Женственность и мужественность

Женственность – недооцененный нами ресурс

– Отец Петр, как возникла тема вашей книги и зачем вообще говорить о женственности? Что с ней непонятно?

– У меня никогда не было стереотипа, что женщина – существо неполноценное и достойный ее набор профессий сводится к домашнему хозяйству и уходу за детьми. Я с детства знал, а с возрастом лишь убеждался, что многие женщины – незаурядные и яркие личности.

Священник Петр Коломейцев

Я родился в роддоме Клары Цеткин, а она была феминисткой. Можно сказать, что уже по рождению я должен был стать феминистом. Так вышло, что меня воспитывали женщины – мама и бабушка. Моими лучшими учителями тоже были женщины.

Например, преподаватель русского и литературы Авива Евсеевна Альтшуллер в далекие семидесятые познакомила меня с Библией. К поступлению в МАрхИ меня готовила гениальный педагог и замечательный рисовальщик Нина Федоровна Ненюкова. Учась в семинарии, я познакомился с женщиной, которая стала для меня первым живым богословом. Даже литургику я смог усвоить благодаря талантливому преподавателю ПСТГУ Марии Красовицкой.

Но едва начав трудиться, я увидел нездоровую тенденцию принижения женщин. «Бабы – и есть бабы», – можно было услышать в компании друзей, на работе, в транспорте. Острее ощутил проблему, когда понял, что внутри православного сообщества, особенно среди рядовых членов Церкви, существует высокомерно-покровительственное отношение к женщинам.

Поинтересовался, на чем оно базируется. Оказалось, на пустом месте.

– Что значит – на пустом месте?

– Праздник Жен-мироносиц – есть, апостолы-женщины – есть, Дева Мария – женщина, почитание Ее – есть.

Мне довелось десять дней жить на Афоне, причем в десяти разных монастырях, полностью погрузившись в жизнь этих обителей. У афонских монахов сильно почитание Девы Марии и Ее иконы, которую они называют не иначе, как «Игуменья горы Афон». Куда ни кинь взгляд, нигде нет повода для отношения к женщине, которое существует, в том числе, в православной среде. Мне захотелось разобраться в истоках проблемы. Но была и вторая причина.

– Проявление экстремистского феминизма. Существование такого явления, как Pussy Riot, Femen, для которых нет ничего святого. Хотя наш опыт учит, что вера во все времена была уделом женщин. Вера это то, что впитывается ребенком от матери. А тут получается что-то совсем кощунственное, ломающее наше представление о женщине, если хотите, разрушающее матрицу – вот эта женщина-богоборец. Я пытался в этом разобраться.

– Но не из пустоты же появилось высокомерное отношение к женщине?

– Ну а чем еще, кроме вины мужчин, можно объяснить «недееспособность» женщины? Да, это примитивный способ мужчин охранять свой мир от власти женщин. Например, только в VI веке один из западных церковных соборов перевесом (в один голос) постановил, что женщина хоть и является существом низшего порядка, но все-таки имеет бессмертную душу.

Сегодня едва верится, что женщина когда-то считалась существом второсортным и юридически недееспособным и даже собственное имущество не могла наследовать, потому что права на него опекуном вручались супругу. Положение женщины многие века было зависимым. Были и объективные причины, например, роды, грудное вскармливание, воспитание. Все это отнимало время и лишало женщину возможности содержать себя и детей. Выбор профессий в городах, например, ограничивался работой прачки, уборщицы.

Суфражистки во время женской манифестации, 1913 г.

Высшее образование стало доступным для женщин в XIX веке. Кстати, многие связывают это с началом обучения умственно отсталых. Достижения коррекционной педагогики смогли убедить скептиков в способности женщин получать высшее образование.

Право выходить замуж по любви появилось еще позже. В некоторых культурах веками сохранялась традиция выкупа невесты, фактически покупки жены, как скотины, а если позволяло состояние, то нескольких жен-рабынь.

Всеобщее избирательное право для женщин – вообще подарок XX века. Во Франции женщины смогли голосовать в 1945 году, в Бельгии в 1948-м, в Греции в 1952-м, а в Швейцарии только в 1971-м. Об этом я подробно пишу в моей книге о женственности.

– Что же такое женственность?

– Однажды спросил об этом представительницу старшего поколения, такую советскую производственницу, которая не пользовалась косметикой, не носила брюк, украшений, при этом была абсолютно в согласии с общей позицией того времени о женственности и красоте.

Когда я с ней заговорил, она как отрезала: «Ой, ненавижу эти фигли-мигли». Ну что для нее женщина? Крем, маски, накладные ресницы, ногти, педикюр и средства от морщин? Нет. По ее мнению, женщин эти вещи только унижают. Представляете, «требование» женственности в ее представлении унижает женщину!

«Вот мужчина – просто одет, пару раз махнул расческой, потер трехдневную щетину и готов идти на работу. Вроде даже хороший, вроде даже мачо. А женщина должна соответствовать каким-то глупым стандартам. Ну кто это придумал? Мужчины придумали? Фирмы, которые предоставляют всякие женские услуги? – сокрушалась она. И добавляла: – А я, может, НЕ хочу быть желанной и сексуальной». То есть суть женственности для этой советской гражданки сводилась к сексуальности и эротичности.

Другая моя знакомая, профессор, преподаватель университета, говорит, что не станет проявлять и демонстрировать свою женственность, не станет одеваться «эротично», предпочитает везде, даже не на работе, деловой стиль.

Самое интересное, что и мужчины женственность воспринимают однозначно – как сексуальность. То есть на одном полюсе мы имеем образ женственности – эдакой путаны, ночной бабочки, что дальше некуда, а на другом – профессор в деловом костюме с указкой в руке.

– В обоих случаях женственность – это нечто со знаком минус?

– Для тех, кто трактует женственность как сексуальность – это что-то с большим знаком плюс. Они хотят, чтобы женщина была сексуальной и выглядела как эротический объект, чтобы у нее были хорошие пропорции открытого и закрытого тела, или хотя бы, чтобы на нее было приятно посмотреть. Многие признаются: «Если я смотрю на женщину и не чувствую гормонального подъема, это и не женщина вовсе».

С другой стороны, и здесь вы правы, точка зрения некоторых мужчин на женственность сводится к идее некой подчиненности – смиренная, послушная и даже туповатая, чтоб не лезла со своим мнением. Частью общества женственность понимается как некоторая аморфность.

Философ Симона де Бовуар, соратница Сартра, вообще твердо стоит на позиции, что рождается женщина человеком, а женственной и женщиной ее делают обстоятельства: ломают, уминают в форму, благодаря чему она вынуждена быть женщиной.

Но в том-то и дело, что женственность – это другое. С моей точки зрения, это энергия и сила.

