная взаимосвязь особенностей активности организма и личности конкретного человека в обеспечении его здоровья и социального комфорта определяет представление о ЗОЖ как типе повседневной жизнедеятельности индивида, а также социальной группы, нации, человечества в целом, который обусловлен всей конкретно-исторической системой взаимодействия социальных, психологических (личностных) и биологических (видовых, популяционных, организационных) факторов и который направлен на повышение уровня здоровья как исходной предпосылки гармонического развития человеческой жизнедеятельности [130, 152, 165].

По мнению Б.Н. Чумакова [221], ЗОЖ можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.

ЗОЖ человека представляет собой содержание и организацию различных форм его активности, отражающих мотивационно-потребностные, программно-целевые, информационные, энергетические и другие особенности его проявления (функционирования) как индивида (субъекта деятельности) в конкретных и типичных условиях существования. Он включает в себя такие формы активности, как психолого-физиологическое обеспечение жизнедеятельности, учебной и трудовой деятельности, физической активности, общения и т. д.

Понятие ЗОЖ следует рассматривать в трех аспектах: как характер активности (интеллектуальный, физический, физиологический, социальный), как сферу активности (учебную, трудовую, спортивную) и как форму активности (производственную, культурную, общественную, медицинскую и др.). Образ жизни представляет собой не только вид активности, но и способ переживаний жизненных ситуаций. С ним связано понятие «условия жизни», которую Б.Н. Чумаков характеризует как «деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини– и макросреде, быт и обустройство своего жилища» [221, с. 22]. Образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а условия жизни опосредованно влияют на состояние его здоровья.

Как правило, образ жизни взаимосвязан с укладом, уровнем, качеством и стилем жизни, – эти понятия объединены четырьмя категориями: экономическая отражает уровень жизни, материальное благополучие человека; социологическая – качество жизни; социально-экономическая – уклад жизни; психологическая – стиль жизни. Указанные категории влияют на состояние здоровья человека и определяют направления формирования ЗОЖ.

Здоровый образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирования ЗОЖ – это многоэтапный процесс, который предполагает многоуровневую и многостороннюю деятельность по созданию возможности оздоровления всех сторон жизнедеятельности каждого человека, различных социальных групп и общества в целом. Важную роль в этом приобретают социально-культурные, психологические и воспитательные меры для перестройки нездоровой ориентации населения, обусловленной культом неразумных, примитивных удовольствий, достигаемых любой ценой. Именно поэтому обращается внимание на необходимость учета ценностных ориентаций на здоровье, и в частности, на различную и даже подчас противоположную социальную и личностную ориентацию ЗОЖ [152].

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья и устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов среды через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией, нарушениями режима питания, трудными жизненными ситуациями.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от различных социально-экономических, психологических, политических и экологических ситуаций.

В современной жизни и производственной деятельности дефицит активности, вредные привычки, избыточный вес, недостаточное физическое развитие, влияние вредных факторов среды приводят к нарушению функциональной надежности организма и психики, в результате чего снижается резистентность к стресс-факторам и повышается вероятность заболеваний психосоматической природы. В условиях все возрастающей сложности, напряженности, а в ряде случаев и опасности жизни и деятельности человека забота о сохранении здоровья, предупреждения соматических и психических расстройств определяют особое значение разработке и внедрению положений, принципов здорового образа жизни, пониманию и следованию им каждым человеком.

Состояние здоровья человека, его функциональная надежность, устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов жизни и деятельности являются одним из главных условий предупреждения стресса, снижения его проявлений и последствий. Следование здоровому образу жизни, формирование и поддержание высокой мотивации к овладению и использованию основных принципов и рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья рассматриваются в качестве обязательных условий и способов профилактики состояния стресса.

Здоровье как социально-биологическая основа жизни есть результат осознанной потребности поддерживать физическое и духовное благополучие человека путем создания и развития функциональных ресурсов организма и психики, их экономического и адекватного расходования при реализации различных форм активности (жизнедеятельности, трудовой деятельности) и полного восстановления функциональных систем и работоспособности человека [180].

Как отмечает Г.С. Никифоров [165], современная медицина относит около 85 % всех заболеваний к классу психосоматических, этипопатогенетические механизмы развития которых связаны с психогенными расстройствами и психической регуляцией этого процесса. Свойства личности являются важнейшим фактором, влияющим на здоровье. Обобщая данные многих авторов, В.И. Гарбузов [по 165] группирует черты личности, связанные с различными психосоматическими заболеваниями.

Итак, болезнь угрожает

– решительным, активным, но при этом чрезвычайно честолюбивым, склонным брать на себя слишком много; чрезмерно и напряженно работающим; отличающимся повышенным чувством ответственности, долга;

– добросовестным до педантичности, бескомпромиссным, болезненно реагирующим на оценку себя со стороны окружающих;

– предрасположенным к застреванию на отрицательных эмоциях, к стремлению во всем обвинять себя, сдержанных до скрытности, жестко контролирующих свои эмоции вплоть до подавления;

– трудно приспосабливающимся к быстро изменяющимся условиям жизни; неустойчивым в отношении неприятностей, неудач, агрессии со стороны других и т. д.

Автор выделил также «психосоматический профиль», то есть те личностные характеристики, которые присущи людям, идущим по пути к психосоматической патологии. Это ущемленность чувства собственного достоинства, эгоцентричность (эгоизм), сужение интересов (однобокость устремлений, переживаний), тенденция к фанатизму, чрезмерная напряженность притязаний, несоответствие притязаний возможностям, агрессивность, постоянная демонстрация сверхмужественности, «супермэнства», истероидность (все на надрыве, с перехлестом и ожесточением).