Maria Schaefer Photography/flickr.com

– Наверняка встречали расхожие заголовки в глянцевых журналах: «Из мышек в кошки», «Из куриц в принцессы» или «Стань королевой мужских сердец». Вот эти книжки о покорении мужских сердец образ женственности трактуют в некотором смысле как «хищный» и буквально понимают как силу.

– То есть как способность, которая дает преимущество?

– Как власть, которая позволяет бросать себе под ноги мужские сердца и топтать их. В итоге, сколько людей, столько представлений о женственности.

Кроме того, есть идеал женственности и есть каналы, которые его транслируют. Все вместе – большой слоеный пирог. Но еще яснее, что мужчина и женщина – это люди. Если не брать физиологические отличия и принять, что профессиональные и интеллектуальные различия также довольно спорны, можно сказать, что и женственность, и мужественность находятся в некотором неточном значении.

Мужественность и женственность – это разброс показателей. Например, мы можем говорить о женственных качествах мужчины. Этот более мужественный, а тот более женственный. С женщиной та же история. Нет констант. Шкала размыта. На ней есть разные значения и самые крайние точки. Но если на одной шкале зададим мужественность и женственность, а потом отметим точку, то мужественная женщина, например, воспринимается обществом маскулинизированной – и это не очень хорошо.

Но и очень женственная женщина воспринимается не очень хорошо, пусть многие с удовольствием и эксплуатируют этот образ, как эксплуатируют они образ блондинки, не являясь блондинками по природе.

А между тем, золотая середина блестяще описана. Например, для Льва Николаевича идеалом женственности является Наташа Ростова. Это идеал в развитии. Читая роман, наблюдаем, как из по-детски непосредственного человека она вырастает в мать семейства. Толстой намеренно дает нам нестатичный образ. Вообще, он явно любуется Наташей Ростовой и апогей его восторга – эпилог романа.

Кадр из фильма “Война и мир”, 1967 г.

– Это ваш идеал женственности?

– У меня их два. Пушкинская Татьяна Ларина и его же Донна Анна. Это очень цельные женщины без кокетства и с подлинным чувством. Женственность для них – это то, что позволяет женщине быть самой собой и соответствовать своему призванию, а не то, чему нужно подделываться.

– Что значит – соответствовать призванию?

– Это то, что каждая женщина должна открывать в себе. Возможность самореализации, самоактуализации. Это вообще желание разобраться в себе как в женщине.

Главная черта женственности – стремление к гармонии, гармонизация всего и вся. Мужское общество чревато перекосами, как и общество женское, или общество без ролевых моделей (унисекс), в котором утрачиваются важные ценности, и всем становится все равно, какие браки: мужчина-женщина, мужчина-мужчина, женщина-женщина.

По-настоящему живым общество бывает тогда, когда в нем есть мужская мужественность и женская женственность. Это сильный ресурс, и это возможность раскрыться в отношениях друг с другом, например, открыв в себе призвание родительства.

Причем у женщины больше возможностей развивать материнское призвание, достаточно работать в помогающих профессиях: педагогами, врачами, в приютах. А у мужчин отсутствие отцовства – трудно восполнимый опыт. Мужчина, в котором нет отцовства, – это мужчина, в котором нет чего-то важного и содержательного.

Pussy Riot, Femen пусть и редкое явление, но именно через них я обнаружил, что женщина сегодня по-настоящему отказывается от своей роли. А между тем женственность – это право быть ДРУГОЙ, не такой, как мужчина, не соперничать с ним, быть не такой, как ее видят мужчины в своих пошлых стереотипах. Женственность – это право быть самобытной и свободной.

– Я правильно понимаю, что, по-вашему, вне семьи и вне отношений с мужчиной женственность не проявляется?

– Женственность и мужественность проявляются во взаимодействии. И если мы возьмем одну персону, то это будет лишь особь мужского или женского пола. А мужественность и женственность – это предложение, то лучшее, что мужчина и женщина могут предложить друг другу, что в конце концов может стать фундаментом долгосрочных отношений. Не существует абстрактно ни женственности, ни мужественности.

– Разве в армии мужчины не тренируют свою мужественность?

– Я бы не сказал, что в армии тренируется мужественность, разве что ее отдельные черты. Под мужественностью мы понимаем многое из того, что связано с великодушием, силой, энергией, целеустремленностью, патерналистскими представлениями: стремление защитить, поддержать, помочь, проявить снисходительность, великодушие, терпение. В армии нет повода для проявления таких черт мужественности, потому что они нужны, чтобы быть выбранным.

Они нужны для брака. Брак – происходит от глагола «брать», «выбирать». Брак – это выбор, благодаря которому становится возможным взаимодействие мужчины и женщины и, как следствие, проявление мужественности и женственности.

Кроме того, тип женственности, который преподносит женщина, сильно зависит от ее представления о мужчинах. Если она считает, что «здесь покороче, здесь поглубже, здесь так рукой, а тут так глазами», ну, значит, такие у нее представления о мужчине. Главное, в этом есть что-то временное, наносное.

А женственность – это незыблемое и постоянное. Когда женщина демонстрирует свои лучшие качества не для того, чтобы угодить, а потому что это соответствует ее природе, если она видит в этом свое призвание, только тогда открывается настоящая женственность.

Женственность – это талант. Его можно реализовать, а можно закопать в землю. Я не сторонник унисексового воспитания, когда мальчики и девочки не должны отличаться. Я уверен, что различия должны быть обязательно. Они должны развиваться и реализовываться. Призвание – ключевое здесь слово.

Maria Schaefer Photography/flickr.com

– И как же найти это призвание?

– Если ты родилась женщиной, то ты не столько должна реализоваться как женщина, сколько можешь в себе это найти. Вот бутоны. Какие-то распускаются, какие-то вянут, не распустившись.

Важно то, что женственность и мужественность существуют в каждом. Разница в том, что мужественность – это нечто однозначно со знаком плюс, ей присвоены все положительные качества. С мужественностью вообще проблем нет, и никому в голову не придет писать книгу про мужественность. Это все равно, что изобретать велосипед.

Но мужественность по отношению к женщине всегда трактуется со знаком минус, как и женственность в отношении мужчин. А между тем женственность – это безудержное развитие женщины.

Исторически так сложилось, что мы имеем отрицательное отношение к женскому началу. Женственность понимается как отрицательное, второстепенное и подчиненное.

Даже книга Симоны де Бовуар называется «Второй пол» (вторичный пол).

Но женственность – это важный, недооцененный нами ресурс человечности.

Женщины очень многое миру не додали в культуре, науке, искусстве, образовании, богословии в силу определенных исторических обстоятельств.

Иметь в качестве идеала лишь мужественность, ну простите, это абсолютно искаженная уродливая модель. Если существовать будет только она, мы многого лишаемся и во взгляде на вещи, и в способах мышления. Общество, ограничивающее себя одной правильной моделью, обедняет себя.

Традиционное мужское общество – рабовладельческое, античное, средневековое, общество эпохи Возрождения или буржуазного времени. Это общество мужчин, где женщины – лишь подчиненный элемент. Но я уверен, что этот маятник слишком сильно был оттянут в одну сторону и поэтому сейчас он стремительно мотнулся в противоположную.

Согласитесь, в феминизме многое было положительным, прежде всего идея равенства, о которой сегодня мы уже не говорим. Если начать перечислять достижения феминизма, то кто-то определенно спросит: «Разве бывает по-другому?» Совершенно естественно смотрится сегодня женщина в парламенте и в университете.

Но экстремистский феминизм шагнул дальше, точнее в другую сторону. И женщины вдруг пришли не к идее реализации женственности, а к идее мужественных женщин. Мне хочется показать, что женственность – это не калька или антикалька, или зависимая производная от мужественности. Это самостоятельная ценность.

Источник:
Женственность – недооцененный нами ресурс
Священник Петр Коломейцев – о том, почему принижение женщины базируется на пустом месте
http://www.pravmir.ru/zhenstvennost-nedootsenennyiy-nami-resurs/

Женственность и мужественность

Человеческое общество состоит из мужчин и женщин. Биологические различия между мужчиной и женщиной одинаковы во всем мире, но различаются их социальные роли. Традиционно считается, что мужчина сильнее и жестче женщины. Мужчина — это добытчик, он больше ориентирован на материальное благополучие, стремится преуспеть. А женщина ассоциируется с нежностью и заботой, она ориентирована на улучшение качества жизни, на выстраивание гармоничных отношений с окружающей средой. Это разделение является историческим: после родов женщины всегда проводили больше времени дома, потому что кормили ребенка и ухаживали за ним. Мужчина всегда был более свободен, он должен был охранять свою семью от чужаков и диких животных.

Исторические роли мужчин и женщин повлияли на то, что в некоторых сферах жизни мужчины и женщины занимают разное положение. Это, например, выражается в разделении мужчин и женщин по профессиям и отраслям. Исследование, проведенное Хофстидом в компании IBM, выявило 38 видов работ, которые были распределены по 6 группам, начиная с наиболее «мужественных» и заканчивая «женственными» [12]:

1. Торговые агенты (профессиональные и непрофессиональные). Очень редко эту должность занимали женщины, поскольку работать приходилось в условиях жесткой конкуренции. И размер заработной платы зависел от количества полученных заказов.

2. Профессиональные работники (инженеры/ученые).

3. Высококвалифицированные работники/технические специалисты. Профессиональные и квалифицированные работники занимались индивидуальными разработками, что требовало самостоятельности, целеустремленности и умения принимать решения.

4. Менеджеры всех категорий.

Занимались как техническими, так и социальными проблемами. От них требовалось не только вести себя настойчиво, но и заботиться о подчиненных.

5. Малоквалифицированные и полуквалифицированные рабочие.

Всегда работали в команде, поэтому умели сотрудничать друг с другом.

6. Офисные работники.

Не показывали серьезных достижений, в основном работали с людьми — как с работниками компании, так и с посторонними.

Таким образом, мужчины в большей степени представлены в высших эшелонах власти и на тех рабочих местах, где требуется высокий уровень квалификации. Мужчины исторически доминировали в этих сферах. Однако разделение профессий на «мужские» и «женские» во многом обусловлено культурой страны. Деловые отношения мужчины и женщины во многом определяются отечественными стереотипами. Например, «женщины в Советском Союзе традиционно были врачами, в Бельгии — дантистами, продавцами — в некоторых частях Восточной Африки. Женщины-руководители — большая редкость в Японии, но частое явление на Филиппинах и в Таиланде. Зато в Пакистане мужскими профессиями считают профессию секретаря-референта, а в Нидерландах — медбрата» [12].

В обществе принят некий образец поведения, характерный для среднестатистического мужчины или женщины. Каждая культура приписывает каждому полу определенные роли, манеру поведения, чувства, занятия, образ жизни и т. д. В любом человеческом обществе к мужчинам и женщинам относятся по-разному и ждут от них специфического психического склада и поведения. Имя, одежда, прическа, работа, обязанности и т. д. подчеркивают эту специфику. Однако это различие относительное, а не абсолютное. Зачастую женщины проявляют мужские черты характера, а мужчины — женские. Поведение мужчин и женщин не будет одинаковым во всех странах, так как культуры стран отличаются. В зависимости от того, как распределены социальные роли мужчины и женщины, какие функции и роли они играют в обществе, семье, на работе, в политике, выделяют мужественные и женственные культуры.

Культура считается мужественной, если в обществе половые роли мужчин и женщин четко разделены, т. е. мужчины жесткие, агрессивные, сфокусированы на материальном успехе и победе, а женщины скромные, нежные и сосредоточены на обеспечении качества жизни и морального комфорта в семье.

Женственность — характерная черта общества, в котором различие половых ролей несущественно, т. е. и мужчины, и женщины могут быть в одинаковой мере сосредоточены и на материальном успехе, и на обеспечении качества жизни [12].

В табл. 35 [12] представлены данные индекса мужественности для 50 стран и 3 регионов. К странам с мужественной культурой относят США, Великобританию, Швейцарию, Австрию, Ирландию, Германию, Италию. К наиболее женственным странам относят Скандинавские страны, Японию, Голландию. Францию. Отметим, что так же как и в случае с предыдущими индексами, эти данные отражают относительную, а не абсолютную позицию страны.

Тип культуры страны во многом определяет поведение человека, в том числе и в процессе делового сотрудничества. Знание и учет системы ценностей людей в разных странах позволит найти общий язык в ходе переговоров, при разработке проекта и даже при проведении интервью.

Рассмотрим конкретную ситуацию. «Один молодой голландский инженер решил устроиться на работу в американскую компанию. Он с отличием окончил хороший университет, имел трехлетний стаж работы в очень известной голландской фирме, активно участвовал в общественной жизни.

Инженер послал в американскую компанию короткое резюме и был приглашен на интервью.

На интервью он вёл себя вежливо и скромно, как, по его мнению, должен вести себя всякий соискатель, и ожидал, что ему будут задавать вопросы, которые должны выяснить уровень его квалификации. К его удивлению, американский менеджер задал ему очень мало вопросов, по поводу его квалификации. Вместо этого он задавал частные производственные вопросы, используя английские специальные термины, которых голландский инженер не знал и, соответственно, не мог понять смысл вопросов. Это были вопросы, которые он мог освоить в течение пары недель, если бы его приняли на работу.