Отсюда следует, что лица с психосоматической патологией характеризуются такими личностными чертами, которые предрасполагают к развитию состояния стресса. В связи с этим для профилактики стрессовых реакций и психосоматических расстройств необходимо использовать методы коррекции неблагоприятных личностных черт, избегать трудных ситуаций, провоцирующих проявление перечисленных черт и, наконец, учитывать эти личностные особенности при психологическом отборе специалистов к деятельности в условиях экстремальных воздействий.

Здоровье населения рассматривается как показатель благополучия нации, как фактор, оказывающий непосредственное влияние на производительность труда, на характер межличностных отношений, на развитие общественного сознания, на индивидуальное совершенствование. Подобный комплексный подход нашел свое отражение в содержании понятия «здоровье», данном Всемирной организацией здравоохранения как состояние полного душевного и социального благополучия [180]. По данным специалистов, уровень здоровья определяет на 50–52 % образ жизни, на 18–20 % зависит от генетических факторов, на 20 % – от экологических факторов и на 7—10 % – от организации, способов и средств лечения. Таким образом, физическое и психическое здоровье, в том числе степень подверженности стрессу и характер последствий от него, зависят прежде всего от разумного, здорового образа жизни и условий труда.

Здоровый образ жизни характеризуется рядом факторов.

1. Режим труда и отдыха – строгий, ритмичный, умеренно напряженный режим является одним из важнейших условий высокой работоспособности и функциональной надежности человека. В многочисленных работах физиологов, гигиенистов, психологов обоснованы принципы и рекомендации по построению режимов с учетом продолжительности, периодичности, интервальности периодов труда и отдыха в зависимости от содержания и условий деятельности, пола, возраста, квалификации и т. д. Установлено, что при соблюдении четкого режима вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, то есть вырабатывается динамический стереотип в виде системы условных рефлексов. Закрепляясь, они обеспечивают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и функциональные возможности для реализации деятельности.

Режимы труда и отдыха должны отражать особенности функциональных состояний и работоспособности человека, а также характер их динамики в течение рабочего цикла. Кроме того, режимы необходимо проектировать с учетом биологических ритмов организма (циркадиадных, недельных, месячных и т. п.), а также особенностей колебательных процессов социальных и физических датчиков времени (смена уровня социальной активности, работа СМИ, смена света и темноты, метеофакторов и т. д.).

Построение режима труда и отдыха должно отвечать ряду требований: выполнению различных видов деятельности в строго определенное время, рациональному чередованию работы и отдыха, регулярному и полноценному питанию, соблюдению гигиены сна и т. д. [221].

Неправильно построенный режим или его нарушения (чрезмерные нагрузки, неполное восстановление после них, недостаточный и неполноценный отдых) приводят к истощению функциональных резервов, нарушению состояния профессионально важных функций и качеств, снижению работоспособности и мотивации, ухудшению самочувствия и настроения, что сопровождается снижением качества деятельности, появлением ошибок, нарастанием психической напряженности и развитием стресса.

2. Сон – эффективный способ снижения физического и умственного напряжения, способ физиологической и психологической защиты от чрезмерных нагрузок, эмоциональных нарушений, переживаний, явлений астенизации или перевозбуждения. Сон предупреждает истощение первичных клеток, способствует накоплению энергии, повышает защитные возможности организма. Хроническое недосыпание приводит к ухудшению функционального состояния организма, уменьшает резистентность к экстремальным воздействиям и стрессоустойчивость, развитие неврозов.

Гигиенические рекомендации предусматривают потребную продолжительность сна (7–9 часов), отход ко сну в 22–23 час. и подъем примерно в одно и то же время (7–8 час. утра), соблюдение тишины, приток свежего воздуха, прием пищи (за 2–3 часа до сна) и т. д.

3. Отказ от вредных привычек – борьба с «факторами риска» (особенности поведения или неблагоприятные внешние условия), которые пагубно влияют на организм, способствуют развитию функциональных расстройств, появлению заболеваний, не являясь, как правило, их непосредственной причиной. Среди наиболее распространенных и опасных факторов риска – курение, чрезмерное и регулярное употребление алкоголя, в ряде случаев самолечение, а также прием наркотиков. Систематическое курение приводит не только к риску развития рака легких, заболеваний сердечно-сосудистой и других систем организма, но и к нарушению обменных процессов, возникновению гипоксических состояний, снижению сопротивляемости организма к вредным факторам среды, ухудшению психической деятельности, – одним из следствий этих изменений является предрасположенность к стрессовым расстройствам.

Хорошо известно также неблагоприятное влияние и последействия устойчивой и чрезмерной приверженности к алкоголю, его употребление сопровождается особенно выраженными нарушениями психической деятельности, которые проявляются в ухудшении функций познавательных процессов, агрессивными или депрессивными реакциями, дезинтеграцией личностных свойств, снижением адекватности поведения и другими расстройствами, что приводит к уменьшению стрессоустойчивости.

Для получения выраженного эффекта закаливания целесообразно использование комплекса процедур, включающего конвекционное охлаждение – воздушные и солнечно-воздушные ванны, а также кондуктивное воздействие – обтирание, обливание холодной водой, ножные ванны, купание в бассейне, контрастные процедуры, ультрафиолетовое облучение. Особенно важно при этом соблюдение температурного режима воздуха и воды [205].

Особое значение в совокупности факторов здорового образа жизни, способствующих профилактике состояния стресса, придается организации рационального питания, физическим упражнениям и активному отдыху.

Источник:
Здоровый эгоизм необходимая черта личности
14.1. Здоровый образ жизни Одним из ведущих направлений профилактики нарушений здоровья, функциональных расстройств, и в частности стресса, является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ). Он
http://psy.wikireading.ru/96566

COMMENTS