Через полчаса после весьма неприятной беседы американский менеджер сказал: «Извините, но Вы нам не подходите»» [12].

Почему американский менеджер отказал голландскому инженеру. Дело в том, что американцы и голландцы имеют примерно одинаковые показатели индекса дистанции власти и индекса индивидуализма, но они отличаются по индексу мужественности. В системе ценностей деловой культуры Америки (где преобладают мужественные начала) считается важным показывать себя во всей красе. Поэтому в резюме они всегда подчеркивают свои выдающиеся способности, указывая все возможные премии, награды и членства в различных объединениях. На интервью американцы ведут себя самоуверенно. Американские менеджеры знают, что надо критически оценивать значение информации, которая написана в резюме и которую они слышат во время интервью.

В Нидерландах, где преобладает женственная культура, считается, что надо вести себя скромно, без пафоса. Голландцы обычно пишут скромные и небольшие резюме, чтобы не показаться хвастунами. Они рассчитывают, что смогут показать уровень своих знаний во время интервью, отвечая на вопросы. Из-за разности систем ценностей голландцев и американцев произошло межкультурное недопонимание. Голландский инженер не смог доказать американцу собственную ценность, поэтому не был принят на работу. Для того, чтобы избежать недопонимания и конфликтов, повысить эффективность управления, необходимо учитывать культурные особенности поведения людей в разных странах.

Рассмотрим, как формируется система ценностей в мужественных и женственных культурах на трех основных этапах «коллективного программирования» сознания: в семье, школе, на работе. Именно в семье начинает формироваться мировоззрение человека. В каждой культуре существуют свои традиции воспитания детей. Ребенку внушаются культурные стереотипы мужественности и женственности, принятые в обществе. Большое влияние на ребенка оказывает то, как распределены роли мужа и жены в семье. Поведение родителей влияет на формирование определенной системы ценностей ребенка, на установление различий между ролями мальчиков и девочек в обществе.

В мужественных странах принято разграничивать роли родителей. Муж — кормилец семьи, он строгий и редко показывает свои чувства. Жена должна вести себя покорно, поддерживать дома уют и гармоничные отношения. Она обращает внимание на чувства, проявляет нежность и сочувствие. В такой модели отношений, мальчики растут самостоятельными и напористыми, они не должны плакать, но могут драться, чтобы показать силу и отстоять свою позицию. Девочки добрые и заботливые, они очень чувственные и нуждаются в защите. Сын помогает отцу, а дочь — матери.

В женственных странах нет четкого разделения ролей родителей. Они оба заботятся и о качестве жизни, и о взаимоотношениях в семье. Поэтому сын может спросить у матери совета, как правильно забить гвоздь, а дочь может подойти к отцу, и рассказать ему о своих трудностях, рассчитывая на поддержку и понимание.

Следует учитывать, что на отношения родителей и детей также влияет и дистанция власти, и уровень индивидуализма. Поэтому не исключена возможность того, что в женственной культуре будет присутствовать неравенство между полами, а в мужественной культуре отец будет более чувственным, а мать более строгой.

Общие ценности, свойственные определенному полу, закладываются в самом раннем возрасте. Исследования Хофстида показывают, что в мужественных культурах детей учат честолюбию, соперничеству, амбициозности. Человек должен стремиться стать лучшим, добиваться успеха благодаря собственным усилиям. Примером того, как в мужественных культурах восхищаются сильными людьми, являются герои голливудских фильмов (например, «Бэтмен», «Рембо», «супермен» и т. д.).

В женственных культурах учат скромности и послушанию, дети помогают родителям. Человек должен поддерживать гармоничные отношения с окружающими, следовать моральным и этическим нормам поведения. Даже в кинематографе принято симпатизировать побежденным и антигероям, а не восхвалять героев-одиночек, проявляющих невероятную отвагу в борьбе за правду и свои интересы (например, в России обычно симпатизируют Остапу Бендеру — главному персонажу произведения Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», а в современном обществе довольно популярен бандит Саша Белый из сериала «Бригада»).

В школе продолжается формирование системы ценностей ребенка. В странах с мужественной культурой ценятся лидеры, лучшие ученики. Если ты не преуспел, не выделился из толпы, то это равносильно катастрофе («В странах с большим уровнем мужественности, например в Японии и Германии, газеты ежегодно публикуют отчет о студентах, покончивших жизнь самоубийством из-за того, что они провалились на экзаменах» [12]). В школе в основном преподают женщины, а в университете — мужчины. Учителя ценят за мастерство и академические знания.

В странах с женственной культурой ученики не хотят выделяться, лучше быть как все. Совершенно нормально быть неуспевающим в школе. Студенты не стремятся к достижению высоких результатов, потому что это не самое важное, чему надо научиться в школе. Главное — научиться адаптироваться к обществу, поддерживать хорошие отношения в коллективе. Поэтому и учителя ценятся за социальные качества и дружелюбие. А мужчины наравне с женщинами могут преподавать в младших классах школы.

Тип культуры влияет на то, какие специальности выбирают юноши и девушки, поступая в университет. В мужественных странах специальности разделяются в зависимости от того, какой тип поведения свойствен определенному полу. Например, педагогику в основном выбирают женщины (потому что это специальность, требующая умения общаться с детьми), право и инженерное дело выбирают мужчины (так как это специальности, требующие жесткости и технических навыков). Будущую профессию студенты выбирают в зависимости от размера будущего дохода или, по крайней мере, видимой пользы. В женственных странах социальные роли мужчин и женщин не разнятся. На одних и тех же специальностях учится примерно одинаковое количество мужчин и женщин. Выбор будущей профессии определяет не стремление к деньгам, а заинтересованность в определенном предмете.

Хофстид выделяет следующие аспекты, которые наиболее важны для представителей мужественных и женственных культур при выборе работы [12].

Для мужественных культур:

1. Заработок. Люди стремятся к работе с высокой зарплатой.

2. Осознание своих заслуг при выполнении определенной работы.

3. Возможность профессионального роста, выполнения более сложной работы.

4. Стремление к работе, которая даст чувство самореализации.

Для женственных культур:

1. Наличие хороших отношений с начальником.

2. Работа в дружном коллективе.

3. Важно жить в хорошем районе.

4. Уверенность в том, что вы не потеряете работу.

В мужественном обществе человек «живет, чтобы работать». Люди предпочитают работать в больших организациях. На работе приветствуются такие качества, как стремление к карьерному росту, соревновательность, напористость, самоуверенность, амбициозность. Каждый стремится добиться результатов и получить справедливое вознаграждение. Из-за внутренней борьбы за лидерство человек работает в условиях жесткой конкурентной среды.

В женственном обществе принято «работать, чтобы жить». Поощряется скромность в самооценке. Не приветствуется хвастовство и громогласность. В женственных культурах работа должна предоставлять больше возможностей для общения и оказания взаимопомощи. Для эффективной работы важна хорошая атмосфера в коллективе. Человек сконцентрирован на гармоничной семейной жизни, а не на материальном успехе (гораздо важнее провести время с семьей, чем сидеть допоздна на работе). В женственных странах люди предпочитают работать в небольших компаниях.

В зависимости от типа культуры, различают способы разрешения конфликтов. В странах с мужественной культурой, конфликты принято решать в споре, в борьбе: «пусть победит сильнейший». В странах с женственной культурой не принято выделять победителей и проигравших. Типичным методом разрешения конфликтов является проведение переговоров и принятие компромиссного решения.

Конкретная ситуация. «Российско-американское мебельное предприятие было создано на базе советской мебельной фабрики. Оно смогло вписаться в экономику переходного периода. Мебель пользовалась спросом, и ее сбыт приносил прибыль. Однако по мере роста конкуренции на мебельном рынке прибыльность предприятия стала падать. По решению акционеров на должность финансового директора (ФД) был назначен американский менеджер. Между ним и российским генеральным директором (ГД) произошел следующий диалог:

ФД: Старший инженер предприятия г-н Петров не справляется со своими функциями. Я предлагаю его уволить и взять на его место более молодого, грамотного и энергичного человека.

ГД: Иван Петрович Петров отработал на нашей фабрике почти 40 лет. Он считает наше предприятие своим вторым домом и предан ему. Его любят люди. Кроме того, он кристально честный человек. Конечно, он немолод и ему трудно идти в ногу со временем.

ФД: Агентство по рекрутменту уже предложило мне молодого кандидата. Он неудовлетворен условиями работы у нашего конкурента и готов, если мы заплатим ему больше, прийти к нам. Я навел справки — он очень грамотный и инициативный. За полтора года его работы у наших конкурентов объем продаж вырос почти на 30 %.

ГД: Мне это не очень нравится. Во-первых, как можно просто так уволить старейшего работника. Это же конфликт. Кроме того, он старается. Просто у него не все получается. Давайте подумаем, как ему помочь. А в отношении Вашего кандидата: человек, который бежит за длинным рублем на другое предприятие, убежит и от нас. Зачем нам человек, на которого нельзя положиться?

ФД: Послушайте, но из-за того, что г-н Петров не справляется, наши акционеры теряют прибыль. Я уверен, что назначение на пост старшего инженера молодого и грамотного человека, с которым я встречался, принесет пользу фабрике и будет соответствовать интересам акционеров» [8].

В деловой культуре российского руководителя преобладает женственность, а в культуре американского менеджера — мужественность. Первый не любит создавать конфликтные ситуации, поэтому против увольнения. Для него важнее сохранить гармоничные отношения со своими работниками, чем получить материальную выгоду. Российский управляющий эмоционально привязан к своему подчиненному. Целью деятельности американского менеджера является увеличение объема продаж и повышение прибыли. Ему важна продуктивность работника, а не его преданность компании. А так как г-н Петров не справляется со своими функциями, то его место должен занять более способный, лучший работник.

От типа культуры зависит способ принятия руководителем решений. В мужественной культуре менеджер решения принимает единолично, обращая внимание на факты. В женственных культурах менеджер действует более интуитивно. Для принятия решений ему необходимо посоветоваться, собрать совещание, комиссию. Женственные и мужественные страны преуспевают в разных отраслях промышленности. Мужественные культуры преуспевают в производстве, особенно массовом, так как работают быстро и эффективно. Женственные культуры имеют преимущество в тех отраслях, где есть ориентация на людей: сфера услуг (например, туризм), производство, ориентированное на индивидуальные желания потребителя, а также переработка природных материалов.

В табл. 36 [12] представлены основные различия между мужественными и женственными культурами в отношении семьи, школы и работы.

В зависимости от типа культура различается и политика страны. Политические лидеры обычно продвигают и отстаивают те ценности, которые близки населению страны. Уровень мужественности влияет на расстановку приоритетов в следующих областях политики [12].

1. Вознаграждение сильных или солидарность со слабыми.

Мужественные страны (например, США) стремятся к производительности, а женственные к благотворительности (например, Швеция). «В Швеции считается важным обеспечить минимальное качество жизни каждому, а финансовые средства для этого берутся у тех, у кого они есть. В США и Великобритании считается, что бедность — это собственная вина человека. Поэтому, для того, чтобы не быть бедными, надо больше работать, и богатые люди ни в коем случае не обязаны оказывать им финансовую поддержку» [12].

Считается, что женственные страны более лояльны к поведению своих жителей (например, применение наркотиков, аборты, разводы и т. д.), чем мужественные страны. Например, в Ирландии запрещено делать аборты. Зато Голландию относят к стране «свободных взглядов», так как там разрешено употребление легких наркотиков, узаконена проституция, эвтаназия и гомосексуальные браки.

2. Экономический рост или защита окружающей среды.

Целью политики мужественных стран является достижение экономического роста, даже в ущерб окружающей среде. Например, Германия (мужественная страна) приветствует проведение нефтепровода в Европу, хотя это принесет вред экологии.

Женственные страны отдают предпочтение целям охраны окружающей среды. «Взять, к примеру, Южную Корею. Корейцы решительно делают ставку на внедрение инноваций в свою промышленность. Причем так успешно, что уже рассматривают возможность выноса вредных производств за пределы своей страны — на территорию Урала и Сибири» [37]. По мнению Хофстида, одной из основных проблем Европейского союза будут споры относительно того, каким целям отдавать предпочтение, так как страны-участницы имеют разный уровень мужественности (от 70 у Италии до 14 у Нидерландов).

3. Рост вооружения или помощь бедным странам.

В странах с мужественной культурой стремятся к росту вооружения своей страны. Международные конфликты решают, в основном, путем сражений. Женственные страны ориентированы на помощь бедным и защиту слабых. Конфликты решаются путем проведения переговоров и нахождения компромиссов.

Роли, которые выполняли мужчины, всегда отличались от женских. Мужчина — добытчик и защитник. Женщина — мать и хозяйка дома. Но мир меняется, изменяются стереотипы мужского и женского поведения. «В газетах появляются объявления о первой в мире женщине — капитане корабля, или о первой женщине — водителе троллейбуса в мусульманском мире, или о женщине — телохранителе британского премьера» [29].

Во многих странах мира женщины пытаются проявить себя наравне с мужчиной, стремятся иметь одинаковые права. Но даже форма феминизма будет отличаться в зависимости от культуры страны. В женственных странах стремятся к допуску женщин в те области, где раньше доминировали мужчины. В мужественных странах феминистки требуют установления таких же прав, как и у мужчин.

Хофстид считает, что на формирование мужественности и женственности в обществе повлияли история страны, ее географическое положение. Например, странам с холодным климатом присуща женственная культура, так как для выживания в суровых условиях мужчине и женщине надо было сотрудничать и выстраивать партнерские отношения. В северных странах мужчины часто по долгу находились вне дома (охота, мореплавание), а женщине приходилось самостоятельно вести хозяйство.

В заключение хотелось бы сказать, что мужественность и женственность — это модели поведения, принятые тем или иным обществом, которые обусловлены культурными и историческими представлениями. И равноправное положение женщин и мужчин в обществе сильно зависит от политики, идеологии и культуры страны.

В табл. 37 [12] представлены основные различия между мужественными и женственными культурами в области политики и идеологии.

Источник:
Женственность и мужественность
2.3.4. Женственность и мужественность
http://textb.net/97/21.html

Женственность и мужественность

схема проезда

  • ГИНЕКОЛОГИЯ
  • ПСИХОЛОГИЯ
  • КОСМЕТОЛОГИЯ
  • ДРУГИЕ ВРАЧИ
  • новости
  • индивидуальные консультации
  • мастер-классы
  • специалисты
  • статьи

Что же такое женственность и мужественность? Казалось бы, это очевидно, но сказать словами трудно. Чаще всего про мужественность говорят, что это сила, женственность это слабость. Но так ли это? Физически мужчина в среднем сильнее женщины, но женщины во многих отношениях сильнее мужчины, если брать их выносливость, работоспособность, среднюю продолжительность жизни, а главное, силу характера. Было бы как-то это плоско, а также унизительно для женщин успокоиться на таком представлении. Размышляя над кратким, но емким определением мужественности и женственности я пришел к следующему выводу.

Мужчина – это гордость и сила, а женщина – красота и нежность. Все остальное проистекает из этих основных различий. Это два разных, но взаимно дополняющих друг друга стиля жизни. Эти два стиля неистребимы, вместе они составляют единое целое, а по отдельности будут ущербны.

Даже, если все мужчины исчезнут, а женщины станут размножаться с помощью науки, то через сравнительно короткий промежуток времени, лет через 100, женщины разделятся на две подгруппы. Одна группа будет, по-прежнему, носить платья, длинные волосы, украшения, делать макияж и маникюр, будет любить готовить еду, рожать и растить детей, они будут красивыми и нежными. А другая группа будет гонять на мотоциклах, пить пиво, драться и стремиться к карьере, носить короткую стрижку и брюки, они не будут отдавать себя домашним делам и детям, они будут гордыми и сильными. Представители этих женских подклассов будут влюбляться друг в друга, создавать устойчивые семьи и воспитывать общих детей. Даже в паре гомосексуалистов, один – мальчик, и один – девочка. А в паре лесбиянок, одна – мальчик, и одна – девочка.

Мужчина противопоставляет себя миру, он стремится реализовать в этом мире себя, он хочет добиться такого результата, чтобы гордиться собой и проявляет силу (напор) для достижения цели. Его основной тезис: «Я, я и еще раз я!» Он хочет быть первым, главным и единственным. Он хочет быть победителем, лучшим и любимейшим, он хочет что-то доказать кому-то. С годами он может понять, что все равно не сможет стать самым-самым во всех видах соревнований, но хочет быть хотя бы и не самым первым, но одним из первых, хотя бы в одном виде, хотя бы ненадолго. Эта победа делает его очень привлекательным для женщины в качестве ценного генетического материала, который можно передать своему ребенку. А главное, это дает ему самому ощущение собственного, ничем не опровергаемого, чувства престижа. Тем самым повышает его шансы на восхищение женщин и распространение своих генов.

Некоторые женщины обижаются: «Что же нам не свойственна гордость?» Нет, женщина также имеет гордость, но это не то качество, которое является реализацией их женственности. Женщина более склонна гордиться своим мужчиной, или своим сыном, чем своими достижениями, ей важнее быть любимой, чем победительницей. Ее победа в том, что она более привлекательна, чем другая женщина, она красивее и любимее.

Женщина – это врата для того, чтобы привести новую душу в этот мир, помочь ей воплотиться и реализоваться в этом мире. Тезис женщины: «Он, он и еще раз он!» Как сказала одна беременная женщина во время медитации: «У меня такой образ, что я стою у калитки и жду кого-то, чтобы его проводить…» Поэтому женская реализация осуществляется с помощью других людей, точнее через детей и мужа. Поэтому женщина смотрит на мужчину, а мужчина смотрит в пространство… Женщина ценна уже тем, что она женщина и ей не надо быть самой крутой в забеге на 10 км, для того, чтобы ощущать быть привлекательной для создания семьи. Только она может родить ребенка… Только она может продлить жизнь на планете Земля, создать новое, здоровое и жизнеспособное поколение. Ей важно показать мужчинам, что она будет хороша именно для этого.

Цель женщины – ребенок, а мужчина только средство для этого. Так говорил еще Ницше. Поэтому женщина до брака говорит мужчине: «Все для тебя!» После свадьбы: «Все для меня!» А после рождения ребенка: «Все для него!» После чего мужчина чувствует себя обманутым и находит новую женщину, которая говорит: «Все для тебя!» В результате он бросает первую и весь цикл повторяется… Поэтому умная женщина и после рождения ребенка продолжает говорить мужу: «Все для тебя!» и «Только ты!», – но подразумевает, что это все ради Него. Но ведь: «Я родила его для тебя, он весь в тебя, это твой ребенок» и т.д. Любовь женщины к мужчине непомерно возрастает, если она видит, что тот заботится о ребенке.

Но если он подменяет женщину в этой семейной роли от слабости, если мужчина смотрит только на женщину, то ей такой мужчина не интересен. Она пренебрегает им, потому что сам он ничего не стоит, он не противостоит миру, ничего не добивается, на него нельзя опереться. Некоторые женщины активно добиваются мужчины, пока он производит впечатление сильного. Но как только они чувствуют, что покорили его, то думают: «И зачем мне такая тряпка?» Они теряют к такому мужчине интерес и бросают его. В результате они сами все время «в пролете». Или много позже они молча вопиют: «Ну почему я все время должна все сама?!» Можно лукаво ответить: «Ты сама этого хотела…»

В любом случае мужчина не любит быть ведомым, а женщина позволяет себя вести, если мужчина ей нравится. Так происходит и в танце и в сексе. Если женщина начинает вести в танце, то это производит на мужчину катастрофическое впечатление. Но хотя женщина позволяет себя вести, командовать ею нельзя, это уничтожает в ней нежность и обесценивает ее. Ее можно вести только так, чтобы привести к исполнению ее собственных желаний. Поэтому за ней необходимо ухаживать, ее необходимо уговаривать…

Китайская притча рассказывает о двух друзьях дровосеках Инь и Ян. Ян был необыкновенно ловким дровосеком, он за минуту мог топором сделать из бревна красивую скульптуру. Однажды Инь испачкал самый кончик носа мелом, а Ян заиграл топором, подбрасывая его вверх, и в мгновение стесал крошечное белое пятнышко с носа Иня, а тот даже не шелохнулся. Ян и Инь много раз выступали с этим номером к восторгу зрителей. Но потом Инь умер и Ян прекратил свои фантастические выступления. Его спросили, не потерял ли он свое мастерство? Ян ответил: «Нет, я могу в любой момент сделать то же, что и раньше. Но где я найду такой материал?» Он намекал на Иня. Действительно, кто еще способен не шелохнуться, когда вокруг твоей головы летает сверкающий топор?! Качество Инь не менее важно в жизни, чем качество Ян, они нужны друг другу.

В каждом человеке есть и та и другая энергия. Это заблуждение, что женщины обязательно имеют больше энергии Инь, а мужчины – Ян. Но в семейной паре обычно эти энергии уравновешены. Если женщина очень активная и деловая, то ее мужчина – спокоен, уравновешен и лишен амбиций. Однако доминирование в женщине энергии Ян может привести к ее собственной неудовлетворенности. Например, женщина рассказывает, что она всегда принимала решения сама, первая признавалась в любви, всегда вела мужчину в танце, женила на себе своего мужа, а он был нежный и мягкий, не мог заработать денег. Она никогда не ощущала его надежности и силы, в итоге они развелись. В семье всегда один лидер – один ведомый, два лидера в семье не могут ужиться, а два ведомых ничего не смогут решить. Сочетание Инь-Ян создает полную систему. Если все равно кто-то должен быть Инь, то почему бы эту функцию не выполнять женщине?

Рассмотрим классический вариант, когда в мужчине больше Ян, а в женщине – Инь. В этом случае мужчина проявляет активность, развивает свою логику, чтобы принять правильное решение, он старается быть жестким и однозначным, чтобы подчинить обстоятельства своей воле и победить конкурентов. Женщина развивает чувствительность и интуицию, чтобы вовремя среагировать на изменение ситуации и сохранить жизнь и благополучие. Мужчина – это меч, а женщина – это щит. Если мужчина форвард, стремящийся забить гол, то женщина – полузащитник, подкатывающий ему мяч по удар. Мужчина – это рыцарь, а женщина – фея.

Кстати, на Востоке даже все единоборства проникнуты принципом Инь. Например, самая эффективная и самая миролюбивая борьба Айкидо. В этой борьбе не надо отвечать ударом на удар, не надо ставить блоки, надо, например, слегка повернуться, чтобы пропустить удар мимо себя и, потянув противника за руку, помочь ему упасть на то место, которое тот «хочет».

Женщина имеет право долго сидеть около зеркала, занимаясь макияжем. Или может много времени проводить в парикмахерской, занимаясь своей прической и ногтями. Если так будет делать мужчина, то все решат, что он сумасшедший или «голубой», или трансвестит. Женщина просто обязана следить за модой, иметь много разной одежды и, конечно, шубу. Она может выглядеть «как конфетка», может одеть на шею, запястья, пальцы и уши разнообразные украшения, ногти покрыть лаком, опрыскать себя и свою одежду духами, и одеть туфли на высоких каблуках. Мужчина такого позволить себе не может, подобное поведение его полностью дискредитирует, если только это не праздник-маскарад, да и то такие случаи переодевания только в голливудских фильмах встречаются. На маскараде мужчина обычно одевается так, чтобы подчеркнуть свою мужественность и геройство, например, в гусарский мундир, а не в женское платье.

Мужчины конкурируют друг с другом по силе и успеху. В детстве они дерутся, потом конкурируют в спорте, также по силе ума, степени власти и количеству денег. Женщина очаровывается силой мужчины: физической силой, сексуальной силой, трудолюбием и мастерством, силой ума, власти и денег. Конечно, в каждом социальном классе предпочтение отдается какому-то одному параметру, например, в народе отдается предпочтение силе и мастерству, в среде интеллигенции уму и таланту, в среде купечества (бизнесменов) – деньгам, в среде военных и администрации – власти. Женщину могут очаровывать самые разные проявления мужской силы, ее привлекает именно то, чего она сама лишена, и то, что соответствует ее социальному положению.

Нежность женщины проявляется в ласковом прикосновении. Если красота женщины привлекает и околдовывает мужчину, то ее нежное прикосновение вводит его в транс, сводит с ума и дает ему счастье. Мужчины очень высоко ценят женскую кожу, прикосновение к нежной женской коже полностью парализует их волю. Они бреются, чтобы не поранить чувствительную женскую кожу и доставить женщине и себе больше эротического удовольствия. Женское прикосновение отличается от мужского тем, что предполагает учет желаний и состояний другого человека, а не прямолинейную реализацию своих намерений. Грубость в том и состоит, что с интересами и реакциями другого человека не считаются, к нему не подстраиваются.

Женщина нацелена на то, чтобы обойти сопротивление мужчины, его барьеры и не испугать его. Это прикосновение сообщает: «Я забочусь о тебе, делаю приятное тебе, ты в безопасности и я ухаживаю за тобой». Она умеет подстроиться, эта способность, кстати, очень важна для психотерапевтической работы. Одна клиентка говорила: «Я вижу образ, что мой муж весь закован в железные латы. Но я знаю, как проникнуть под латы, чтобы приласкать его. Тогда он расслабится и снимет латы». Также, и даже еще лучше, женщина обращается с детьми, но мужчина не должен этого почувствовать, или он может испытать ревность к детям. Детям необходима нежность, поэтому женщины мягки и чувствительны, внимательны к их потребностям. Материнство является важнейшей стороной женственности.

Но, сказанное выше еще не все. Вот еще одно противопоставление. Мужчина – это инициатива и смелость, а женщина – подстройка и предосторожность.

Так же как сила, женщину очаровывает мужская инициатива и смелость. Ей нравится, что он все время что-то придумывает, удивляет ее, организует встречи и развлечения, отдых и работу. Она в восторге, когда он может залезть на дерево и снять котенка, когда он герой и не боится дать отпор хулигану или преступнику. Женщине приятно, когда ее мужчина настоящий лидер, она согласна за ним следовать. Принято, что мужчина ведет в танце, а если женщина начинает вести, то между ними происходит борьба, а не танец.

Женщина позволяет мужчине быть инициатором сексуальных отношений и стесняется начать сама. Как правило, она не может сама предложить ему заняться сексом или объясниться в любви, но старается понравиться ему и привлечь его, она ждет. Она поражается его смелости и восхищается его подвигами, и не пытается его контролировать, если верит в его любовь и уверена в своей привлекательности. Если женщина контролирует мужчину, то она как бы кастрирует его и сама становится мужчиной. Часто боясь силы и неконтролируемости мужчины, завидуя его возможностям, не доверяя его благородству, женщина враждует с мужчиной. Истоки этой вражды лежат еще в детстве. Об этом много сказал З.Фрейд, описав фаллический период развития ребенка (с 3-х до 6 лет).

Также, испытав унизительное поражение от более сильного противника, мальчик может ощутить себя как бы кастрированным, потерявшим честь. Потом он может пытаться вернуть ее себе задним числом.

Сформулируем еще одно и последнее в данном тексте противопоставление: «Мужчина – это внешняя сторона жизни семьи и добыча ресурсов, а женщина – внутренняя жизнь семьи и ее счастье.

Высшая похвала мужчине в устах русской женщины: «Я за ним как за каменной стеной». Это значит, что ей не о чем беспокоится, она может отдавать себя детям, уходу за своей красотой, заботе о муже и любви. Тогда она может дать счастье детям, мужу и другим близким, живущим в семье, о чем уже говорилось выше. Именно это ее главная задача в семье, ради чего она и занимается внутренней жизнью семьи. Это не только обеды, здоровье, секс и интерьер. Это настроение членов семьи, их психологические проблемы, помощь, воспитание, общение, досуг и эмоциональный климат. Женственность во многом формируется под влиянием отца, который создает у девочки чувство защищенности, позволяющей ей в атмосфере безопасности формировать красоту и нежность.

Но не все женщины готовы всем этим заниматься, а некоторые мужчины не готовы сражаться за внешнее преуспеяние семьи.

Другие мужчины, наоборот, считают, что главная их задача – принести в дом много денег, на этом их участие в делах семьи кончается. За это они требуют от жены полного ухода за собой и подчинения своему мнению. За детей целиком отвечает жена, он же не уделяет им практически никакого внимания, но они обязаны его слушаться. Если он захочет, то свободно может ей изменять, и она не имеет права его контролировать, она всегда будет виновата. Семья является для него только «базой», а в остальном он живет, как хочет, не считаясь ни с кем. Такое поведение можно назвать проявлением мужского шовинизма. Мало какая женщина будет счастлива в подобной ситуации.

Самое интересное состоит в том, что мужской шовинизм и женская строптивость имеют нечто общее, а именно – пренебрежение женственностью! Женственность может и должна быть поднята на более высокий уровень. Женщина не должна быть мужчиной, но это вовсе не означает, что она должна быть рабой. Наоборот, женственность должна быть высоко оценена и быть объектом заботы и восхищения в обществе и семье. Именно от женщины зависит здоровье и счастье грядущих поколений, да и само их существование.

К сожалению, в нашей стране женственность всегда очень мало ценилась. Особенно в те времена, когда женщин призвали заменить мужчин на тракторах, и они откликнулись на призыв. А видели ли Вы когда-нибудь сиденье у типичного советского трактора? Это голый стальной лист, постоянно вибрирующий при работе мотора… Тогда считалось, что декретный отпуск после рождения ребенка 2 месяца – вполне достаточно. А потом – на работу, а детей – в ясли, общество воспитает…Однако, отсутствие удовлетворительного грудного вскармливания, как показал еще З.Фрейд, приводит развитию пристрастия к курению и алкоголизму, как к способам компенсации бессознательно ощущаемой фрустрации. Теперь мы думаем, что делать с миллионами алкоголиков?

Почему происходят искажения в женственности и мужественности? Отчасти мы уже ответили на этот вопрос выше. Конечно, все истоки искажений находятся в раннем детстве. Развитие женственности зависит от отца, а развитие мужественности от матери. Чтобы развивалась мужественность в мальчике, его матери необходимо поощрять его активность, самостоятельность, гордость и смелость. Ей надо восхищаться его успехами и подвигами, выражать уверенность в том, что он сможет добиться того, к чему стремится. Подавление мужской силы и самостоятельности матерью (реже тираническим отцом) приводит к развитию пассивности и слабости, инфантильности и трусости.

Чтобы в девочке развивалась женственность, отцу необходимо восхищаться ее красотой и нежностью, она должна чувствовать защиту с его стороны и уважение к ее женским занятиям, например, к игре в куклы или любви к тому, чтобы вертеться перед зеркалом и наряжаться. Если отца нет или он слишком слаб, чтобы защитить девочку, то она будет формировать в себе мужские черты для самозащиты. Если же отец выражает явное предпочтение мальчикам, то она невольно будет формировать в себе мальчишеские черты, чтобы ему понравиться.

Например, женщина, явно проявляющая черты мужского соревнования и упрямства, рассказывала, что когда она родилась, то ее отец вообще не хотел брать из роддома, а когда мать ее принесла домой, то три дня лежал, отвернувшись к стене, обиженный на мать, что та родила девочку! Понятно, почему в ней развились мужские черты. «Все-таки он меня признал! Когда я окончила технический вуз», – гордо заявила она.

То есть, те или иные обстоятельства, порождающие в девочке разочарование в собственной женственности, а мальчике – в собственной мужественности, приводят к разнообразным искажениям в развитии этих важнейших качеств. Все мы люди, все мы – «человеки», но если мужчине сказать, что он вообще не мужик, то это его глубоко оскорбит. Не менее жестоким оскорблением будет для женщины, сказать ей, что она вообще не женщина. Потому что наша половая идентичность, наша мужественность и женственность нам действительно очень дороги.

Считается, что мужчина и женщина обмениваются энергией во время занятий любовью. Да, но женщина отдает мужчине избыток своей мужской энергии и получает от него избыток его женской энергии. Занимаясь сексом с женщиной, мужчина не только получает оргазм, но и подтверждает свою гордость и силу. В результате полового акта женщина становится еще больше женщиной, а мужчина еще больше мужчиной.

Итак, подведем итоги. Женственность и мужественность нужны друг другу, они не конкурируют между собой, а любят и поддерживают друг друга. Все точно сформулировано, не женщина и мужчина притягиваются друг к другу, а женственность и мужественность, чтобы объединиться в целостность. Женственность и мужественность могут быть свойственны как женщинам, так и мужчинам, но всем лучше, если ими наделены люди в соответствии со своей природой. Женственность это красота и нежность, а также спокойствие и гибкость, умение следовать и создавать гармонию, это забота и кормление, это умение дарить счастье детям и мужчине, сохранять мир внутри дома. Мужественность – это гордость и сила, это инициатива и смелость, это защита и добыча ресурсов, это покровительство и умение дарить уверенность в благополучии, создавать условия для роста, развития и процветания.

Источник:
Женственность и мужественность
Сутра о женственности и мужественности
http://gerberamed.ru/Psychology/Articles/SutraWomanMan.html

COMMENTS